Название взялось из заглавных букв пяти входящих в него игр: Hold'em, Omaha hi-lo, Razz, Stud и stud Eight-or-better. HORSE играется исключительно в лимитном варианте, что может быть непривычно для игроков в безлимитный или пот-лимитный техасский холдем.
Для простоты будем считать, что игра идёт за полным столом (для HORSE это 8 человек), а ваши соперники – игроки среднего уровня: не очень хорошие, но и не откровенно плохие. Стоит понимать, что в лимитных играх очень большое значение имеет игра до флопа (в стад-играх – на 3-й и 4-й улицах), поскольку неправильные решения префлоп редко можно исправить по дальнейшему ходу розыгрыша. Более того, неверные решения в начале игры часто будут приводить к цепочке вынужденных граничных решений по дальнейшему ходу раздачи.
Название взялось из заглавных букв пяти входящих в него игр: Hold'em, Omaha hi-lo, Razz, Stud и stud Eight-or-better. HORSE играется исключительно в лимитном варианте.
Особенно это касается стада хай-лоу и омахи хай-лоу, в которых вы, возможно, будете обязаны до конца коллировать ставки оппонента, имея надежду лишь на одну из половин банка, в то время как соперник будет иметь практически гарантированную победу по одной из частей и шансы получить вторую. В сравнении с безлимитными/пот-лимитными играми резко сокращается ценность рук, рассчитанных на потенциальные шансы. Например, в холдеме – это мелкие пары, мастевые связки и мастевые тузы. Размеры банков к шоудауну обычно не так велики (относительно размера ставок), чтобы оправдать те редкие случаи, когда вы получите очень сильную комбинацию. Более того, вам вряд ли удастся выдавить соперника из банка блефом или полублефом, и он, безусловно, ответит вам, если у него есть хоть какие-то шансы на победу.
Лимитный холдем
Вам стоит играть все карманные пары, хотя с самыми мелкими из них (от 2-2 до 7-7) обычно не стоит платить две ставки до флопа (исключение – открывающий рейз из поздних позиций, когда у вас есть шанс забрать блайнды), так как в таком случае даже при получении сета вы не сможете получить достаточно большую проплату. Сет вы получите примерно в 1 из 9 случаев, соответственно, вам нужно будет получить 18 малых ставок (9 больших), чтобы оправдать затраты в 2 ставки.
С большой долей вероятности вы либо не получите банк такого размера (например, оппоненты сдадутся на флопе или терне), либо вас могут перекупить стритом или флешем (в лимитном холдеме противники с дро практически всегда получают математически корректные шансы банка на колл).
Средние пары (от 8-8 до J-J) иногда могут выиграть без улучшения, так что эти карты вы можете играть агрессивнее, ну а с крупными (Q-Q K-K и А-А) вам стоит делать рейзы и ререйзы до тех пор, пока соперники не убедят вас, что у них есть что-то сильнее, но чаще всего ваша пара выиграет банк.
Также стоит играть всех тузов с хорошим немастевым кикером (от А-10о до А-Ко) и большинство мастевых тузов, хотя с самыми мелкими из них стоит проявлять большую осторожность.
Кроме того, имеет смысл разыгрывать большинство стартеров, состоящих из двух бродвейных карт, особенно одной масти, и мастевые связки, кроме самых мелких (вроде 5-4s или 6-8o), но стараться играть их из поздних позиций и по минимальной цене.
Что касается игры после флопа, то вам стоит агрессивно защищать свои готовые руки, для того чтобы не дать соперникам дешево достроить свои дро-руки, и, хотя в силу ограничений, накладываемых лимитной структурой, вы часто не сможете выдавить их из раздачи, вам стоит как минимум постараться сделать так, чтобы они заплатили хорошую цену за попытку вас перетянуть. Если же у вас дро-рука, то необходимо сопоставить шансы банка (учитывая потенциальные) с вероятностью завершения комбинации на следующей улице и принять решение о дальнейшем участии в раздаче. В качестве общего правила – в банках среднего размера на неспаренных досках вам обычно имеет смысл тянуть двустороннее стрит-дро и флеш-дро, особенно если у вас есть оверкарта (карманная карта выше, чем карты флопа) или две (в таком случае у вас очень сильное дро и иногда вы можете даже повышать ставки, особенно для того, чтобы запутать оппонентов).
Шоудаун в холдеме чаще всего выигрывает одна пара.
Омаха хай-лоу
Мы уже писали про омаху хай-лоу в прошлом номере журнала, но речь шла в основном о пот-лимитной разновидности игры. В лимитной омахе хай-лоу вам, так же как и в лимитном холдеме, стоит обращать большее внимание на сильные руки, содержащие туза с одной из карт «колеса» (2, 3, 4 и 5) и мастевыми связками, чем на спекулятивные руки вроде 2-3-5-6 или K-K-Q-10, ориентированные на одну часть банка. Иначе у вас не будет возможности выдавить противника из банка при помощи полублефа в тех редких случаях, когда вы получите сильную комбинацию по одной из сторон. Противникам будет легко дотянуть свои дро и забрать половину банка, а иногда даже банк целиком.
