Если вам доведётся даже в будний день пройтись по центру Мельбурна, то самые разнообразные музыкальные впечатления вам просто обеспечены. Австралия изначально складывалась как страна эмигрантов, а потому музыкальные вкусы перемешались здесь с пристрастиями местных аборигенов. Единого музыкального стиля или направления не образовалось, но все повлияли на всех. Вот и сейчас вы легко минут за 10 пешей прогулки сможете услышать и трубные завывания аборигенских диджериду – правда, по большей части из сувенирных магазинов, где пылятся на полках диски с фотографиями коренных местных жителей почему-то обязательно на фоне океана и заката, и современные рок-н-ролльные мелодии ребят с гитарами, можете послушать классические песни «Биттлз» в исполнении талантливой молодёжи и в то же время сможете оценить сочинительские таланты паренька, напевающего под электроорган какое-то собственное произведение, своим настроением удивительным образом перекликающимся с ленноновским Imagine.
Не успев потерять из слуха эту композицию, остановитесь как минимум на несколько десятков секунд, увидев, как пожилой дяденька с бородой, больше ассоциирующийся в нашем представлении с лицом без определённого места жительства, на невесть откуда взявшемся стареньком раздолбанном и лет десять назад настроенном пианино наигрывает что-то из репертуара салунов, в которых потягивали виски и перестреливались беглые каторжники и искатели золота в этих краях лет 200 назад. А потом поразитесь тонкому чувству ритма азиата – то ли китайца, то ли корейца, – который на невиданном вами инструменте, больше напоминающем перевернутый казан со специально выполненными вмятинами в нужных местах, отбивает какую-то невероятную мелодию. И каждый из этих исполнителей, конечно, не прочь получить от вас монетку-другую в качестве вознаграждения за полученное удовольствие, но, впрочем, будет продолжать свои музыкальные изыскания, даже если ничего в перевернутой шапке или раскрытом футляре от гитары не звякнет. Им, уличным музыкантам, порой достаточно того, что их кто-то слушает.
А вот для того чтобы прочувствовать музыку тенниса, вам всё-таки придётся хоть немного, но раскошелиться. Или на билеты до Австралии и на корты Мельбурн-парка, или как минимум на телевизор. Но зато и в этом случае вам будет гарантирован огромнейший выбор исполнителей и мелодий. Настолько огромный, что долго придётся выбирать, что вам больше всего понравилось, что больше всего запомнилось. Разве что только альбомов своих теннисисты ещё не выпускают. По крайней мере, во время карьеры. А вот после – пожалуйста. Самый яркий пример – француз Янник Ноа. Но нынешним героям Australian Open пока явно не до этого. Поэтому скорее возникает желание их великолепную игру ассоциировать с какими-то мелодиями.
Например, Мария Шарапова у меня не звучит в голове какой-то одной конкретной мелодией. Это скорее некий микст из чего-то романтичного, в то же время очень загадочного, но с чётким ритмическим рисунком. Не знаю, может быть, даже никто ещё не сочинил ничего подобного, и это мне только представляется. Но мелодия Машиного тенниса ведь восхищает и завораживает не только меня одного. (Только не надо, пожалуйста, про её стоны на корте – не знаю, как вы, а я давно уже перестал обращать на них какое-либо внимание. Особенно если учесть, что в последнее время их стало гораздо меньше). Другое дело, что регулярно находятся те, кто могут эту мелодию на корте и турнире прервать. Кто – грубо и не спросясь, а кто – достаточно деликатно, но настойчиво.
Как раз ко второй категории и относится китаянка Ли На.
Её теннис вы не всегда сможете сопоставить с китайскими мелодиями. По сравнению с фольклором Поднебесной он слишком агрессивен и резок. Романтику и загадочность мелодии Шараповой он разбил вдребезги, как хрустальную вазу. Но в то же время острые звуки цимбал, присутствующие едва ли не в каждой китайской народной мелодии, — они как удары Ли На по линиям. Поражают, иногда даже очень неприятно, в самое сердце. Китайские цимбалы в Австралии оказались предпочтительнее их родственников – гуслей. Кстати, удивительно, но традиционные китайские мотивы в Мельбурне мне доводилось слышать только в китайском квартале, да и то только в день какого-то национального праздника, сопровождающие шествие мифического дракона. Уличные музыканты эту музыку не играют. Даже тогда, когда в Мельбурн наезжают большие толпы туристов специфического группового шествования по достопримечательностям и синхронного вскидывания фотоаппаратов на любой мало-мальский интересный объект. Уж не знаю, насколько это связано с триумфальным шествием к своему третьему финалу турнира «Большого шлема» Ли На, но в последние дни довелось-таки организованных китайских групп встретить гораздо больше привычного.
