А у вас будет рандом, как в Hearthstone? И что, картами можно прямо торговать? И даже статистика будет? И игры будут зависеть от уровня мастерства? В общем, всё никак в Hearthstone, да? Даже если Valve и не собиралась выстраивать презентацию в духе «у нас не так, как у Blizzard», в зарубежных медиа всё подаётся именно так. И к этому стоит относиться спокойно.
За четыре года царствования в цифровой среде Hearthstone пережила самых разных конкурентов. Большинство из них пытались повторить путь Blizzard и заработать лёгких денег. Ни у кого не получилось. Только CD Projekt удаётся успешно существовать. Их «Гвинт: Ведьмак» до сих пор официально не вышел ни на PC, ни на мобильных платформах. Впрочем, это не мешает организовывать чемпионаты в замках или на глубине соляной шахты. У игры есть своя аудитория. Пусть не такая огромная, но есть же. Впрочем, и «Гвинт» пока не конкурент Hearthstone. Скорее это надоедливый младший брат, который хочет, чтобы на него обратили внимание взрослые. Время не пришло. Подрасти, друг.
В Blizzard изначально не были уверены, что их накроет успех. Но он пришёл так стремительно, что нижние этажи штаб-квартиры в Ирвайне наверняка затопило деньгами. В сообществе любят рассуждать, что в компании ничего не делают и почивают на лаврах, что разработчики совсем обленились и что опять они готовят бесполезное дополнение. Правда в том, что анонс первого расширения 2018 года состоится совсем скоро. В остальном всё намного сложнее. За четыре года Hearthstone разросся до таких размеров, что каждый хочет себе свой Hearthstone.
Сейчас разработчики переживают очередной кризис после успеха, когда нужно угодить и новичкам, и старичкам, и киберспортсменам, и стримерам, и пацанам с Reddit, которые вечно всем недовольны (авторы «Гвинта» уже прочувствовали это не раз), и начальству с Бобби Котиком. Выпускать по три дополнения в год — тот ещё вызов. О багаже текущих проблем я писал ещё в ноябре 2017. Такой есть у каждой многопользовательской игры. С годами он только увеличивается. Это неизбежно. Идеальных игр не бывает.
Но это отличный повод закидать копьями мамонта. В эру хайпа можно провернуть и не такое. Ведь Hearthstone настолько велика, что напоминает здоровенное млекопитающее. Его невозможно игнорировать. Любая компания не откажется вырастить такого. Только своего. А чужого можно и забить. Поэтому подколы со стороны вполне логичны. Например, Valve избавилась от слова «коллекционная» (collectible) в сочетании карточная игра при презентации игры. Artifact — карточная игра, предназначенная для торговли (trading card game). Ведь в Steam есть своя площадка. Платформа позволяет как обмениваться предметами, так и продавать их. В Hearthstone это просто невозможно. Вот и первое копье полетело.
Valve избавилась от слова «коллекционная» (collectible) в сочетании карточная игра при презентации игры. Artifact — карточная игра, предназначенная для торговли (trading card game).
Важно понимать, что у компаний разные способы монетизации, функционал площадок, философия, в конце концов. Battle.net – не Steam. Поэтому зачем отказываться от возможностей сервиса? Во время презентации Artifact говорили лишь о модели распространения. Известно, что это не free-to-play. Чтобы посмотреть на Artifact придётся заплатить. И нет, вам не дадут тут же полную коллекцию карт. Никто вообще не сказал, как базовый набор будет пополняться. Внутриигровая валюта? Ежедневные задания? Только одному Гейбу Ньюэллу это известно. А что если придётся платить реальные деньги за покупку наборов с картами, как в настоящем Magic: The Gathering? Или сразу идти на торговую площадку, чтобы выбирать понравившиеся? И никакой внутриигровой валюты? И вот как-то уже не весело становится. Копьё-то вон торчит. Неизвестность порождает неприятное ощущение. А не полетит ли что-нибудь острое со стороны толпы в ответ?
Это не free-to-play. Чтобы посмотреть на Artifact придётся заплатить. И нет, вам не дадут тут же полную коллекцию карт. Никто вообще не сказал, как базовый набор будет пополняться.