Как и в любой другой игре с разделом банка, ваша основная цель – выиграть весь банк, а не только его половину. Поэтому старайтесь избегать ситуаций, когда вы претендуете только на одну половину банка и на эту половину вас могут переехать или поделить с вами. Примером может служить голый стрит на доске с тремя лоу-картами или голое натсовое лоу без защиты от замещения и каких-либо претензий на хай. Иногда бывает оправданно выкинуть такие комбинации на флопе, а лучше всего избегать таких ситуаций, выкидывая слабые стартеры (такие как 6-7-8-9 или A-10-9-4 радуга) до флопа. Новичку в этой игре может показаться, что защищать блайнды против рейза оправданно всегда или почти всегда, на самом деле это не так. С плохими стартерами без позиции вы часто будете вынуждены либо сдаваться на флопе, либо платить несколько больших ставок только за то, чтобы получить половину банка обратно, рискуя при этом не получить и ее.
Шоудаун в лимитной омахе хай-лоу чаще всего выигрывают натсовое лоу и довольно сильные комбинации по высокой стороне: стриты, флеши и фулл-хаусы (поскольку в лимитной игре сложно выдавить из розыгрыша любые дро-руки, вы можете ожидать, что если терном или ривером пришла стритовая/флешевая карта, то у кого-то есть этот стрит или флеш). В том случае если к риверу на доске нету трех разных карт ниже восьмерки, весь банк забирает обладатель высокой комбинации – чаще всего это натс или близкая к нему рука.
Разз
Разз – это разновидность семикарточного стада, в которой банк выигрывает самая низкая комбинация из пяти карт, стриты и флеши игнорируются, а лучшей рукой в раззе является «колесо» – А-2-3-4-5. В раззе большое значение приобретает правильная игра на третьей улице. Вам стоит придерживаться стартовых рук, состоящих из трех разных карт ниже восьмерки, за исключением ситуаций, когда у вас есть возможность забрать банк без боя. Например, типичная ситуация – вы последний игрок с низкой открытой картой против игрока, поставившего бринг-ин. В таком случае вы можете сделать рейз с любыми двумя закрытыми картами (даже парой королей) и чаще всего сможете забрать банк без боя (это называется «стилинг» (stealing)). Игрок с высокой открытой картой обычно не сможет продолжать, даже зная это, поскольку еще одна плохая карта на 4-й или 5-й улице заставит его упасть. Также, с некоторыми ограничениями, вы можете попытаться украсть банк на третьей улице, даже если после вас сидит один игрок с низкой открытой картой (особенно если это 7 или 8), но вам обычно не стоит предпринимать попытку стила, если после вас сидят двое или более игроков с открытыми низкими картами – в этом случае слишком велика вероятность того, что у одного из них есть достойная розыгрыша рука и вы получите колл или даже рейз.
На четвертой улице вам обычно стоит сдаваться, если вы получите плохую карту, а оппонент – вторую хорошую (за исключением ситуаций, когда на третьей улице были сделаны рейз и ререйз и в банке лежит уже слишком много фишек).
Шоудаун в лимитной омахе хай-лоу чаще всего выигрывают натсовое лоу и довольно сильные комбинации по высокой стороне: стриты, флеши и фулл-хаусы
Ключевое решение в раззе принимается на пятой улице, поскольку начиная с этого раунда размер ставок увеличивается в два раза, и если вы принимаете решение играть дальше, вам в большинстве случаев придется идти до конца (это будет стоить вам 2 или 3 большие ставки). Для продолжения игры на пятой улице потребуется иметь либо готовое лоу (5 разных карт не выше восьмерки), либо очень сильное лоу-дро, собрав которое, вы с большой вероятностью выиграете банк на шоудауне. Все остальное является сомнительным и может быть разыграно только в том случае, если открытые карты соперника (или соперников) свидетельствуют о том, что их руки хуже или ненамного лучше вашей. Более подробно о раззе и других разновидностях стада вы можете прочитать в статье, опубликованной в предыдущем номере журнала.
Шоудаун в раззе обычно выигрывают лоу от восьмерки или семерки, лоу от шестерки является очень сильной комбинацией, а натсом является лоу А-2-3-4-5.
Стад хай
В стаде хай банк на шоудауне выигрывает самая сильная покерная комбинация, определяемся по таким же правилам, как и в техасском холдеме.
В стаде, так же как и в других лимитных играх, большое значение имеет игра на ранних улицах, поскольку (и стада это касается особенно) одно неверное решение на этих улицах может заставить вас принимать сложные и в целом минусовые решения по дальнейшему ходу раздачи: банк станет слишком большим, для того чтобы вы могли выкинуть руку, имеющую хоть какие-то перспективы его получить.
