Это будет крайне жёсткий текст – как вы уже поняли по заголовку. Время выбора выражений, которые бы характеризовали то, что происходит в российской спортивной ходьбе, закончилось уже давно, но «Чемпионату» мешала врождённая интеллигентность. Последней каплей стали события 30 декабря, когда в зимнем чемпионате Мордовии участие приняли дисквалифицированные за допинг спортсмены – олимпийская чемпионка Елена Лашманова и ещё один персонаж, имя которого мы пока называть не будем, чтобы не влиять на расследование. В лучшем случае это означает ещё два года дисквалификации для известных ходоков, что закрывает им дорогу в Рио. В худшем речь может зайти об отстранении всей российской команды по лёгкой атлетике – учитывая недавние события.
Слава богу, мы в России
Есть такой немудрёный, безвкусный, но обаятельный фильм середины 1990-х годов – «Тупой и ещё тупее». Многие его видели, сюжет состоит из похождений в Америке парочки идиотов. В какой-то момент один из них говорит другому: «Стоит мне подумать, что ещё тупее ты быть не можешь, как ты делаешь такое...».
Я специально не стал подбирать более художественных сравнений по отношению к ситуации с мордовскими ходоками. Я просто буду описывать события, а вы сами поймёте, что сюжет кинокартины «Тупой и ещё тупее» – сравнительно мягкая аналогия.
Как вы знаете, у российской спортивной ходьбы, а точнее, у Центра олимпийской подготовки (ЦОП) в Саранске, который носит имя его основателя и главного тренера Виктора Чёгина, — большие проблемы. Собственно, ЦОП в Саранске и есть российская спортивная ходьба, ходоков мирового уровня из других регионов у нас давно нет. Так вот, за последние шесть лет там накопилось 20 положительных допинг-случаев. Недавно мы их собрали и запротоколировали. По буквам: д-в-а-д-ц-а-т-ь. 20 спортсменов, дисквалифицированных за применение допинга.
Слава богу, что мы в России, а не в какой-нибудь Европе, где за такое центр в Саранске уже давно бы закрыли, а всем, кто имел к нему отношение, навечно бы запретили иметь отношение к спорту. Мы в России, где хорошим людям можно ошибиться 20 раз. Конечно, если люди действительно хорошие. Регулярно приносящие стране медали.
У нас свобода слова
Хорошие люди после 20 положительных допинг-проб (я ещё не раз произнесу эту цифру) в нашей стране могут говорить, что угодно, подтверждая, что у нас свобода слова. Например: «В моих глазах Виктор Чёгин – великий тренер, который воспитал огромное число победителей и призёров Олимпиад, чемпионатов мира и Европы. Его подопечные пашут наравне со всеми. Никогда не видел, чтобы они как-то «химичили», — Юрий Борзаковский, олимпийский чемпион в беге на 800 м.
«Не хотелось мне затрагивать тему с Лашмановой, но хочу напомнить, что она олимпийская чемпионка, чемпионка мира и просто очень добрый человек, из которого сейчас делают монстра. В России чуть ли не каждый день кого-то дисквалифицируют, а наш центр подают так, будто у нас наркоманы тренируются. А это неправда. Надеюсь, разбирательство это покажет. Ничего, люди сегодня поливают ребят грязью, завтра ребята вновь выиграют, и они, те же самые, вновь прибегут к ним с пением дифирамбов», — Ольга Каниськина, олимпийская чемпионка по спортивной ходьбе.
«Что касается допинга, то я думаю, что у нашей команды и школы есть недоброжелатели, которые хотят, чтобы уровень результатов падал. Считаю, что против нас существует какой-то заговор с целью навредить репутации. И скорее всего, это всё идёт со стороны Международной федерации лёгкой атлетики», — Сергей Кирдяпкин, олимпийский чемпион по спортивной ходьбе
Попробовали бы в этой самой Европе с их хвалёной свободой слова сказать что-то подобное после 20 положительных допинг-проб.
Елена Лашманова
Фото: «РИА Новости»
За что уволили?
Конечно, надо понимать, что тренер Виктор Чёгин и все, кто его поддерживает, ведут себя как бессмертные не только потому что… (см. заголовок). Они тоже понимают, что, как хорошим людям, им в нашей стране позволительно многое. Центру олимпийской подготовки имени Чёгина не только не сократили финансирование и не лишили имени одиозного основателя – наоборот, там в конце лета открыт новый корпус, а самому Виктору Чёгину вручена новенькая государственная награда – очередная в его коллекции.
Да, после долгих и совершенно не публичных «расследований» нашли виноватого – директора центра Виктора Колесникова. Сначала его отстранили, затем дисквалифицировали на четыре года, а затем, по-тихому, уволили. Произошло это совсем недавно – 26 декабря. На его место можно было бы показательно поставить независимого человека, который хотя бы для виду сделал несколько публичных и очистительных шагов. Но директором стала та самая Ольга Каниськина, ученица Чёгина, которая, как мы прочитали по ссылке выше, не мыслит спортивной ходьбы в России без этого тренера.
