Перед началом нового сезона многие игроки занялись поиском новых наставников. Наиболее любопытным для поклонников российского тенниса видится альянс чемпионки US Open-2004 Светланы Кузнецовой с лучшей советской теннисисткой, заслуженным тренером СССР Ольгой Морозовой. Приводим беседу Ольги Васильевны с корреспондентом «Чемпионат.ру», в первой части которой речь пойдёт о положении дел в современном женском теннисе и о самых знаковых его противостояниях.
Ольга Морозова
Родилась 22 февраля 1949 года. Входила в десятку сильнейших теннисисток мира (1973-76); лучшее место — 4-е (1974). Заслуженный мастер спорта (1971), заслуженный тренер СССР (1991). Победительница в паре с Крис Эверт и финалистка в одиночке «Ролан Гаррос»-1974, финалистка Уимблдона-1974 в одиночке, Уимблдона-1968 и 1970 в миксте с Александром Метревели. Финалистка Australian Open-1975 и US Open-1976 в паре.
Тренер — Нина Теплякова. Выступала за «Динамо» (1959-69) и ЦСКА (с 1969). Многократная чемпионка СССР и Европы в одиночном, парном и смешанном разрядах. Абсолютная чемпионка Универсиады-1973. Чемпионка юниорского Уимблдона-1965.
В составе сборной СССР (1968, 1978-80) провела 17 матчей Кубка Федерации (12/5); дважды (1978-79) была в полуфинале.
С 1981-го капитан сборной СССР в розыгрыше Кубка Федерации (финалы-1988, 1990), в чемпионатах Европы (8 золотых медалей). Тренер юниорской команды Англии (с 1991-го).
Телекомментатор.
— Ольга Васильевна, в одном из недавних интервью вы назвали Елену Янкович «Золушкой современного тенниса». Что вы имели в виду?
— Дело в том, что она выбралась из такой сложной ситуации. Не то чтобы она была непризнанным игроком. Нет. Но у неё был период, когда она проиграла десять матчей подряд. Причём после хорошего периода (Елена закончила сезон-2005 на 22-м месте, но в январе-2006 проиграла во втором круге Australian Open, после чего не могла победить вплоть до майского турнира в Риме. — Прим.«Чемпионат.ру»). Сначала она шла по восходящей: хорошие турниры. И вдруг — такой невероятный спад. Десять поражений сразу на десяти турнирах подряд, в первом круге! Когда все ждали, что она вот-вот что-то должна сделать. И буквально одним матчем она преобразилась. И это был матч, победу в котором она буквально выстрадала. Я, честно говоря, не помню, с кем именно она играла (победа над Еленой Лиховцевой — 6:4, 6:3. — Прим.«Чемпионат.ру»). Но дело в том, что после того матча начались победы, и Янкович решила, что остаётся в теннисе.
Хотя чуть ранее она уже было решила, что пойдёт учиться или займётся чем-то другим в своей жизни. А тут — невероятный прогресс в её игре. Невероятный! И вот это соревнование с Иванович, которая была такой красавицей, у которой всё получилось с первого раза… Долгое такое соперничество у них было. И то, что Елена сейчас стала первой, это ещё и над Аной победа. Потому что Иванович-то всего несколько недель была первой. Очевидно, что сейчас Янкович чувствует себя уже королевой, к чему она пришла через вот эти муки творчества. У неё присутствует очень важное качество: она получает удовольствие от всего этого. Не боится борьбы, потому что знает, что всем тяжело против неё играть. Она понимает, что сама тоже легко не выиграет. Естественно, что это состояние в какой-то степени даёт ей уверенности в своих силах. И шанс другим на то, что это всё реально, но также и такой неприятный страх перед ней, ведь с ней очень непросто играть.
— Вы упомянули противостояние Елены с Аной Иванович. А другое противостояние — Иванович против Шараповой, которое пытались «ракрутить» люди коммерческие, не могло ли здесь сыграть свою роль? Может ли отвлечь на какое-то время внимание от Янкович?
— Говоря об этом как о «раскрутке», я думаю, вы совершенно правы. Конечно, реклама нужна, и она нужна разная. И тут всё понятно. Берут невероятной красоты блондинку, которая приехала из России. В противовес ей — сербка Иванович. Если Машина красота активная, и на корте она такая — с невероятным внутренним темпераментом и даже злостью. То Иванович подают как миленькую девочку. Хотя не надо обманываться: миленькая девочка тут никуда бы не пробилась, ведь на корте просто сумасшедшие баталии происходят. Думаю, что это действительно было разыграно. И разыграно хорошими пиарщиками. То, что у Маши больше характера, теннисного, спортивного, — очевидно. Она в нужный момент способна сыграть как надо. Этого у неё больше, чем у Иванович. Я думаю, что в следующем году, если Маша будет здорова и у неё не будет травм, мы все увидим это.
Конечно, реклама нужна, и она нужна разная. И тут всё понятно. Берут невероятной красоты блондинку, которая приехала из России. В противовес ей — сербка Иванович. Если красота Шараповой активная, и на корте она такая — с невероятным внутренним темпераментом и даже злостью. То Иванович подают как миленькую девочку.
— Можно ли надеяться на то, что Маше удастся без потерь вернуться на корт после этих травм, которые столько времени у неё отняли в этом сезоне?
— Я думаю, что это большой вопрос. Я всегда считала, что Маша прекрасный игрок, изумительный талант и даже гордость всего тенниса, в какой-то степени. Но дело в том, что у неё есть дефекты в технике. Она очень высокий игрок. Её рычаги, связанные с ростом, мне кажется, и дают вот эти неприятные импульсы, они и вызывают травму. Я это предполагала с самого начала. С того момента, как она стала появляться на самом высоком международном уровне, что техника её ударов может к этому привести. Причём что-то в её технике — очень современное и свежее. Например, её подачи. Тут она уже шла по новой биомеханике. С этим чисто справилась, всё делала правильно. Но вот эти рычаги ей мешают. А второе, это удар справа — что не совсем её, конечно. Она там частенько опаздывает.
— И у Шараповой, и у Янкович особое место в команде занимает семья. Вы же сами рассказывали о том, что мама Елены всем говорит и внушает самой теннисистке, что она самая лучшая...
— Тут дело в том, что мама — это огромная помощь для любой теннисистки. Огромнейшая. Потому что это семья. Девочки, которые с самого молодого возраста в туре, естественно, постоянно переезжают из одного города в другой. Конечно, им очень сложно. Им не хватает семьи. В этот момент очень важно, чтобы семья играла правильную роль. У Янкович мама выбрала роль той мамы, которая свою дочь должна поставить на пьедестал. И она несёт её, эту роль. Она выдумала, может, вместе с Еленой, определенную манеру поведения. И везде её поддерживает. Кроме того, мама создаёт Елене тот дух, то состояние, которые позволяют девушке бороться. Она же не поставила её на пьедестал так, чтобы все остальные сложили оружие перед ней. Нет. Просто она понимает, что у её дочери сложный теннис, что ей тяжело и не всегда она выигрывает сама. Иногда заставляет соперниц проигрывать, что психологически тяжелее. И думаю, что именно это Елену подбадривает. Поэтому то, что мама всем говорит: «Моя дочь — самая лучшая» — думаю, как раз та стратегия, которую выбрала семья, и даёт свои дивиденды.