За несколько дней до официального старта сборной России по пляжному футболу в сезоне 2017 года стало известно, что её многолетний капитан Илья Леонов приостановил карьеру игрока в сборной, чтобы стать её тренером. Увы, первый турнир в качестве ассистента главного рулевого Михаила Лихачёва Леонов запомнится отрицательным результатом. Сборная России на первом этапе Евролиги в Сербии потерпела два поражения и не сумела занять первое место в группе. Илья рассказал корреспонденту «Чемпионата», чего не хватило команде в Белграде, что нужно менять, чтобы вернуться на победный путь, и каково это – смотреть игру сборной с трибуны.
«Раньше мы были сильнее всех в мире в работе без мяча»
– Илья, первый этап Евролиги-2017 – ваш первый турнир в качестве ассистента главного тренера национальной сборной. Какие ощущения испытываете от новой работы, если чуть дистанцироваться от результата в Сербии?
– От результата дистанцироваться, конечно, трудно. Первый турнир – и такое неудачное выступление. Впрочем, попробую отвлечься от неудачи… В принципе, разница небольшая. Режим у меня по-прежнему точно такой же, как и у всей команды, просто теперь больше времени приходится уделять разбору соперников, подготовке плана на игру. Да и переживаний, наверное, стало больше. В игре устаёшь, силы расходуются, а когда ты на трибуне – всё копится внутри. Конечно, пытаюсь что-то подсказывать сверху, кричать, поскольку с трибуны хорошо игру видно. К счастью, в Белграде скамейки находились прямо под трибуной, так что можно было переговариваться. Всё это, с одной стороны, непривычно, с другой – знакомо и обычно, вот только на поле я не выходил. Вместо этого приходилось в свободные часы, чтобы поддерживать форму, идти в тренажёрный зал, заниматься на беговой дорожке. Энергии остаётся много, и её как-то необходимо расходовать.
Переживаний, наверное, стало больше. В игре устаёшь, силы расходуются, а когда ты на трибуне – всё копится внутри.
– Футбол с трибуны смотрится по-новому? Вы же во время матчей сборной считаные разы были не на скамейке с командой, а сверху, среди зрителей.
– Да нет, такое периодически случалось. И во время недавней квалификации к чемпионату мира тренер давал мне отдохнуть во время некоторых матчей. И пару игр из-за перебора карточек я пропускал: например, четвертьфинал чемпионата мира 2015 года против Бразилии. Были и другие матчи, когда я был в заявке, но не мог принимать участие. Но даже когда ты смотришь игру с трибуны, то всегда по мере возможности стараешься что-то подсказать ребятам, крикнуть что-то вроде «спина» или «сзади». Так что в целом ощущения не новые.
– Какие впечатления остались от Сербии, стадиона, болельщиков – всего, что окружало пляжный футбол в Белграде?
– В Сербии всё время подходили простые болельщики, поддерживавшие сборную России, поскольку мы братские народы. С точки зрения организации всё было в порядке: пляж шикарный, стадион отличный, правда, на трибунах было мало людей – народ подтягивался только на заключительный матч дня, в котором играла сборная Сербии. В целом никаких проблем. Единственное – нам нужно было побеждать. К сожалению, не получилось.
– А в чём причина двух поражений на этапе в Белграде? Только ли в слабой реализации своих моментов, как считают некоторые футболисты?
– Это, безусловно, первая причина. Не могу сказать, что у нас была тьма моментов, но бывают такие матчи, в которых мы забиваем голы чуть ли не каждым ударом. А на этом этапе Евролиги с реализацией была какая-то катастрофа. Взять даже концовку матча с Испанией: мы проигрывали 0:3, и за вторую половину третьего периода у нас было моментов десять, которые наши лидеры обычно забивают. Из десяти забить бы два-три – этого было бы достаточно. А мы обходимся всего одним голом. На 85 процентов причина неудачного результата на этом этапе – нехватка голов.
– А что делать? Как забивать больше? Как лучше реализовывать моменты?
– В первую очередь нужно больше бегать, больше работать без мяча. Мы ещё в том году, когда я находился на поле, перестали работать без мяча, немного упростили свою игру, практически полностью перейдя на игру по схеме «два-два» с вратарём. Сейчас мы с Михаилом Викторовичем просим ребят добавлять в работе без мяча. Раньше мы были в этом сильнее всех в мире, а сейчас те же Германия и Франция нам в этом не уступают, не говоря об Испании. Мы мало двигаемся без мяча, мало открываемся, подстраиваемся под передачи. Проблема возникла не в этом году, это проявилось ещё года два назад. Будем работать, стараться её решить.
