Любая Олимпиада врезается в память прежде всего яркими событиями на стадионах и игровых площадках. Выдающиеся победы и умопомрачительные рекорды – вот визитные карточки Олимпийских игр, которые уже давно стали достоянием истории. Впрочем, организаторы подобных праздников спорта решили с этим не согласиться и противопоставить наградам и эмоциям яркий визуальный ряд, общий стиль оформления Игр, глядя на который, сразу можно вспомнить, о какой именно Олимпиаде идёт речь. Всё это можно назвать образом Игр, подчёркивающим их уникальность и неповторимость. При этом если ещё пару десятилетий назад на это не обращали ровным счётом никакого внимания, то в наши дни образ и единый стиль стали неотъемлемыми частями главных спортивных соревнований четырёхлетия.
Рио-де-Жанейро-2016
Буквально на днях свою версию образа Игр представили организаторы Олимпиады в Рио-де-Жанейро в 2016 году. Изображение навевает мысли о творчестве художника-абстракциониста Василия Кандинского – буйство красок поначалу просто не позволяет понять, что же тут изображено. Однако если приглядеться, то можно предположить, что цветное воздушное облако – это и есть сама Бразилия, яркая и сочная, имеющая выход к лазурному морю. Не исключено, что маленький крестик на переднем плане изображения – это статуя Христа-Искупителя, стоящая на вершине горы Корковаду близ будущей столицы Олимпиады. Безусловно, будет любопытно взглянуть на то, как этот масштабный пейзаж будет перенесён на сувенирную продукцию и использован в оформлении объектов Олимпийских игр. «Мы надеемся, что Рио-2016 станет настоящим праздником для людей. Основой для создания образа Олимпиады стал брендинг Рио-2016 с присущими ему элементами страсти, трансформаций, наших ценностей и атрибутов», – сообщила бренд-менеджер Олимпиады-2016 Бет Лула на представлении официального образа.
Рио-де-Жанейро-2016
Сочи-2014
Полноценное понятие «образ Олимпиады», как ни странно, появилось лишь в 2011 году при подготовке к Олимпийским играм в Сочи. Именно россияне стали родоначальниками этого понятия, использовав в визуальном оформлении Игр не просто единый стиль, а именно единый образ, которым стало полюбившееся многим лоскутное одеяло. Дизайнеры компании BOSCO, генерального партнёра Олимпиады в Сочи, решили собрать многонациональность и многогранность нашей страны на одном одеяле, словно сотканном из десятков отдельных лоскутков.
«Олимпийское лоскутное одеяло – это красота русской природы каждого времени года, самобытность и яркость характеров разных национальностей, ремесла, песни, танцы, люди, эмоции», – представляли образ на первой презентации. Любопытно, что само одеяло было выполнено в пяти разных цветовых палитрах: от ярко-оранжевой, напоминающей пламя, до сине-голубой, заставляющей представить себе кристаллики льда. Образ прижился и стал прочно ассоциироваться с Играми в Сочи. Сегодня его можно найти как на обложке ученической тетради, так и на борту самолёта.
«У меня сложилось хорошее и доброе впечатление от «лоскутного одеяла». Это очень по-нашему – гостеприимно. Наших гостей мы хотим укрыть тёплым, лоскутным одеялом, сотканным из всех народных промыслов, которые у нас сохранились. Мы их обнимем и не отпустим», – рассказывала о своих впечатлениях олимпийская чемпионка Светлана Журова, принимавшая непосредственное участие в организации Олимпиады.
Лондон-2012
Вспомнить о том, как выглядела два года назад Олимпиада в Лондоне, можно, взглянув на её официальную эмблему. Резкие, угловатые очертания букв, яркие, броские цвета – всё это стильно, молодёжно и, пожалуй, слегка футуристично. Особенного внимания заслуживает цветовая гамма британских Игр. В оформлении использовались все оттенки красного: от розового до фиолетового, разбавленные голубыми тонами. И если поначалу подобное сочетание казалось слегка едким, то потом все к нему привыкли и по окончании Олимпиады даже недоумевали: а куда же делись вездесущие сиреневые и лиловые щиты?
Лондон-2012
Ванкувер-2010
Ни для кого не секрет, что на Олимпиаду в Ванкувере никто не тратил больших средств, и Игры прошли в эконом-режиме. Судя по всему, не шиковали и дизайнеры на пару с художниками-оформителями. Главным визуальным образом Олимпиады стал некий странный узор, похожий на битое тёмно-синее стекло. Уже сейчас вряд ли кто-то вспомнит, взглянув на него, что-то об Олимпиаде в Ванкувере. С другой стороны, канадцы выбрали весьма свежую цветовую гамму: бело-сине-зелёную. Это должно было подчёркивать, что Канада – страна не только снега и льда, но и замечательных лесов.
Пекин-2008
В Поднебесной всё продумали куда более тщательно. Одним из главных стилистических элементов Олимпиады стал стадион «Птичье гнездо» в Пекине. Традиционным его внешнее оформление назвать сложно, а потому дизайнеры решили использовать эти необычные переплетения в качестве одного из главных мотивов Игр. С другой стороны, упор был сделан на традиции: национальные узоры в форме красивых цветов и драконов украшали не только различные элементы оформления, но и медали, а шрифт был разработан так, будто бы каждую букву аккуратно вывели кистью. Интересно, что и цветовую гамму китайцы разработали для самих себя. Огненное сочетание красного, оранжевого и жёлтого полностью соответствовало цветам национальной формы и, вероятно, помогало китайским атлетам побеждать.
Пекин-2008
Афины-2004
Визуальное оформление Игр в Афинах сложно описать как единый цельный образ, однако на родине Олимпиад дизайнеры сделали всё, чтобы постараться погрузить участников соревнований и зрителей в античность. Да, конечно, стадионы стали современными, но на щитах повсюду были античные узоры, украшавшие некогда стенки древних амфор. Одним из главных стилистических элементов была оливковая ветвь, применявшаяся во многих элементах оформления. Изображения листов оливы встречались повсеместно, а венок из её ветвей не просто выдавался победителям и призёрам Игр, но и стал официальным символом Олимпиады. Если говорить о цветовой гамме, то с этим у греков всё было скромно и неброско — оформление было выдержано в двух цветах: синем и голубом. Просто, но со вкусом.