Следует придерживаться основного правила: играть только крупные карманные пары (желательно выше, чем самая высокая из открытых карт соперников и желательно с высокой третьей непарной картой) и стартеры из трех сочетающихся карт: либо одной масти (заготовки на флеш), либо близкого достоинства (заготовки на стрит), желательно повыше достоинством (так как это может помочь вам выиграть банк, получив крупную пару или две).
Не стоит играть низкие пары, а также низкие ряды с дырками (вроде 8-6-5 или 3-4-6). Также необходимо обращать внимание на открытые карты соперников – если у вас рука Q-J-10 (в целом довольно неплохой стартер), но вы видите в открытых картах соперников двух королей и девятку, вам стоит выбросить свою руку, так как шансы собрать к пятой улице стрит или двустороннее стрит-дро уменьшаются на 37,5% (3 из 8). То же самое касается ситуации, когда у вас рука Q-Q-8 и вы видите у соперников даму и восьмерку, и ситуации, когда мертвы две или более карты, которые могут дать вам флеш.
Стилинг в стаде хай имеет свое значение, хотя и гораздо меньшее, чем в раззе. Так же как и в раззе, ключевой точкой розыгрыша является пятая улица, так как именно на этой улице вы, по большому счету, определяетесь, будете ли вы идти до шоудауна и ставить в банк еще 2 или 3 большие ставки – разумно оцените размер текущего банка и свои перспективы на его выигрыш (учитывая открытые карты соперников и ход розыгрыша), и если вас не устраивает их соотношение – выкидывайте карты в пас.
Шоудаун в стаде хай обычно выигрывают две пары или выше. Если у одного из игроков в открытых картах есть три или четыре карты одной масти или близкого достоинства, у него, скорее всего, либо флеш/стрит, либо ничего (и вам обычно не имеет смысла ставить в такого оппонента или рейзить его ставку, если ваша рука слабее, хотя вы определенно можете сделать колл).
Стад хай-лоу
В стаде хай-лоу банк на шоудауне делится между обладателями самой низкой и самой высокой комбинаций.
Не стоит разыгрывать стартеры, не имеющие возможности собрать лоу (исключая самые сильные – три карты одного достоинства), поскольку дальнейший розыгрыш часто заканчивается тем, что вы либо будете вынуждены выкинуть свою руку на пятой улице, либо будете коллировать до конца, претендуя лишь на одну половину банка (по которой вас иногда перетянут). Зачем вкладывать деньги в банк только для того, чтобы потом попытаться вернуть их обратно? В основном это касается карманных пар выше восьмерки (исключая пару тузов, так как туз также является лоу-картой), с которыми новички в этой игре обычно теряют очень много денег.
Вам стоит разыгрывать любые три карты ниже восьмерки, включающие в себя туза, а также три лоу-карты, имеющие флешевый и/или стритовый потенциал. Эта рекомендация включает в себя и руки с парой, такие как А-4-4 или 3-3-2 (хотя к картам без туза стоит относиться с большей осторожностью), которые, хотя и имеют меньший потенциал на получение лоу, имеют лучшие шансы на выигрыш по высокой стороне.
Также хочу предостеречь вас от розыгрыша карт вроде 8-6-3 разных мастей – такие карты имеют плохие перспективы на выигрыш по высокой стороне и сомнительные – на выигрыш по нижней.
Не стоит разыгрывать стартеры, не имеющие возможности собрать лоу, поскольку дальнейший розыгрыш часто заканчивается тем, что вы будете вынуждены выкинуть свою руку на пятой улице
Стилинг в стаде хай-лоу имеет очень маленькое значение, так как бринг-ин ставит обладатель самой низкой открытой карты, который при этом легко может иметь разумную руку для продолжения игры.
Ключевой точкой раздачи в стаде хай-лоу, как и в других разновидностях стада, является пятая улица (если вы начали с трех хороших карт, то колл на четвертой улице делается практически автоматом, вне зависимости от того, какие карты пришли вам и соперникам). Для продолжения игры после пятой улицы вам нужна очень сильная, близкая к натсу комбинация по одной из сторон и, желательно, какие-то перспективы на выигрыш второй. Недостаточно иметь просто среднюю руку по одной из сторон, поскольку в таком случае раздача часто закончится тем, что вы либо заберете половину банка, либо не получите ничего, особенно если в раздаче осталось несколько оппонентов (часто вы проиграете по обеим сторонам). Если вы остались против одного соперника, вам обычно стоит продолжать, если у вас есть какие-то разумные перспективы на выигрыш по обеим сторонам – например, высокая пара в сочетании с лоу-дро до шестерки.
Шоудаун в стаде хай-лоу обычно выигрывают любое квалифицирующееся лоу (хотя у лоу от 7 или 6 шансы гораздо выше), а по хай-стороне две пары и выше. Очень часто обе части банка выигрывают низкие стриты, особенно А-2-3-4-5 и 2-3-4-5-6.
Надеемся, что эта статья поможет вам в следующий раз, когда вы сядете играть в турнир или кэш-игру по H.O.R.S.E. – загадочной темной лошадке мира покера.