Такое нельзя пропускать. Можно просмотреть сшибку «Милана» и «Интера», если вы не помешаны на Серии А, пропустить встречу «Боруссии» и «Баварии», позволить себе не увидеть манчестерское дерби в угоду работе или учёбе. Но «класико»… «Класико» – это всегда нечто большее, чем футбол. Борьба двух идей, двух взглядов на мир, двух клубов, идущих по разным векторам развития. По крайней мере так было раньше.
За последние годы противостояние «Реала» и «Барсы» превратилось из умного триллера, наполненного переплетающимся сюжетом и шокирующими неординарными ходами, в качественный солидный боевик. Красивый, начинённый спецэффектами, ярко анонсируемый. Но пустой по смысловому наполнению. Предстоящее «класико» – отличный повод вернуться к старой теме, почему раньше трава была зеленее, а солнце светило ярче.
Как было
Времена пришествия Моуринью в «Реал» и становления «золотой» «Барселоны» Гвардиолы – одна из ярчайших страниц в истории всего испанского футбола.
Исходы «класико» зачастую решались ещё до выхода команд на поле.
Помимо шоу на поле тренеры устраивали резонансные пикировки, игроки на поле не сдерживали эмоций и регулярно вступали в перепалки, а порой и вовсе доводили дело до рукоприкладства. Встреча «Реала» и «Барсы» всегда была настоящим шоу со всеми вытекающими из него последствиями, но на старте второго десятилетия XXI века это противостояние приобрело новый оттенок, на который мало кто обращал внимание.
Моуринью и Гвардиола несколько лет определяли вектор развития всего мирового футбола. Два гения и новатора, работавшего в разных плоскостях футбольного мышления, прививали своё видение игры футболистам и лепили из лучших команд Европы неповторимые скульптуры.
Исходы «класико» зачастую решались ещё до выхода команд на поле. Неординарный тренерский ход мог заранее определить, в каком направлении пойдёт вся игра. Именно выбор схемы, разбор игры соперника и перестроения по ходу матча давали преимущество одной из команд. В первом «класико» Моуринью получил знатную оплеуху изящной каталонской пятернёй, но понял, с чем будет иметь дело и что надо сделать с «Реалом», чтобы, как и год назад с «Интером», поставить «Барселону» на колени.
В последующих матчах «Реал» постепенно учился справляться с гениальным центром «Барселоны». Жозе выпускал Пепе в качестве опорного полузащитника, чтобы минимально сократить разрывы между линиями и не дать юрким соперникам играть на свободных зонах, обучал полузащитников держать Бускетса, Хави и Иньесту под постоянным прессингом, заставлял форвардов пользоваться неотлаженным выводом «Барселоной» мяча от своих ворот.
Порой капканы португальца срабатывали, и он ставил «Барсу» в тупик, однако чаще верх брал Гвардиола. И не только за счёт гениальных проходов Месси с центра поля. Использование Фабрегаса в качестве ложной девятки, перевод Иньесты на позицию флангового нападающего, Вилья в роли наконечника атаки и даже игра в три защитника. Всякий раз наставники пытались придумать что-то новое, найти ту изюминку, которая склонит чашу весов в их пользу. Так Гвардиола и Моуринью строили свои тактические дуэли, которые мало кто ставил во главу угла, не замечая их на фоне тычков Жозе в глаз Виланове, фолов Пепе и «косяков» Вальдеса.
После отъезда Гвардиолы в «Баварию» и прихода на тренерский мостик Тито Вилановы градус соперничества упал. Сдал и Моуринью, будто бы потерявший мотивацию после ухода главного антагониста. Война идей и футбольных идеологий подходила к концу. Отошедшего от дел по состоянию здоровья Виланову сменил Мартино, так и не разобравшийся, куда он попал. Вскоре вместо Жозе на тренерском кресле «Бернабеу» восседал Анчелотти, оставивший в прошлом развязанную Моуринью войну. Точка кипения была пройдена. «Реал» брал своё за счёт голевых подвигов Роналду и геройств Бэйла, «Барселона» старалась перестроиться на остатках былого величия. «Класико» постепенно утратило статус законодателя мод в европейском футболе.