«Этап в Москве будет сложнее. Дай бог, ошибусь»
– Вы вспомнили про Германию и Францию. В очередной раз стоит сказать, что слабых соперников в Европе не осталось? Можно ли сказать, что эти команды удивили своей игрой?
– Да, эти команды нас действительно удивили своей игрой, хорошей готовностью. Возможно, сказалось то, что у них многие футболисты играли на Euro Winners Cup и получили там игровую практику, неоценимый опыт. Физически эти команды очень здорово смотрелись, особенно с учётом того, что в Белграде было приличное пекло – 35-36 градусов. Но, с другой стороны, если бы мы играли с Францией на второй или третий день, то, посмотрев их игру, уверен, мы бы смогли их обыграть. После драки, конечно, кулаками не машут, но в этот раз нам не хватило понимания готовности этой команды. Обычно мы с французами довольно легко играем. А в целом соперники действительно растут. Те же немцы привезли трёх-четырёх хороших молодых футболистов, которые приятно удивили – ни в чём более опытным партнёрам не уступали.
Раньше мы были в этом сильнее всех в мире, а сейчас те же Германия и Франция нам в этом не уступают, не говоря об Испании.
Уже давно стало понятно, что сборные стран-грандов в футболе, таких как Франция или Германия, в одном матче способны обыграть кого угодно. В последние года два-три эти команды приучили к тому, что с ними надо считаться и на песке. И результаты с этой точки зрения показательны: в первые два дня все команды друг друга по разу обыграли.
– Как обстояли дела с физподготовкой? Позади у игроков несколько долгих, тяжёлых турниров, а в Белграде было очень жарко. Возникали ли какие-то проблемы?
– Мы никого не превосходили на голову, но и слабее точно не были. Понятно, что физические кондиции могли бы быть и лучше, но позади Euro Winners Cup, на котором некоторые футболисты провели по девять-десять матчей, позади этап в Санкт-Петербурге. Каких-то существенных проблем с физикой я не заметил, но работы непочатый край. Не могу сказать, что мы готовы на 100 процентов. В любом случае наши главные проблемы были не в физических кондициях.
– Есть точка зрения, что сборной не хватило совместных тренировок. Три дня тренировок перед этапом Евролиги – это мало или достаточно? Если бы, например, у сборной была неделя, результат был бы значительно лучше?
– Безусловно. Но у нас очень насыщенный сезон, и перед этапом Евролиги провести такой сбор просто невозможно. Хотя в целом, думаю, неправильно грешить на то, что мы мало тренировались вместе. Всё-таки четвёрки комплектовались по клубному принципу. В этих четвёрках ребята готовились в своих клубах – проблем по взаимопониманию не возникало. Может быть, не хватило некоего единого знаменателя с точки зрения физических кондиций. Но у нас только начало сезона, ребята были голодны до футбола, до игр за сборную России. Все надеялись, что будем рвать и метать, но не получилось. Будем думать, что пошло не так. Мы получили много информации, нужно её осознать и переварить. Тренерскому штабу нужно будет принимать какие-то решения. Может быть, вводить каких-то новых футболистов.
– Следующий этап Евролиги сборная России проведёт в Москве. С учётом результата в Сербии будет ли он для нашей команды легче или сложнее?
– Уверен, что будет сложнее. Дай бог, ошибусь. Но перед своими трибунами мы обычно выходим какими-то скованными, зажатыми. Все матчи получаются от ножа. Даже не помню такого, чтобы мы кого-то легко обыграли дома. Правда, у нас и команды всегда попадались непростые: Беларусь была, та же Франция, Швейцария, постоянно Испания. Буду рад ошибиться и увидеть, как мы всех громим, но, думаю, придётся очень сильно попотеть.
Сейчас надо работать, потому что перед этапом Евролиги будет ещё и Мундиалито в Португалии. А до Мундиалито будет этап в Казани – это касается всех кандидатов в сборную. Путь в сборную начался с сегодняшнего дня. Именно в Казани будет сделан выбор, какие футболисты будут вызваны на Мундиалито, а, возможно, сразу будет определён состав и на Евролигу в Казани.
Все матчи в Москве у нас получаются от ножа. Даже не помню такого, чтобы мы кого-то легко обыграли дома. Правда, у нас и команды всегда попадались непростые.
– Мундиалито рассматривается как отдельный серьёзный старт или проверка боем перед московским этапом?
– Нет, это отдельный турнир, в котором мы ставим перед собой только одну задачу – победить. Но, безусловно, какая-то ротация будет. По сравнению с этапом в Белграде в сборной обязательно появятся новые имена. Сразу после поражения в матче с Испанией мы с Михаилом Викторовичем уже обсуждали возможные кандидатуры, но сейчас ещё рано называть конкретные имена. Определяющим с точки зрения состава станет второй этап чемпионата России в Казани.