На прошлой неделе в конноспортивный комплекс Maxima Stables снова приехала судья высшей международной категории 5* из Мексики Марибель Алонсо – одна из самых авторитетных судей в мире конного спорта, работавшая и на соревнованиях по выездке в рамках Олимпийских игр в Рио-де-Жанейро. «Чемпионат» не мог упустить возможность пообщаться с выдающимся мастером своего дела и обсудить с президентом главной судейской коллегии итоги бразильской Олимпиады, победу детской сборной России на Первенстве Европы по выездке и её работу в нашей стране.
– Марибель, расскажите, в который раз вы приехали в Россию и в Maxima Stables? Нравится ли вам бывать здесь, в этом комплексе?
– Я приезжаю в Россию в четвёртый раз и в третий раз бываю в Maxima Stables. Вы знаете, это просто удивительный, фантастический комплекс. Если весь российский конный спорт будет развиваться так же быстро, как это место, то вы крайне быстро добьётесь выдающихся успехов (улыбается). Темпы развития говорят сами за себя.
Из-за непростой политической и экономической ситуации в стране все мы до начала соревнований беспокоились, что же увидим в Рио-де-Жанейро. Однако в итоге мы были очень приятно удивлены.
Надеюсь, что в России все будут брать пример с этого места. То, как здесь нацелены на развитие, какие усилия прилагают для этого, просто поражает воображение.
– Многие говорят, что это один из лучших конноспортивных комплексов в Европе. Вы согласны с этим утверждением?
– Абсолютно. Скажу больше: один из лучших в мире. Главной его особенностью является то, что всё компактно собрано практически под одной крышей. А для такого большого комплекса это, поверьте, сделать очень непросто.
– С какими целями вы приехали в Россию в этот раз?
– В первую очередь я приехала, чтобы судить соревнования для молодых лошадей. А ещё посмотреть на всадников, пообщаться с ними, прояснить особенности современного международного судейства и дать полезные советы на будущее.
– Вы также принимали участие в пресс-конференции, посвящённой победе детской сборной России в Первенстве Европы по выездке среди детей, юношей и юниоров. Какие впечатления у вас оставила наша команда? Нашу выездку ждёт светлое будущее?
– Очень хочется надеяться на это (улыбается). Я бы хотела ещё раз поздравить команду. Я по-настоящему впечатлена их успехом. Думаю, что они выступают очень зрело для своих лет. Но сейчас им пора начать прокладывать путь к новым целям, новым победам. Они очень талантливы, это бесспорно. И теперь нужно использовать все возможности, чтобы двигаться дальше. Нельзя останавливаться на достигнутых успехах, нужно ставить перед собой всё более и более высокие цели.
– Перейдём к самой важной теме минувшего лета – Олимпийским играм в Бразилии. Какие у вас остались впечатления от соревнований? Всё ли было в порядке с точки зрения организации, инфраструктуры, безопасности?
– Я должна сказать, что из-за непростой политической и экономической ситуации в стране, все мы до начала соревнований беспокоились, что же увидим в Рио-де-Жанейро. Однако в итоге мы были очень приятно удивлены. Инфраструктура, расположенная на объектах бразильской армии, была отличной – это касается и конюшни, и боевого поля. Погода была просто потрясающей! Мы чувствовали себя полностью защищёнными, и в окрестностях комплекса не было ни одного инцидента. Так что в конце соревнований стало понятно, что Бразилия с честью выполнила поставленную локальную задачу.
– Не кажется ли вам, что итоги олимпийских соревнований по выездке оказались во многом предсказуемыми?
– Мне уже не раз задавали этот вопрос. Но знаете, спорт вообще нельзя называть предсказуемым, а особенно конный спорт.
Изначально было понятно, что у Германии очень сильная команда. Но в ней было три молодых лошади, а у молодых и талантливых лошадей бывает сложный характер.
Каждый всадник и его лошадь – это пара со своими особенностями, со своими удачными днями и неудачными. Это можно сравнить с футболом: вы приходите болеть за команду-фаворита, но что-то идёт не так, она пропускает голы, не может забить и в итоге проигрывает. Бывает же такое, правда? Спорт – непредсказуемая вещь, и результаты соревнований нельзя называть предсказуемыми.