Другой вопрос к Artifact, насколько влиятельным будет рандом. Журналисты поговаривают, что он терпимый. Так и в Hearthstone он не зверский, пускай у большинства совершенно другое мнение. Копий вон сколько торчит. За рандом толпа уже пыталась насадить на вилы CD Projekt (хотя год назад у неё было другое мнение). И те, и другие знают — за случайные вероятности тебе всегда прилетит. Только после пары месяцев игры в Artifact можно сказать, какой там рандом. Терпимый или зверский? Пожаловаться всегда есть на что. А пока никто не мешает предъявить Valve за то, что в начале раунда крипы разбегаются по линиям в случайном порядке, а в стадию закупки артефактов игроку предлагают на выбор три случайных предмета. И это мы еще не видели всех заклинаний. Судить о рандоме по двум партиям — просто смешно. Статистике матчей миллионов пользователей будет виднее, чем трём журналистам, у которых вполне может не оказаться опыта в карточных играх. Поэтому подождём. Но копье метнуть можно.
Hearthstone всегда славилась своими непредсказуемыми ситуациями или гениально разыгранными ходами. Не зря же Андрей Trolden Нолден собирает десятки тысяч просмотров с лучшими моментами матчей. У турниров тоже уже сложилась своя аудитория. Смотреть матчи карточных игр более или менее привыкли. Люди всегда ожидают, что вот сейчас-то случится какая-нибудь дичь. Потому и смотрят, потому и любят. В Artifact тоже так будет наверняка. Но есть нюанс. Там не одно игровое поле. Их там три. И это проблема для зрителя. Как уследить за всем, что происходит? А если ты пропустил пару ходов и не знаешь колоду, понять, что дальше, просто невозможно.
Зато ясно другое — на первом крупном турнире по Artifact сразу разыграют $ 1 млн. Сумма не окончательная. Призовой фонд будет пополняться. Сами разработчики намерены использовать систему, схожую с компендиумами в Dota 2. Гейб Ньюэлл решил сразу зайти с козырей, чтобы привлечь к своей игре внимание. В будущем он должен ответить, как собирается развивать турнирную систему. С Dota 2 у него до сих пор не получилось всё привести к общему знаменателю. Зрители, команды и организаторы турниров до сих пор страдают. Миллионы в призовых — это хорошо. Но на успех влияют совершенно другие вещи. Создатели League of Legends уже доказали это.
Гейб Ньюэлл решил сразу зайти с козырей, чтобы привлечь к своей игре внимание. В будущем он должен ответить, как собирается развивать турнирную систему. С Dota 2 у него до сих пор не получилось всё привести к общему знаменателю.
Учитывая нагромождение разных игровых механик и сложность восприятия, Artifact не стоит сравнивать с чем-либо. Artifact это Artifact. Valve хочет задать свои стандарты в жанре, а заодно и подвинуть других игроков на рынке. Когда-то им это удалось с Half-Life и Half-Life 2. Теперь всё в руках создателя Magic: The Gathering Ричарда Гарфилда. В MTG у него так и не получилось добиться идеального баланса. Кто сказал, что здесь выйдет?
После презентации к игре остаётся очень много вопросов. Прямо сейчас можно сказать, что у Artifact очень странный дизайн, но при этом есть два милых дракончика. Даже по отдельности арты смотрятся лучше, чем всё в совокупности. Неуклюжесть компенсирует игровой процесс. Он хотя бы выглядит любопытно. Valve бы поучиться азам магии от Blizzard. Да, да, у того самого мамонта, которого все так хотят забить.
У Artifact очень странный дизайн, но при этом есть два милых дракончика. Даже по отдельности арты смотрятся лучше, чем всё в совокупности.
В 2018 для любителей карточных игр вряд ли что изменится. Куда интересней будет год 2019-й. За звание убийцы Hearthstone поборются и Valve, и CD Projekt. Как только обе компании выпустят свои игры, сезон охоты официально начнётся. Самим же разработчикам HS придётся приложить немало усилий, чтобы отбиться от атак со стороны. Если в Blizzard хотят, чтобы игру не постигла участь StarCraft, готовиться к войне нужно прямо сейчас. Это будет борьба за аудиторию, её внимание и кошельки.