«За что уволили Колесникова?» — спросили посетители официальной странички ЦОП в социальной сети «В Контакте». «Значит, было за что», — простодушно ответил модератор странички.
Мордовские товарищи, вы попали
Официальная страничка ЦОП вообще очень простодушна. В начале января на ней выложили фотогалерею с зимнего чемпионата Мордовии по спортивной ходьбе, посвящённого памяти покойного чемпиона мира Германа Скурыгина (кстати, одного из этих 20 дисквалифицированных). Большую – около 500 фотографий. Нет, не ищите, сейчас там их уже нет. На этих фотографиях были изображены выступающая в заходе Елена Лашманова и ещё один человек (повторюсь, не называю его намеренно — расследование еще идет), которые должны были смотреть его с трибуны – как дисквалифицированные за допинг. Там же была церемония награждения, где Виктор Чёгин вручал медали нашим героям. Правда, оформили их как бы вне конкурса – в итоговых протоколах их нет. Что не имеет никакого значения. По правилам стартовать они не могли ни в каком статусе.
Первым бучу поднял специализированный сайт по спортивной ходьбе – итальянский Marcia dal Mondo. Всемирно известные ходоки, в числе которых был австралиец Джарред Таллент, трехкратный призёр Олимпийских игр, стали постить возмущённые твиты. И даже после этого фотографии из соцсети не были удалены. Убрали их только тогда, когда, по информации «Чемпионата», делом заинтересовалась Международная федерация легкоатлетических ассоциаций (IAAF) и сразу начала своё расследование. Только было уже поздно – все, кому нужно, сделали скриншоты, скопировали фотографии и сопоставили стартовые номера.
Все запоздалые оправдания представителей центра Чёгина выглядят нелепо и смешно. Зачем-то фотогалерею поместили на старую версию сайта ЦОП, озаглавив её «Зимний чемпионат 2012 года». Тогда получается ещё один скандал: тот чемпионат выиграла Елена Лашманова (стоящая на первой ступеньке), а не Ольга Каниськина, как есть во всех протоколах. Кроме того, на страничке у того самого «школьника» (на деле – фотографа, зарабатывающего съёмками на заказ) вся фотогалерея сохранилась — правда, частично уже в отредактированном виде. Мы с коллегами насчитали минимум пять прямых и косвенных улик, доказывающих подмену исходных фотографий. Мордовские товарищи, все ходы уже давно записаны. Вы попали. А вместе с вами может попасть и весь российский спорт.
Один из миллиона? Значит, шанс есть
А теперь – что нам за всё это может быть. В своё время российские спортсмены дважды попадали в подобные истории. Один раз пронесло. В конце прошлого десятилетия известный лыжник Сергей Ширяев, отбывавший двухлетний срок за допинг, принял участие в марафоне серии Russialoppet – тоже вне конкурса. Компрометирующих фотографий было много, но соцсети тогда ещё были не так распространены, и глупость сошла с рук.
Второй раз завершился печальнее – лыжница Наталья Баранова, уже к тому моменту дисквалифицированная, приняла участие в апрельском чемпионате России-2002, и финишные протоколы стараниями отечественных правдорубов попали в FIS. Спортсменке увеличили срок дисквалификации, и вернуться она смогла только весной 2004 года.
Как получится на этот раз? Откровенно говоря, если историю спустят на тормозах, это будет чудо. Скандал грянул совершенно некстати – на фоне разоблачений немецкого журналиста Хайо Зеппельта. Лашманову и её коллегу, скорее всего, отстранят с декабря 2014 года — с момента их триумфального старта в саранском манеже. Они пропустят Олимпиаду в Рио и уже вряд ли вернутся в спорт. Самый плохой вариант — если IAAF и WADA возьмутся за нас всерьёз. Тогда, при худшем раскладе, речь может зайти о санкциях ко всей российской команде по лёгкой атлетике.
По идее, после такого центр Чёгина надо… нет, не закрыть, зачем. Там занимается огромное число детей, для которых эти тренировки – свет в окне. Достаточно было увидеть их счастливые и сосредоточенные лица на фотографиях с пресловутого чемпионата Мордовии 30 декабря. Социальная значимость, отрыв от улицы, здоровый образ жизни – всё это действительно там присутствует. Одновременно там присутствуют 20 дисквалифицированных за допинг (многие из которых негласно стоят в ЦОП на ставках – не бросать же своих). Поэтому профессионального спорта там быть не должно.
Но шансов на такой исход, конечно, мало – дети детьми, а большим дядям нужны медали. Но я оптимист. Как там говорили в «Тупом и ещё тупее»:
— Какой у меня шанс?
— Небольшой.
— Небольшой – это один из ста?
— Скорее, один из миллиона.
— Значит, шанс всё-таки есть.
Ольга Каниськина
Фото: «РИА Новости»