15 часов в стратегии Age of Wonders 4. Перед нами смесь «Цивилизации» и «Героев»
Игорь Любавин
15 часов в стратегии Age of Wonders 4
Аудио-версия:
Комментарии
Первый взгляд на продолжение культовой серии из 90-х.

2 мая выйдет Age of Wonders 4 — новая часть в серии пошаговых стратегий от Paradox и Triumph Studios. Мы провели в новинке больше 15 часов и готовы поделиться первыми впечатлениями от следующей игры нидерландской студии.

Видео доступно на YouTube-канале Paradox Interactive. Права на видео принадлежат Paradox Interactive.

Что такое Age of Wonders

Age of Wonders — серия 4Х-стратегий, выходящая с 1999 года. По своей сути «Эпоха Чудес» напоминает «Цивилизацию»: игрок берёт на себя роль главы одной из рас, развивает города, исследует магические технологии и завоёвывает новые территории. Немаловажную роль в серии играют дипломатия и торговля.

Основные отличия Age of Wonders от культовой франшизы Сида Мейера кроются в боевой системе. Вместо битвы двух иконок пользователь управляет героем и его небольшой армией, состоящей из самых разных юнитов. Бои в «Эпохе Чудес» напоминают культовых «Героев»: воины ходят по очереди и обладают своим набором достоинств и недостатков. По итогам сражения герой получает опыт, достигает новых уровней и изучает новые способности.

Боевая система — одно из главных достоинств серии

Боевая система — одно из главных достоинств серии

Фото: Paradox Interactive

Несмотря на интересное сочетание знакомых механик, у Age of Wonders так и не получилось стать по-настоящему знаковой серией для жанра. Triumph не удавалось превратить смесь привычных идей во что-то уникальное, но смогли ли разработчики с пятой попытки (помимо номерных игр, ещё был космический спин-офф Age of Wonders: Planetfall)?

Чем может похвастаться Age of Wonders 4

После релиза научно-фантастической Planetfall авторы решили вернуться к фэнтезийным корням. Главным нововведением квадриквела стал полноценный редактор рас — с ним появилась щепотка юмора.

Как насчёт создания воинственных жаб, порабощающих миры? Или добродушных тёмных эльфов, стремящихся к созиданию? А как вам кроты-каннибалы со стремлением к единению с природой? Всё это и многое другое с лёгкостью можно воплотить в четвёртой части серии.

Кастомизация рас в Age of Wonders 4 действительно обширна

Кастомизация рас в Age of Wonders 4 действительно обширна

Фото: Paradox Interactive

Другим важным нововведением стала механика Магических книг. Это волшебные тома, состоящие из множества заклинаний, которые можно применить как на глобальной карте, так и в бою. Именно они задают Предрасположенность — вектор развития государства в одну из шести ветвей: от природы и порядка до хаоса и тьмы.

В зависимости от выбранного пути можно получить разные бонусы для обустройства городов, дипломатических хитростей и других геймплейных элементов. Прокачивать ветви развития нужно с помощью Авторитета — ещё одной новой механики.

Второй том природной магической книги

Второй том природной магической книги

Фото: Paradox Interactive

Во всём остальном Age of Wonders 4 осталась верна серии и другим 4Х-стратегиям. Игровой процесс по большей части состоит из исследования карты, строительства зданий в городах, расширении собственной территории и сражениях с нейтральными монстрами. По ходу прохождения игрок встречает на своём пути вольные города (аналог городов-государств из «Цивилизации») и другие расы, с которыми можно дружить, враждовать или оставаться в нейтралитете.

Победить в игре можно четырьмя способами:

  • военная победа — уничтожить города других правителей;
  • территориальная победа — контролировать большую часть мира;
  • магическая победа — исследовать магические тома и изучить специальное заклинание;
  • победа по счёту — получить наибольшее количество очков по истечении лимита ходов.

Тысяча и один бой

Самым проработанным элементом новой «Эпохи чудес» остаётся боевая система. Выглядят и ощущаются они примерно так же, как и в последних частях «Героев»: поле разделяется на невидимые клетки, по которым и ходят юниты. Они передвигаются и сражаются по очереди и, помимо обычных атак, могут овладеть другими способностями.

