«Берёт оператор крупный план трибуны, а там чьи-то штаны висят»
Денис Козлов
Комментарии
Круговорот зрителей, одежда на креслах, «цирк» на дорожке и ликбез от Кровопускова – чем запомнился российский этап Гран-при по фехтованию.

Заключительный этап серии Гран-при по фехтованию на саблях в Москве тренеры нашей команды сразу записали в раздел практически тренировочных. Естественно, когда на носу Олимпиада, будет весьма странно бросать все силы достигать победы здесь и сейчас, пусть даже на таком престижном турнире, как «Московская сабля». Тем не менее посмотреть соревнования стоило. Хотя бы потому, что через два с небольшим месяца лучших из участников прошедшего старта предстоит увидеть по ту сторону Атлантики в дележе олимпийских наград. И россияне обязательно примут в этом дележе непосредственное участие. Если, конечно, независимая комиссия ВАДА и примкнувший к ним «Доктор Р.» до этого времени не предоставят неопровержимых доказательств «допинга государственного уровня». Но о грустном у нас ещё будет время поговорить. Пока же расскажем о завершившемся этапе, на котором было увидено немало любопытного.

Гардероб ответственности не несёт

Чем будет удивлён человек, впервые в жизни увидевший фехтование вживую? Скорее всего, первым впечатлением станет количество фехтовальной экипировки, находящейся на трибунах стадиона. Обычно под спортсменов выделяется один из секторов. Там они могут разложить фехтовальные чехлы, повесить после боя электрокуртку, а представители сильного пола даже переодеться, если являются не слишком стеснительными. Но это всё обычно остаётся на бумаге. На практике же форма может оказаться в абсолютно разных местах. Оригинальней всех поступили саблисты сборной Кореи, развесив сушиться форму прямо на скамейках в коридоре УСЗ «Дружба».

Кстати, единственное соревнование высочайшего уровня, где такой демократический подход не приветствуется, – это Олимпийские игры. Во-первых, трибуны на них обычно заполняются на 100%, и выделить сектор фехтовальщикам для того, чтобы они могли принести туда свои вещи, бывает просто физически невозможно. А вдобавок банально нарушается красота телевизионной картинки. Сами представьте: заплатил, скажем, самый популярный канал баснословную сумму за право на трансляции, а тут, пардон, во время крупного плана чьи-то штаны на стуле висят. Моветон, да и только. Так что в Рио-де-Жанейро зрители подобного наверняка не увидят.

Фото: «РИА Новости»

Ходят зрители по кругу

Интереснейший всё-таки вид спорта – фехтование. Пожалуй, так сходу и не назовёшь, где ещё ряд и место, которое написано у посетившего турнир болельщика на билете, не имеет ровным счётом никакого значения. Дело в том, что в основной сетке соревнований спортсмены фехтуют на четырёх дорожках разного цвета, располагающихся в разных сторонах зала. Само собой, всех интересуют свои любимцы, а у французского любителя спорта и итальянца они, естественно, будут отличаться. Вот и наблюдаем мы круговорот болельщиков в природе: каждый садится ближе к той дорожке, которая ему в данный момент интереснее. А уже во время следующего запуска общая диспозиция может кардинальным образом поменяться. Статус соревнований не играет особой роли – такие пересаживания бывают на всех турнирах, от Кубка России до мирового чемпионата.

Такие разные задачи

Сабля – самый динамичный вид оружия. Скорости здесь такие, что уследить за атаками порой крайне непросто даже арбитрам, не говоря уже об обычных зрителях. Не зря Софья Великая в интервью говорила, что при счёте 14:14 первой мыслью,

проносящейся в голове, становится слово «катастрофа». Зато по эмоциям это ни с чем не сравнишь. Один удар, одна защита, одно малейшее неточное движение – и бой окончен. Кто-то одним прыжком взлетает в воздух, празднуя победу и продолжая борьбу за золото, а кто-то, швырнув в расстройстве маской об пол, опустив голову, уйдёт дожидаться следующего шанса.

