На следующей неделе, 2 мая, в продажу поступит Age of Wonders 4 — продолжение фэнтезийной серии пошаговых стратегий от Paradox Interactive и Triumph Studios. Ранее мы рассказывали об истории серии и делились первыми впечатлениями от 15 часов знакомства с новинкой.
К выходу нам посчастливилось сыграть ещё несколько десятков часов уже в финальную версию стратегии. Мы провели несколько больших партий и готовы поделиться впечатлениями от одной из лучших стратегий последних лет.
Перед прочтением полноценного обзора советуем сначала ознакомиться с нашим превью.
Наше видео про Age of Wonders 4. Включите звук
Сражения впечатляют
Age of Wonders 4 продолжает развитие идей 4Х-стратегий. Игровой процесс четвёртой части напоминает других представителей жанра пошаговых игр: пользователь берёт на себя роль правителя одной из выбранных (или созданных) рас, изучает карту, строит и развивает города, изучает заклинания и, конечно же, сражается.
Навороченная боевая система — самое главное отличие новинки от Civilization и других похожих стратегий. Сражения в игре напоминают культовых «Героев»: в битвах воины ходят по очереди, обладают определённым набором умений и характеристик. После успешных сражений бойцы получают опыт и достигают новых уровней, улучшая тем самым свои показатели.
Важнейшим юнитом в игре остаётся герой — сильный полководец, которого можно прокачивать прямо как в ролевых играх. У него есть набор способностей и даже инвентарь — там со временем появляются новое оружие, броня и другие полезные предметы.
Этот суровый герой 13-го уровня способен уничтожить небольшую армию в одиночку
Фото: Paradox Interactive
Сражаться и улучшать армию в игре не просто желательно — это необходимо. Дело в том, что карту мира населяет множество опасных существ: от осьминогов-убийц до драконов и нежити. Если не обращать на них внимание, то в итоге их будет становиться всё больше и больше, пока они не начнут уничтожать всё живое вокруг себя.
К тому же именно нейтральные юниты охраняют заброшенные пещеры, таинственные руины и другие места чудес. За исследование редких локаций можно получить не только опыт, но и золото, а также другие важные ресурсы.
Сражаться в Age of Wonders 4 попросту весело.
Особой похвалы заслуживает механика захвата городов. Местные осады выполнены куда глубже, чем принято в 4Х-стратегиях. Напасть на город соперника можно без подготовки — в таком случае крепость наверняка выстоит благодаря защитным укреплениям и дальнобойным юнитам.
Однако если выучить специальные заклинания, собрать несколько армий воедино и заранее пробить брешь в обороне с помощью катапульт, то битва за город станет простой формальностью. Боевой дух обороняющихся будет сломлен ещё до самой битвы, а от былых стен и укреплений не останется и следа.
Захватить город с разрушенными укреплениями — проще простого
Фото: Paradox Interactive
Наследие Сида Мейера и новые идеи
Глобальный игровой процесс в Age of Wonders 4 выполнен в привычном для фанатов «Цивилизации» формате. Игроки стартуют с тронного города — столицы, в которой нужно строить здания, увеличивать население и создавать армию. Населённые пункты, в свою очередь, приносят правителю золото, ману и знания — три самых важных ресурса в игре.
Первый, само собой, нужен для строительства сооружений, найма и содержания войск, а также для торговли и других денежных операций. Мана необходима для прочтения и активации заклинаний во время боя и на глобальной карте. Знания же понадобятся для изучения и интеграции новых магических томов, которые определяют приверженность расы.
Приверженность — важнейшая механика в Age of Wonders 4, определяющая путь развития государства. В зависимости от выбора магических томов раса может превратиться как в империалиста-завоевателя с мощнейшими заклинаниями, так и в мирную процветающую страну, делающую ставку на единение с природой и рост собственных городов.
Перед выбором книги можно узнать, какие заклинания и особенности появятся у расы после её прочтения
Фото: Paradox Interactive
На приверженность влияет в том числе изначальная предрасположенность расы, которую можно задать при создании собственного государства. Например, тёмные гномы из подземелий стремятся к тайным знаниям, а эльфы хаоса — к разрушениям и порабощению.
Для получения бонусов с приверженности необходим ещё один ресурс — авторитет. Он накапливается в городах и используется в том числе для строительства новых поселений, проведения переговоров с другими расами и улучшения отношений с вольными городами. При желании города-государства могут стать вассалами правителя, а затем и частью империи.
Случайные события в Age of Wonders 4 случаются нечасто, но они всегда подаются с изюминкой и сложным выбором
Фото: Paradox Interactive
И вот этот микс из привычных стратегий, увлекательной боёвки и механики предрасположенности здорово разбавляет привычный 4Х-геймплей. Этому способствуют в том числе и разнообразные миры: например, добрые полурослики не могут лечиться во льдах, а демоны хаоса получают бонусы от сражений под землёй. Всё это необходимо учитывать, чтобы знать все достоинства и недостатки своей расы.
При этом победить в Age of Wonders 4 не так просто, как в той же пятой «Цивилизации». Даже постройка трёх специальных сооружений не приведёт к магическому выигрышу. Сперва нужно продержаться 15 ходов, во время которых будут появляться сильные армии из других миров. Не порадуются вашей возможной победе и соседние правители, которые тут же отправят всех своих полководцев помешать прочтению заклинания.
Между партиями можно улучшить Пантеон, открывающий новые способности и предметы для героев
Фото: Paradox Interactive
Удивительно и то, как разнятся партии в игре. В одной игре ты берёшь добропорядочных людей и развиваешь свою цивилизацию, провозглашая дружбу с другими народами, в другой — уничтожаешь первых встречных и получаешь бонусы за отрицательную стабильность в собственных городах.
В этом плане «Эпоха чудес 4» напоминает игры Paradox, которые отличаются своей реиграбельностью даже спустя тысячи часов. Благо в игре от Triumph Studios очень простое обучение и не настолько глубокие механики.
***
Age of Wonders 4 сперва может показаться типичной 4Х-стратегией, которая удачно совмещает привычные механики с щепоткой новых идей. Однако на поверку она оказывается более глубокой игрой, разработчики которой прекрасно знают все достоинства и недостатки жанра.
Стратегия подойдёт как новичкам, так и тем, кто ждёт от жанра новых свершений. Она удачно сочетает в себе привычный пошаговый геймплей с интересной боевой системой и новыми идеями. Строгая рекомендация всем любителям стратегий.
Понравилось
- Приятная и очень сочная картинка
- Увлекательный редактор собственных рас — создать можно практически кого угодно
- Глубокая боевая система
- Отличное сочетание привычных механик жанра и новых особенностей
- Дотошное обучение и удобная система подсказок из Crusader Kings 3.
Не понравилось
- Примитивная дипломатия
- Редкие баги.