World of tanks: путь к успеху. «Как говорил Чехов про киберспорт...»
Пять лет назад про игру белорусского производства не знал никто. Сейчас в неё «рубятся» миллионы по всему миру, а чемпионаты вызывают интерес в разы больший, чем многие спортивные мероприятия. «Чемпионат» уже писал, насколько круто проходили Гранд-финалы в Минске и Варшаве, теперь публикуем рассказы основателя и CEO Wargaming Виктора Кислого и Алексея Кузнецова, руководителя отдела киберспорта СНГ, объясняющих, почему танки стали настолько популярны.
«Я не люблю сравнения с Золушкой. Давайте лучше скажем, что мы как Илья Муромец! — просит Кислый. — Если серьёзно, то начинали действительно с нуля. В 90-х с друзьями подсели на компьютерные игры. Любовь, страсть, обожание… Всё это было про нас.
Но однажды мы поняли: можно ведь сделать игры лучше! Самим. Но тогда было тяжело. Только компьютер собрать стоило больше тысячи долларов. Обойти кучу рынков, найти нужные элементы, запчасти… Ух, даже вспоминать страшно!
В 98-м по просьбе американских товарищей впервые попробовали сделать игру. Компьютерную версию настольной: исторические битвы, от печенегов до древних римлян. Ну, что-то получилось, но взялись за новые проекты. Скажем, «Обитаемый остров» для «Акелла» разработали, «Операция Багратион» была успехом…
Одна беда — мы смотрели на цифры и понимали, что денег толком не зарабатываем. Надо платить магазинам, перевозчикам, ещё массе компаний…
Так и появилась идея онлайн-игр. Где у тебя просто физически нет посредников. Изначально была фэнтези-арена: орки, эльфы, все дела. Но в один прекрасный день мой друг Слава Макаров сказал: «Ребят, лучше про танки что-нибудь сочините. Фэнтези сейчас везде». Он, как и я, физик, потому быстро объяснил мне, в чём смысл идеи. Я с ним согласился, и пошло-поехало…
К World of tanks довольно быстро пришёл успех. Но главное — уметь им грамотно распоряжаться. Кто-то сразу купит «Феррари», «Бентли» и прожигает жизнь. Мы держали себя в руках и, наоборот, ещё больше вкладывали в развитие игры. Потому World of tanks и не стоит на месте, постоянно улучшается. Новые режимы, новые танки, новые карты… Геймеры постепенно захотели большего: самолётов, кораблей… Вот и расширяемся по разным направлениям.
Сейчас киберспорт — это шоу-бизнес. Мы стараемся делать соревнования не хуже, чем топовые футбольные матчи или даже Олимпийские игры. Ну а почему нет? Игра зрелищная, из неё реально сделать отличное шоу. Знаете, как Антон Павлович Чехов говорил: «В киберспорте всё должно быть прекрасно». И игра, и картинка, и освещение, и ведущие, и болельщики… За всем этим мы следим.
В Варшаве работали сотни журналистов, 300 представителей прессы брали у сотрудников Wargaming, геймеров интервью. Это потрясающая, показательная цифра! Как и очень популярные трансляции в Twitch.
Но «рубить бабла» с игроков никто не собирается. Человек отдаёт за игру столько, сколько может, в зависимости от своего заработка, социального статуса. Школьник, студент, работающий, взрослый человек. Можем ли мы попросить платить больше? В теории — да. Но это продлится недолго.
Нам нужно долгосрочное вовлечение игрока. Пусть он ничего не платит, но вместе с нами пять лет, приводит друзей. Мы тебя любим — развлекайся на здоровье! А вытаскивать из школьников тысячи рублей… Это не наш подход. Не шутка, не благотворительность, а грамотная стратегия. Устраивающая и нас, и игроков. Всем хорошо!»
World of tanks: развитие успеха. «Будем продавать права на телетрансляции»
Гранд-финал в Варшаве, который «Чемпионат» подробно освещал, прошёл на единицу. По немецкой системе оценок, то есть блестяще. И дело не только в том, что его выиграла команда из СНГ — HellRaisers. А в самой организации турнира.
«Мы занимались подготовкой к Гранд-финалу полгода, — слово Кузнецову. — Здесь использованы и наработки прошлых лет, и новые фишки. Ивэнт в Варшаве — кульминация наших знаний и стараний. Более сотни человек со всего мира, носители культурного кода разных регионов работали над тем, чтобы соревнование прошло на ура.
Привлекать болельщиков, журналистов нужно не только самим фактом турнира. Но и его «обложкой», освещением. Скажем, вы все видели, какие классные трейлеры мы подготовили. Как будто голливудский фильм! Представление команд-участниц, прилет NaVi на вертолёте… Да, это реальные съёмки. Мы с парнями специально выехали за пределы Варшавы, чтобы подготовить такое крутое видео.
Кроме того, у нас огромное количество каналов для трансляций матчей: Twitch, Hitbox, YouTube. И они велись на русском, английском, польском, корейском и китайском языках. Плюс была возможность послушать испанские и чешские комментарии. Вот такая многонациональность!
Мы поставили турниры на поток: параллельно с Минском, национальные отборы прошли и в Польше, и в Корее, и в США, и в европейских странах. С их помощью, например, нашли классных комментаторов, ведущих на разных языках. И локальных болельщиков, уже прекрасно знакомых с продуктом, — тоже.
Следующий этап развития — продавать права на трансляции, монетизировать их. И приглашать больше спонсоров. За эти деньги как раз организовывать ещё более классные мероприятия, увеличивать призовой фонд, помогать командам. Уже сейчас у клубов есть чёткая зарплатная политика, гонорарная система. Геймеры прекрасно понимают, за что и сколько получат денег.
Наконец, будем организовывать специальные турне — например, когда команды из Европы приезжают играть в США или Китай с местными коллективами. По большому счёту мы идём по пути НБА и НХЛ. Никто не говорит, что танки будут так же популярны, но ничего нереального в привлечении миллионов новых поклонников и игроков я не вижу».