Местом их рождения называют Египет и Китай, Корею и Индию. Они бывали большими и малыми, круглыми и прямоугольными, бумажными, кожаными, перламутровыми и костяными. Их называли молитвенником черта и пытались с их помощью предвидеть будущее. Конечно, это карты.
Упоминания о предках современных карт относятся к десятому-двенадцатому векам нашей эры. В Китае их роль выполняли разрисованные или гравированные таблички из слоновой кости, а позже – бумажные листы. В этих картах уже присутствовало разделение на четыре масти — по числу времен года или по сословиям:
Первые карты были весьма дороги — их рисовали от руки, а не гравировали. Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их довольно неудобными для игры.
штатские, военные и два разряда ученых.
В древней Японии карты изготавливали из плоских раковин. Самыми популярными были «поэтические карты», составлявшие пары — раковина с цитатой из известного поэта и раковина с его портретом. Такие карты использовались как для игры, так и для своеобразного «пасьянса».
Круглые индийские карты также были не просто забавой — они являлись настоящим справочником пантеона индуистских богов. Впрочем, была известна и одна светская колода — ее создание приписывается Великому Моголу Акбару. Египетская версия происхождения карт наименее доказательна и наиболее популярна — ведь именно египтянам мистики приписывают создание колоды Таро.
Завоевание Европы
Не существует единого мнения о способах проникновения карт в Европу. Кто-то считает, что в XII веке их привезли участники крестовых походов, кто-то приписывает карточное поветрие цыганам. Допустима и «сарацинская» версия. В ее пользу свидетельствует итальянская хроника 1379 года, в которой говорится: "… введена в Витербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб". Однако на тех картах вряд ли рисовались человеческие фигуры, так как сарацины были мусульманами.
Первые карты были весьма дороги — их рисовали от руки, а не гравировали. Карты в то время имели в длину 22 сантиметра, что делало их довольно неудобными для игры.
Изобретение колоды с рисунками, близкими к современным, иногда приписывают Жикомину Грингонеру — живописцу и шуту при дворе короля Франции Карла VI Безумного (1368–1422). Карты были единственным средством, успокаивающим и развлекающим царственного больного. Но, скорее всего, колода Карла Безумного была лишь усовершенствованной версией уже существовавших изображений. Ведь к тому времени дьявольская забава уже более ста лет ходила по Европе, несмотря на множество запрещающих указов как светских, так и церковных властей.
Во время царствования французского короля Людовика Святого в 1254 году был издан указ, запрещавший под страхом наказания кнутом карточную игру во Франции. Итальянский манускрипт 1299 года также говорит о запрещении игры в карты. Орден Калатрава в 1331 г. запретил игру в карты в Испании, и это запрещение было повторено в 1332 и 1387 годах королями Кастилии.
Тем временем в 1260 году в Германии был основан особый цех мастеров и торговцев игральными картами. К сожалению, подлинные карты этого времени до нас не дошли. Древнейший сохранившийся экземпляр европейской печатной колоды – оттиснутый с гравюры на меди – был изготовлен в 1485 году в Италии. Рисунок на «рубашке» карт появился во Франции в правление короля Генриха II и печатался не для красоты, а чтобы затруднить работу шулерам.
«Жезлы», «монеты», «кубки»...
Привычные нам карточные «масти» вовсе не являются общепринятыми. В Испании они назывались «жезлы», «монеты», «кубки» и «мечи» (что ближе всего к «мастям» Таро) и изображались соответствующе. У французов мечи превратились в «пики», кубки – в «черви», монеты – в «бубны», а «жезлы» – в «кресты» или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»). Эти названия и сейчас звучат по-разному: например, в Англии и Германии это «лопаты», «сердца», «бриллианты» и «дубинки». Помнят немцы и старинные имена мастей: «желуди», «сердца», «бубенцы» и «листья».
Благородные короли, прекрасные дамы
Правители запрещали карты — и оказывались на них. В XVII веке Клод Оронс Фине, под псевдонимом месье де Брианвиль, выпустил в Лионе одну из первых колод с дворянскими гербами и портретами: Jeu de Blason. Аббат Менестрие, который несколько лет спустя издал такую же колоду, писал, что кое-кто из принцев серьезно обиделись на Фине за то, что их изобразили в виде валетов и тузов. Карты были арестованы магистратом, и Фине пришлось заменить некоторые изображения. Однако вскоре колода была переиздана — с новыми и новыми гербами.
Привычные нам карточные «масти» вовсе не являются общепринятыми. В Испании они назывались «жезлы», «монеты», «кубки» и «мечи» (что ближе всего к «мастям» Таро) и изображались соответствующе. У французов мечи превратились в «пики», кубки – в «черви», монеты – в «бубны», а «жезлы» – в «кресты» или «трефы» (последнее слово по-французски означает «лист клевера»).
