Гонщики
Даже самая совершенная техника никуда не доедет, если за рулём окажется человек, который не умеет использовать её потенциал. Но это явно не про гонщиков «КАМАЗ-мастера». Когда команда разом лишилась звёздного дуэта Чагин-Кабиров, было тревожно: как быстро сумеют выйти на их уровень Николаев, Мардеев и Каргинов? Справятся ли с психологическим давлением, когда от молодых гонщиков ждут исключительно победы и планка задрана максимально высоко? «Дакар-2012» тревогу лишь усилил, ведь по разным причинам (технические проблемы, странная дисквалификация и так далее) никто из трио на подиум не попал, однако три последующие гонки показали: конкуренты рано радовались.
Теперь каждый из тройки имеет на своём счету победу, а значит, и внутреннюю уверенность: мол, плавали, знаем, умеем и можем. У камазовцев есть и скорость, и теперь уже не слишком маленький опыт выступлений на главном марафоне мира — и это очень плохие новости для конкурентов.
Кстати, не стоит забывать, что экипаж — это не только пилот. В последние годы «КАМАЗ-мастер» успешно проводит глобальное обновление, ведь постоянные перестановки происходят в рядах штурманов и механиков. Уж роль штурмана-то вряд ли кто-то недооценивает, правда? Так вот,
У камазовцев есть и скорость, и теперь уже не слишком маленький опыт выступлений на главном марафоне мира.
перестал выступать Сергей Савостин, из-за проблем со здоровьем покинул кабину Вячеслав Мизюкаев… Сильный штурман всегда на вес золота, но и тут новое камазовское поколение не подводит (хотя в этом-то году «Золотого бедуина» поднял опытнейший Айдар Беляев).
Техника
В превью к нынешнему «Дакару» мы указывали, что главное камазовское опасение — это новые моторы «Либхерр». В их потенциале сомнений не было, но вот опыта соревновательного использования новых двигателей оставалось недостаточно, и было непонятно, удалось ли уже довести новый силовой агрегат до состояния, в котором не уступает моторам конкурентов. Мнение гонщиков мы узнаем чуть позже, но, судя по результатам и всем комментариям по ходу самого «Дакара», двигатель не подвёл. Разве что заставил поволноваться, когда начал чудить на грузовике Андрея Каргинова. Но один серьёзный глюк на четырёх машинах — это совсем неплохо для нового, в общем-то, мотора.
В целом все прекрасно осведомлены о достоинствах камазовского грузовика, который и в прошлые годы неизменно позволял бороться за победы, а к 2015-му получил очередную порцию обновлений. Помимо нового «умного» мотора с электроникой «КАМАЗ» получил «круиз-контроль», позволяющий чётко соблюдать скоростной режим в зонах, где он лимитирован, и другие новинки.
Наверное, вновь найдутся желающие поспорить, можно ли назвать грузовик российским, ведь на нём много зарубежных комплектующих, причём теперь ещё и мотор. Ответ на это неизменен: точно так же лишь отчасти итальянским является «Ивеко» де Роя и Стейси, да и в «МАНе» Лопрайса есть далеко не только немецкие детали — все ищут самые лучше компоненты, дешёвый патриотизм тут просто неуместен. А если вернуться именно к «КАМАЗу», то не забывайте, что грузовик строят именно россияне, проект полностью отечественный. Ну и стоит ли тогда огорчаться по поводу зарубежных амортизаторов?
Айрат Мардеев
Фото: kamazmaster.ru
Команда
Собственно, мы уже чуть затронули тему команды. Экипажи и их грузовики — это здорово, но стоит всего одному механику плохо закрутить ночью гайку, как всё будет кончено. Опытная команда под руководством Владимира Чагина — ещё один важнейший компонент нового дакаровского успеха.
Если как-нибудь окажетесь на бивуаке, то вы оцените, как чётко всё организовано у «КАМАЗ-мастера». Зарубежные журналисты не отказывают себе в сравнениях камазовских порядков с «армейскими», но можем заверить: атмосфера отличная, а если с грузовиками не надо проводить серьёзных работ, то механики готовы пообщаться, а то и предложить чего-нибудь съестного. В общем, чёткость действий не означает бездушевности и бешеного настроя в виде
Самый яркий эпизод — затянувшийся ремонт грузовика Андрея Каргинова, который после аварии был восстановлен за ночь.
игнорирования всех вокруг.
«Дакар-2015» «КАМАЗ-мастер» вновь отработал на уровне. Наверное, самый яркий эпизод — это затянувшийся ремонт грузовика Андрея Каргинова, который после аварии был восстановлен за ночь и был готов как раз к моменту выезда на следующий спецучасток. Было очень трудно, зато теперь эта история наверняка станет ещё одной маленькой командной легендой.
Соперники
Победа одних — это всегда поражение других. Кто-то может сказать, что конкуренция в грузовом зачёте была не слишком высокой, но так ли это? Победитель «Дакара-2012» де Рой никуда не делся, и его ошибка, приведшая к поломке задней оси и потери всех шансов на победу — следствие желания не отпустить «КАМАЗ» вперёд. Скорость и у де Роя, и у Стейси была, а вот камазовской стабильности они не продемонстрировали. При этом есть подозрение, что Ханс в команде Жерара — такой бедный родственник. На его грузовике чаще происходят поломки, возникает больше проблем… Интересно, допустим ли вообще вариант, чтобы выиграл Стейси, а не хозяин команды?
Ещё один камазовский конкурент Алеш Лопрайс в этом году сменил «Татру» на «МАН», но пока до конца неясно, насколько хорошим был этот шаг. Да, чех теперь получил надёжный тыл и помощь напарников
прямо на трассе, но насколько силён сам грузовик, всё ещё неясно. Отдельные всплески были, но обычно — небольшой проигрыш. Ещё один чех, Мартин Коломы, после сильного «Дакара-2013» как-то приуныл и на сей раз особо не выделялся — непонятно, что случилось. Жаль, но многочисленные проблемы с грузовиком быстро выбили из числа претендентов на подиум и Артура Ардавичуса на «Татре». Зато уже вполне можно поверить, что через год хотя бы за топ-5 поборется «МАЗ» Сергея Вязовича — а что, было бы здорово!
Что дальше?
Хет-трик «КАМАЗа» вряд ли понравится организаторам «Дакара», которые постоянно ищут возможности для уравнения сил в каждом из зачётов. В 2015-м «КАМАЗ» оказался лишён старого ярославского двигателя, и любопытно, не ждут ли нас ещё какие-то перемены в техническом регламенте… Тем временем в самом «КАМАЗе» продолжают размышлять о варианте с капотным грузовиком — плохие вести для соперников и для организаторов!