А вот музыка тенниса Виктории Азаренко у меня пока не вяжется с хитами её приятеля Redfoo из дуэта LMFAO. Хотя самой Вике эта музыка нравится, её теннисные удары выглядят для соперниц гораздо более тяжёлыми, нежели ритм хип-хопа LMFAO. Скорее, что-то близкое к тяжёлому року. И в данном случае робкие попытки блюзовых напевов Слоан Стивенс в большей части полуфинального матча прослушивались очень смутно. Громкая и тяжёлая музыка Азаренко их явно заглушала. Вот только от мельбурнской жары забарахлила почти в самом конце этого отделения концерта звуковоспроизводящая аппаратура на сцене Виктории. А ведь для того, чтобы такая музыка доставала до печёнки, нужно много мощной аппаратуры. Пришлось срочно, в пожарном порядке вызывать техников-медиков. Второй день уже не утихает словесная баталия в австралийских, по крайней мере, средствах массовой информации о правомерности столь долгого – около 10 минут – медицинского тайм-аута Азаренко. Но, господа, а где вы были с идеями об изменении правил в этом теннисном аспекте последние семь с половиной лет? В полуфинале US Open 2005 года в матче против Елены Дементьевой столько же времени посвятила общению с врачами француженка Мари Пирс. И ведь это тоже было в переломный момент матча, и тогда ведь тоже взявшая тайм-аут Пирс выиграла встречу и вышла в финал. Так что сейчас обвинять Вику в том, что она таким образом дала себе возможность не только поправить здоровье, но и отладить психологическое состояние, отладить ритм своей музыкальной композиции, по крайней мере бессмысленно. Когда правила изменятся, тогда и надо будет спрашивать с тех, кто им не следует.
Виктория Азаренко
На радость австралийцам хоть какие-то намёки на австралийскую музыку звучат здесь до самого конца турнира. Во-первых, очень удачливыми оказались австралийские юниоры. Финал разыграют между собой Ник Кириос и Танаси Коккинакис. 17-летнего Кириоса уже прочат здесь в наследники славы Марка Филиппуссиса. Во-первых, тоже носитель греческих корней, во-вторых – обладатель мощной подачи (в квалификации ко взрослому турниру уже исполнил 212 километров в час), в-третьих – уже успел отличиться на Уимблдоне, выиграв в прошлом году парный разряд среди юниоров. Коккинакис, судя по фамилии, тоже из греческих эмигрантов, чуть скромнее в достижениях, но уже успел попасть в анналы теннисной истории, заменив травмированного Джона Иснера на Кубке Хопмана. Так что, видимо в субботу на Rod Laver Arena в преддверии женского финала будет звучать сиртаки. И ритм карьеры этих австралийцев будет нарастать так же, как и мелодия этого танца. По крайней мере, многие об этом мечтают.
Не сложилось общей мелодии, а точнее, дуэта у 16-летней Эшли Барти и 27-летней Кейси Деллакуа в женском парном финале. Хотя до этого представительницы и разных поколений, и разных музыкальных культур австралийки достаточно уверенно шествовали по сетке. И впервые с 1977 года представили свою страну в финале домашнего турнира в женском парном разряде. Но тарантелла, которую их заставили отплясывать Сара Эррани и Роберта Винчи, оказалась ещё не отрепетирована до конца. Впрочем, всё равно австралийки оказались героинями. Барти – потому что в 16 лет уже сыграла в финале турнира «Большого шлема» под присмотром мамы и бабушки, не устававших охать и вздыхать в гостевой ложе Rod Laver Arena. Кейси – потому как пообещала всеми силами и средствами теперь поддерживать различные фонды трансплантации органов. Ведь незадолго до Australian Open неизвестный донор спас её кузину Кайлу Томас от фиброза.
Но если итальянская тарантелла в Мельбурне уже сыграна, то испанскую хабанеру на этот раз в программу и вовсе не включили. Надёжным сменщиком Рафаэлю Надалю Давид Феррер не стал, хотя и пробился в финальную четвёрку. Уж лучше бы он проиграл ещё Николасу Альмагро, а не позорился перед всеми и Новаком Джоковичем. Техно в исполнении серба было на несколько порядков более захватывающим. «Стиль техно характеризуется искусственностью звука, акцентом на механических ритмах, многократным повторением структурных элементов музыкального произведения», — пишет Википедия. Джокович уже неоднократно доказывал, что многократно может повторять одни и те же удары или комбинации ударов, чтобы добиваться успеха. Да, его игра кажется порой немного механистичной, но в ней хватает творчества для того, чтобы это было захватывающее техно.
Энди Маррей
Энди Маррей давно уже ушёл в своей игре от прежней шотландской волынки. Чех Иван Лендл, побеждавший на турнирах «Большого шлема» в конце 80-х – начале 90-х, постепенно прививает британцу традиции доброго английского рок-н-ролла, на котором чех вырос сам: в меру жёсткого, но в то же время мелодичного и с запоминающимися текстами. И с каждым днём этот старый добрый рок становится, по крайней мере мне, всё ближе и интереснее. На его фоне швейцарский йодль Роджера Федерера, такой переливистый и захватывающе красивый, настолько красивый, что ты порой и сам не можешь понять, как все эти переливы-бэкхенды возможно исполнить, смотрелся уже немного устаревающей и выходящей из моды мелодией. Тем не менее это получился полноценный музыкальный поединок. Очень интересно было наблюдать, как куплеты первого и третьего сета Маррей пропел уверенно, но вот в припевах-тай-брейках второй и четвёртой партий Федерер взлетал ещё как минимум на терцию выше в своём йодле-переливе, заставляя всех прислушаться именно к его голосу. И всё-таки, даже несмотря на упущенный шанс остановить этот «баттл» уже в четвёртом раунде, когда Маррей вышел подавать на матч, всё-таки лучший куплет здесь исполнил именно британец. Резкие гитарные аккорды именно в его исполнении подвели итог 12-му дню Australian Open. После которого осталось, по сути, только два музыкальных вопроса. Китайская мелодия или «металл»? Техно или рок-н-ролл? А вам что больше по душе?