Алексей Якименко знает это лучше многих. Четыре года назад он приехал в Лондон если не железным фаворитом, то по крайней мере одним из двух главных претендентов на золото. Увы, поход за титулом закончился два ли не в самом начале именно со счётом 14:15. И то, что Якименко практически вытащил поединок, проигрывая «-5», утешало слабо. К слову сказать, второй лондонский фаворит немец Николас Лимбах также остался без медали, проиграв в четвертьфинале нашему Николаю Ковалёву. А в Рио он и вовсе не отобрался, уступив место более молодым партнёрам по сборной. Иное дело Алексей – он едет в Бразилию в ранге чемпиона мира, где в последний раз попытает олимпийского счастья. Вступив несколько лет назад в клуб тех, кому за 30, Якименко прекрасно понимает, что к августу нужно быть в оптимальной форме. Особого значения турнирам, на которых не удалось добраться до медалей, он не придаёт, как и пресса с болельщиками. Главное – удерживаться в топе рейтинга, чтобы не пересечься на Играх с кем-то из главных конкурентов на более ранней стадии, чем планировалось.

Своё дело Гаврилова сделала. Теперь – ждать

Похожие задачи выполняет и главная звезда нашей сабли, с одной оговоркой, что на московском этапе Гран-при у неё всегда многочисленная группа поддержки, при которой выступить слабо будет просто стыдно, даже если все мысли заняты будущей Олимпиадой. На нынешнем турнире Софья остановилась в четвертьфинале. Но слишком велик опыт Великой, чтобы сомневаться в том, что в Рио она предстанет максимально готовой.

Лучшей из россиянок в Москве стала Юлия Гаврилова. Фактически «Московская сабля» была последним турниром, где она могла отличиться и тем самым повысить свой шанс быть на Олимпиаде. Для этого ей пришлось обыгрывать крайне неудобную для себя кореянку Ли и останавливать путь к медалям для Великой. Наградой за упорство Белке, как её давно называют в команде, стала бронзовая награда российского этапа Гран-при. Правда, даже такой результат ничего Гавриловой не гарантирует, поскольку на тренерском совете, который состоится 16 июня, лишь места Софьи Великой и Яны Егорян вне опасности.

Фото: «РИА Новости»

Артисты на дорожке

У мужчин в Рио командного турнира не будет, все соискатели олимпийских наград уже давно определены, а потому и напоминали соревнования порой артистическое фехтование, представители которого вызвали большой восторг у зрителей во время церемонии открытия. Взять хотя бы четвертьфинальную дуэль Якименко и Ковалёва. Бои двух россиян на международных стартах практически всегда отличаются меньшим количеством эмоций. Не отошли от привычных канонов и в Москве. Но с одним нюансом. Любой фехтовальщик скажет, что по всем правилам, писаным и неписаным, главная задача в бою – скрыть свои намерения от противника. Наши прославленные саблисты же словно задались не скрыть, а показать. Показать всю красоту умения владеть холодным оружием. 29 блестящих атак, классных защитных действий и разящих контрударов, победа всего в одно очко – что может быть лучше, когда на одной дорожке встречаются два подлинных мастера?

Сабля или борьба?

А ещё турнир в столице запомнится большим числом детей, ставших гостями «Дружбы». Юные любители спорта пока ещё слишком далеки от того, чтобы оценить величие момента, когда рядом с тобой сидит сама Галина Горохова, а невдалеке тонкости правил разъясняет соседям по трибуне великий Виктор Кровопусков. Гораздо больше их увлёк уникальный цирковой номер по балансировке, показанный перед мужскими четвертьфиналами, – справедливости ради, там действительно было чем восхищаться. Любопытно, зацепит ли их фехтование, захотят ли они им заниматься? Дети самих спортсменов в данном случае не в счёт, они – разговор отдельный. Хотя у сына Великой как минимум есть ещё один нечуждый семье вид спорта. Ведь муж Софьи – чемпион, простите за каламбур, не менее великий, чем она сама. У знаменитого борца Алексея Мишина есть золото Олимпиад, которого пока не хватает в коллекции супруги. Великая имеет два шанса исправить это недоразумение в Рио. Пожелаем ей, как и всей остальной сборной, намыть в Атлантике немало драгоценного металла.

Комментарии