Как стало
«У меня не так много работы в «Барселоне». Достаточно выпустить их на поле, сказать «абракадабра» — и начинается магия», — ответил однажды Луис Энрике на вопрос о том,
Роль Энрике сводится к тому, чтобы организовать надёжную игру у своих ворот и просто не мешать MSN творить.
каково работать с Месси, Суаресом и Неймаром.
Конечно, не стоит воспринимать эту цитату буквально, иначе «Барсу» мог бы тренировать любой из нас, однако доля правды в ней есть. В данный момент сине-гранатовые как никогда в своей истории зависят от формы своей тройки нападения. Если не пойдёт у кого-то одного, к примеру Неймара, — ничего страшного, находящиеся в достойных кондициях Месси и Суарес способны и вдвоём вытащить матч. Но если игра не задастся у двоих из этой троицы, у «Барселоны» возникают большие проблемы.
Роль Энрике сводится к тому, чтобы организовать надёжную игру у своих ворот и просто не мешать MSN творить. Впервые за долгие годы полузащита перестала быть краеугольным камнем игры «Барселоны». Более того – на сегодня это, пожалуй, слабейшая линия всей команды. Могли вы себе представить такое лет пять назад? Бускетс откровенно сдал в этом сезоне, Иньеста не молодеет и мучается от травм, ни Ракитичу, ни тем более Турану, Рафинье и Денису Суаресу не удалось заменить Хави. В итоге игра «Барселоны» строится на быстрой доставке мяча форвардам, которые что-то, да должны придумать. «Тики-така» покинула «Барселону» и вместе с Гвардиолой перекочевала сперва в Мюнхен, а затем в Манчестер. «Блауграна» же с каждым годом училась играть во всё более вертикальный футбол.
Благодаря наличию гениальной троицы в противостояниях с более изощрённым в тактическом плане Анчелотти Энрике мог спокойно выходить победителем. Вспомнить хотя бы «класико», сыгранное в марте 2015 года – «бланкос» отрезали атакующую троицу «Барсы» от полузащиты, вынудили Ракитича постоянно ошибаться в центре и провалить игру, терроризировали оборону забегами по флангам… И всё равно проиграли. Гол Матьё после подачи Месси со штрафного, шикарный заброс на Суареса – и вуаля: 2:1.
С уходом Анчелотти «Реал» ещё больше потерял в тактическом плане и также взял курс на использование лучших качеств своих звёзд. Опустим провальный период Бенитеса, ознаменовавшийся разгромом на «Бернабеу» 0:4. Разочароваться в Рафаэле никто так и не успел, так как никого он до этого не очаровывал. Потому перейдём к Зидану.
Уже не раз говорилось, что, даже несмотря на победу в Лиге чемпионов, сложно составить какое-то внятное впечатление о Зидане-тренере. Француз не козыряет применением модных схем, не делает неочевидных и странных перестроений, а просто использует по максимуму имеющийся в наличии ресурс. В отличие от Бенитеса, у Зидана есть авторитет, который помог ему пропихнуть-таки в основу опорника Касемиро, серьёзно разгрузившего Крооса и Модрича. По большому счёту, это единственная фишка, применённая Зизу в Мадриде.
В последние годы «класико» перестало быть дуэлью наставников, сшибкой двух философий и взглядов на мир, борьбы разных систем.
Здоровая атмосфера в раздевалке – залог успеха современного «Реала».
Тренерские таланты Энрике и Зидана не идут ни в какое сравнение с гениями Гвардиолы и Моуринью. В последние годы класико перестало быть дуэлью наставников, сшибкой двух философий и взглядов на мир, борьбы разных систем. В эту субботу мы вряд ли увидим что-то принципиально новое, что захватит схватиться за сердце от взгляда на стартовые составы. Какими запомнятся нам современные «Реал» и «Барселона»? Мы запомним, как кружили головы защитникам Месси, Суарес и Неймар, но в голове не отложится игра этой «Барселоны». Запомним прорывы Бэйла и диагонали Крооса, но так и не найдём логического объяснения победе «Реала» над «Атлетико» в последнем туре. Класико больше не является лакмусовой бумажкой европейского футбола и пособием для тренеров по всему миру. Но класико по-прежнему остаётся шоу, которое вы не имеете права пропустить. В любом случае, боевики с хорошим подбором актёров в плане зрелища редко уступают гениальным триллерам.