Например, со временем лучники научатся пользоваться отравленными стрелами, а маги изучат более смертоносные заклинания. Не отстаёт и герой: набрав несколько уровней, персонаж сможет обзавестись более мощными оружием, снаряжением и способностями, после чего даже самые сильные враги перестанут быть угрозой для его отряда.

Сколько урона воин нанесёт с удара, всегда можно узнать заранее

Сколько урона воин нанесёт с удара, всегда можно узнать заранее

Фото: Paradox Interactive

Благодаря множеству анимаций, разнообразию противников и способностей сражаться в Age of Wonders 4 очень интересно. На юнитов влияет даже местность: лучники стреляют с холмов дальше и точнее, а мечники могут спрятаться в деревьях от вражеского огня и неожиданно напасть с фланга.

Я не раз сталкивался с превосходящими силами врагов и смог победить их только с помощью смекалки. В «Эпохе Чудес» удивительно гибкая боевая система для 4Х-стратегии, которая по ходу партии только расцветает. К сожалению, другие механики новинки этим похвастаться не могут.

Проблемы

Одна из главных фишек 4X-стратегий и Civilization, в частности, — невероятная аддиктивность. Сид Мейер в далёком 1991 году придумал формулу из мини-задач, которая заставляла засиживаться в игре до самого утра. «Ещё один ход – и точно спать» — самая большая уловка знаменитого геймдизайнера.

К сожалению, в Age of Wonders 4 подобной аддиктивности нет. В игре как будто совсем нет важных противовесов: настроение жителей учитывать не нужно, а золото течёт ручьём после постройки всего нескольких зданий. Для завоевания вольного города достаточно передать ему специальный шепчущий камень и воспользоваться авторитетом: после этого он становится вассалом, а чуть позже и частью империи.

Дипломатия в игре реализована на самом базовом уровне

Дипломатия в игре реализована на самом базовом уровне

Фото: Paradox Interactive

По итогам нескольких больших партий у меня сложилось впечатление, что война с другими расами — единственный сложный способ победить. Боты с лёгкостью создают мощные армии и безрассудно бросают их в бой, не боясь потратить весь накопленный бюджет за несколько ходов. И делают они это куда охотнее, чем исследуют технологии и улучшают свои города.

С технической точки зрения к Age of Wonders 4 придраться сложно. Пожаловаться можно разве что на некоторые баги превью-версии и не самую лучшую оптимизацию. В некоторых сценах частота кадров могла внезапно упасть в несколько раз, однако затем быстро восстанавливалась до прежних значений. В финальной версии этих досадных шероховатостей наверняка станет меньше.

***

Age of Wonders 4 рискует стать лучшей частью в серии. Авторы заново пересобрали формулу игры, разнообразили механики, улучшили боевую систему и обернули это в необычную фэнтезийную упаковку. Удачной идеей стали и явно подсмотренные у стратегий Paradox элементы: это и случайные события, и очень удобная система подсказок из Crusader Kings 3.

Безусловно, у стратегии хватает проблем: отсутствие глубоких механик, неровный темп, простенькая дипломатия и не самый лучший ИИ могут разочаровать хардкорных фанатов жанра. Однако у «Эпохи чудес 4» припасено немало достоинств, которые в конечном итоге берут верх над её недостатками.

Города со временем превращаются в настоящие мегаполисы

Города со временем превращаются в настоящие мегаполисы

Фото: Paradox Interactive

Какой получилась Age of Wonders 4, мы узнаем уже 2 мая, когда игра выйдет на ПК и консолях. К релизу выйдет и наш обзор, где мы более подробно поговорим о финальной версии проекта.

Материалы по теме
Обзор Victoria 3. Выдающаяся стратегия для всех фанатов жанра Обзор Victoria 3. Выдающаяся стратегия для всех фанатов жанра
Ubisoft убила ещё одну серию. Новая The Settlers — просто ужасна. Обзор стратегии Ubisoft убила ещё одну серию. Новая The Settlers — просто ужасна. Обзор стратегии
Комментарии