В Неаполе образовалось общество молодых дворян, изучавших за игрой в карты гербы дворянских родов. Из Неаполя идея пришла в Венецию, и в 1682 г. бенедиктинец Дом Казимир Фрескот с одобрения дожа и сената выпустил колоду с гербами венецианских дворян.
По воле художников на картах оказались король французский Карл VII и его фаворитка Аньес Сорель. А во времена Великой французской революции монархов на игральных картах сменили тираноборцы античности и герои Нового времени: Брут, Вольтер, Ганнибал, Гораций, Лафонтен, Мольер, Руссо, Сен-Симон.
Но, конечно, безопаснее было изображать тех правителей, которые уже не смогут покарать. Например, легендарных государей.
Так королем пик стал библейский царь Давид, королем червей – Александр Македонский, королем бубен – сам Гай Юлий Цезарь, а королем треф – основатель Священной Римской империи Карл Великий.
Прообразов для дам куда больше – например, дама червей была и Еленой Троянской, и Юдифью, и Дидоной. Для грозной дамы пик выбирались образы воительниц – Афины, Минервы и даже Жанны д’Арк. В роли дамы бубен (бывшие «денарии») стали изображать библейскую Рахиль: она идеально подходила на роль «денежной царицы», поскольку обокрала собственного отца. Дама треф, на ранних итальянских картах выступавшая как добродетельная Лукреция, со временем превратилась в суетную Аргину. Впрочем, на классических немецких колодах дамы не появлялись вовсе: это суровые мужские карты с двумя видами валетов — старшими и младшими.
Кстати, и валеты имеют исторические прототипы. Для европейской колоды это: французский рыцарь Ла Гир по прозвищу Сатана (черви), легендарный Ожье Датчанин (пики), сподвижник Карла Великого Роланд (бубны) и Ланселот Озерный (трефы).
Церковная верхушка к картам не благоволила (хотя монахи игрой нередко грешили), но и библейская история оказалась на игральных картах. Например, на немецкой «духовной колоде» валет «листьев» изображен в виде пророка Ионы под зеленым деревом.
Карты с религиозными изображениями, возможно, предназначались для развлечения людей духовного звания, которым азартные игры были запрещены. На одной из таких колод (изготовленной в Германии в XVI в.) изображены монахи и монашенки, кардиналы и более низкий клир. Даму в этих картах заменяют аббатисы (что указывает на связь с символикой карт Таро).
Многие карты были выполнены знаменитыми художниками и граверами –.эскизы для них создавали Альбрехт Дюрер и Лукас Кранах. Но и без их мастерской руки старинные карты бесценны для ученых – они хранят знания по географии (такая «географическая» колода была учебным пособием юного Людовика XIV), этнографии и истории костюма.
Атласные карты
В Россию карточные игры пришли в начале XVII века — или с иноземцами в «смутное время», или с казаками – и привычно не понравились власти. В правление Алексея Михайловича Тишайшего картежников предписывалось «бить кнутом и лишать пальцев и рук путем отрубания». Сын его, государь Петр I, карт тоже не жаловал, находя эту забаву чрезмерно разорительной.
В царствование Екатерины Второй и окончательно при Александре Первом продажа игральных карт была монополизирована государством. Производство было развернуто на Александровской мануфактуре, при которой с 1819 года открыли Императорскую карточную фабрику.
В XIX в. в России появились новые рисунки игральных карт. Заказ получили академики живописи Адольф Иосифович Шарлеман и Александр Егорович Бейдеман. В производство были запущены рисунки академика Шарлемана, известные сейчас, как Атласные карты. За основу для рисунка была взята «северо-немецкая колода», происходившая из старинной французской колоды.
«Атласными» карты были названы из-за материала — тяжелая, толстая, глянцевитая бумага, натертая тальком на специальных машинах, скользила в руках и на ощупь напоминала атлас.
«Атласными» карты были названы из-за материала — тяжелая, толстая, глянцевитая бумага, натертая тальком на специальных машинах, скользила в руках и на ощупь напоминала атлас.
Со временем вся карточная продукция стала изготавливаться на атласной бумаге.
Новое и старое
Современные игральные карты имеют разные модификации, разнообразны по дизайну и исполнению. Бумажным колодам теперь отведена роль «домашних». Профессиональные карты изготавливают из пластика, винила, сверхпрочного картона или картона с пластиковым покрытием. Они долговечны, прочны, и их можно мыть. От рассматривания масти «на просвет» такие карты часто страхует специальная черная вставка.
Изображение наносится при помощи глубокой печати, шелкографии, фотолитографии, литографии, теснения или совмещением нескольких способов. При желании и казино, и частное лицо может заказать карты с уникальным рисунком. По-прежнему эскизы для некоторых колод создают известные художники.
И, возможно, эти карты когда-то тоже будут интересны историкам.