– А если мы назовём их закономерными?
– Это более правильное определение. Конечно, изначально было понятно, что у Германии очень сильная команда. Но в ней было три молодых лошади, а как вы знаете, у молодых и талантливых лошадей бывает сложный характер. Где-то у них может не хватить опыта, концентрации, они могут допустить ошибку. Всегда ведь есть тонкая грань между желанием получить высокие оценки и риском ошибиться. И ошибки случаются: Валегро (лошадь олимпийской чемпионки Шарлотты Дюжардин. – Прим. «Чемпионата») в командных соревнованиях был не так хорош, как он может быть. И Космо делал ошибки, и Шоутайм, и Десперадос (лошади всадников сборной Германии. – Прим. «Чемпионата»). Да практически все делают ошибки, просто кто-то меньше, а кто-то – больше. У Германии была очень сильная команда, и она доказала свою силу. Британцы тоже доказали свою состоятельность. Американцы проделали очень тяжёлую работу и заслужили своё третье место. А вот у голландцев возникли проблемы с лошадью Аделинды Корнелиссен, и команда не смогла в итоге их решить, потому и осталась за чертой призёров.
– Российские всадники в командных соревнованиях представлены не были, но выступали в личном зачёте. Какие впечатления остались от их старта?
– Я думаю, что всадники из России показали то, на что были способны. Инесса Меркулова довольно хорошо выглядела в Большом призе. Во время переездки Большого приза она тоже до определённого момента выступала здорово, но потом допустила ошибку и не прошла дальше. Очень жаль на самом деле, потому что она отличный всадник, у неё очень сильная лошадь. И в КЮРе Инесса смогла бы показать себя – она сильна в этом. Но пробиться туда не сумела. Это спорт, о чём мы уже говорили.
– Для вас Олимпиада в Рио-де-Жанейро стала второй в карьере. Велика ли разница между работой на Играх и любых других соревнованиях?
– На самом деле разницы нет. Когда ты приступаешь к работе, то должен забыть о том, на каких соревнованиях ты находишься. Нужно судить спортсменов без учёта опыта их предыдущих выступлений, своих прежних впечатлений. Просто сконцентрироваться и изучать движение за движением – так и формируется итоговая оценка.
– Но спортсмены ведь также концентрируются на выступлениях. Однако Олимпиада для них – это важнейший старт в карьере. Неужели у судей всё иначе?
– Знаете, в Олимпиадах действительно есть что-то волшебное. Это событие проходит раз в четыре года, и на него обращено внимание миллионов людей по всему миру. Кто-то принимает в этом участие, кто-то болеет и переживает, кто-то просто следит за результатами – но интерес просто колоссальный. Мы обычно не ощущаем такого интереса, но здесь оказываемся вовлечёнными в этот процесс вместе с гимнастами, прыгунами в воду и представителями всех других видов спорта. Олимпиада объединяет всех нас и напоминает нам, насколько важно жить в мире. Это ведь спорт, а не война. Этот олимпийский дух и делает тебя причастным не только к большой семье спортсменов, но и к целому миру. Ты понимаешь, что он не так уж велик и людям стоит быть вместе. Это делает Олимпиаду для меня такой особенной. Ни один турнир в мире конного спорта не дарит подобных ощущений. Там все концентрируются на соревнованиях, стараются показать свои лучшие выступления.
Олимпиада объединяет всех нас и напоминает нам, насколько важно жить в мире. Это ведь спорт, а не война.
Это, конечно, правильно, но Олимпиада – это немного другое. Олимпиада – это своего рода двухнедельная тусовка, где собираются лучшие представители человечества. И очень здорово чувствовать себя к ней причастной.
– И последний вопрос. На пресс-конференции вы сказали, что начинали в конном спорте с троеборья. А чем же вас так привлекла в итоге выездка?
– Изначально я действительно очень любила троеборье и до сих пор практикуюсь в нём. А вообще я замужем за троеборцем. Но ещё в детстве я без ума влюбилась в выездку. Троеборье приносит удовольствие, адреналин, выплеск эмоций. Но выездка – это элегантность, гармония и настоящая красота. Это то, что мне в ней и нравится.