Каждый, кто смотрел минувший — триумфальный для Новака Джоковича – Открытый чемпионат Австралии, не мог не отметить блестящую дисциплинированность новоиспеченного чемпиона. По мнению экспертов, в этом огромная заслуга его тренера-женщины.
Победа серба в Австралии автоматически возвела его в ранг элиты – на предшествующих 11 турнирах «Большого шлема» чемпионами становились или Роджер Федерер, или Рафаэль Надаль. Как чувствует себя человек, впервые побеждая на турнире «Большого шлема»? Пит Сампрас всегда отзывался о своей победе на US Open в 1990 году как о «двух неделях полной отстранённости от внешнего мира. Я ощущал себя щеночком. Я не знал, что я делаю, я просто получал драйв».
Но успех Джоковича был иным. В отличие от Сампраса, Новак – не исключительно атакующий игрок, его игра составлена из кусочков. Его мастерство заключено в последовательном методическом нанесении ударов.
Причиной такому стилю игры послужило то, что теннису Новака обучила женщина.
Элена Генчич была малоизвестной теннисисткой. В 1973 году она выступала под флагом Югославии на Кубке Федераций. Сейчас ей 71. Она помогала становлению Моники Селеш и Горана Иванишевича. С Джоковичем Генчич начала работать, когда первому было всего семь лет. Через пять лет по её рекомендации Новак был направлен в Германию к ещё одному бывшему югославскому профессиональному теннисисту Ники Пиличу.
Но Генчич заложила основу в игру Джоковича. Почерк женщины-тренера угадывается в каждом движении, совершаемом Новаком на корте. Юному Джоковичу прекрасно объяснили, что такое дисциплина. Только присмотритесь, как он аккуратно готовится к нанесению удара, как эффективно использует своё тело при поворотах. Посмотрите также, как он передвигается по корту мелкими шажками — отточенная работа ногами, подкреплённая отличной скоростью (хотя последний ресурс включается в особо необходимых случаях). Даже подача, включая многочисленные удары мяча о землю при подготовке к подбросу, является наглядным подтверждением уникального взаимодействия техники и силы.
Добавьте к этому прекрасное понимание пространства и времени. «Вы можете заметить, насколько хорошо Новак читает игру и как умело работает на корте», – отмечала Мэри Карилло, аналитик ESPN, во время Открытого чемпионата Австралии.
Джокович понимает как соединять постоянную смену темпа с благоразумием и, вместе с тем, риском – ровно так, как Генич учила его в детстве, когда он и она проводили часы вместе, буквально вылепливая по кусочкам будущего чемпиона. «Она установила для меня стандарты, – говорил Джокович во время своего пребывания на зелёном континенте. – Она дала мне понимание того, как нужно действовать, чтобы быть лучшим».
К примеру, в финале Australian Open, отдав первый сет полному энтузиазма Жо-Вильфриду Цонге, Джокович начал сильнее бить по мячу – но не чрезмерно сильнее. Как он отметил по окончанию поединка, он «старался быть максимально собранным, сохраняя высокий уровень игры, терпеливо дожидаясь возможности выиграть мяч и, получая её, использовать максимально эффективно».
Похоже, Новаку это удалось.
Однако Джокович далеко не первый теннисист, чьим становлением занималась женщина. Мать Энди Маррея Джуди заложила основу в будущую игру своего сына. Сегодняшний стиль Маррея тоже отличает превосходство вариативности, сбалансированности в действиях и умение передвигаться по корту над силой.
Пожалуй, самым успешным воспитанником женщины-тренера является Джимми Коннорс. Своим успехом он обязан маме Глории. «Главной составляющей маминого подхода к обучению меня теннису была простота – наносить удары так, чтобы они уходили как можно глубже в корт и открывали как можно больше места для следующих действий, – объяснял Коннорс. – Это женская игра в мужском теле».
Подобная модель подошла и Джоковичу. Его изысканное умение балансировать помогает ему наносить отличные удары и быстро перестраиваться на приём мяча. Особенно очевидно это умение проявляется, когда Новак бьёт справа. Ударить со всей дури по мячу, не думая при этом, куда он полетит – не в стиле Джоковича. Новак старается выгадать более удобную позицию, чтобы нанести более чёткий, выверенный удар – и при этом уже быть готовым к отражению следующего мяча.
Отточенная балансировка и уверенное передвижение вкупе с особым психологическим воздействием на соперника – эти личные достоинства Джоковича помогают ему не пасовать в игре с оппонентом. Это особое оружие, сильно отличающееся от высокого темпа и скорости Надаля, но в чём-то похожее на фирменное спокойствие Федерера, ставит Джоковича в один ряд с чемпионами. Автор этого оружия – Элена Генчич.