Показать ещё Все новости
Кузьмин: нельзя политизировать спортивные события
Мила Волкова
Валерий Кузьмин
Комментарии
О внешнеполитических рисках проведения Олимпиады в Сочи и консультационной деятельности МИД – во второй части интервью с Валерием Кузьминым.

Первая часть - Кузьмин: не стоит сравнивать Лондон и Сочи

Упоминание о политических рисках в первой части беседы с послом по особым поручениям МИД РФ Кузьминым Валерием Ивановичем не прошло незамеченным, вызвав острый интерес у представителей СМИ, которые попросили куратора Олимпиады в Сочи более подробно развить эту тему.

— Существует ли вероятность того, что какие-то из стран могут бойкотировать Игры в Сочи, как это было с чемпионатом Европы по футболу в Украине и Польше?
— Что касается чемпионата Европы, то всё это ограничилось заявлениями отдельных, пусть даже и высокопоставленных лиц, которые на практике в подавляющем большинстве от этих заявлений отступили. Поэтому не стоит сильно акцентировать на этом внимание. Если говорить об Олимпиаде в Сочи, то мы исходим из того, что это важное событие, настоящий праздник международного спорта, который должен состояться с учётом принципов, провозглашённых МОК. Недопустимо политизировать такие события. К международной политике они не имеют прямого отношения, если не считать того фактора, что должны способствовать улучшению международного климата в целом и развитию контактов государствами.

Кроме того, вы, наверное, слышали, что Генеральная Ассамблея ООН каждый раз заблаговременно принимает резолюцию об олимпийском перемирии, подтверждая эти принципы.

Это событие важное, настоящий праздник международного спорта, который должен состояться с учётом принципов, провозглашённых МОК. Недопустимо политизировать такие события. К международной политике они не имеют прямого отношения, если не считать того фактора, что должны способствовать улучшению международного климата в целом и развитию контактов государствами.

Надеемся, что сочинская Олимпиада также послужит к тому, чтобы человечество в очередной раз задумалось о своих позитивных, жизнеутверждающих целях, потому что спорт – это мир во всех смыслах этого слова. Что касается тех, кого эти принципы не устраивают, надеюсь, что они останутся в меньшинстве.

— Вы упомянули о внешнеполитических рисках, что именно имелось в виду?
— Здесь речь идёт о ситуации в регионе, который расположен вокруг места проведения Олимпийских игр, и других рисках, которые могут возникать в результате каких-то конфликтов. Прежде всего, как в случае с Лондоном, это риск террористической угрозы, которая сейчас имеет международный масштаб. У этой угрозы есть политические измерения, и существуют консультативные механизмы, с помощью которых эти темы отслеживаются и анализируются.

Министерство иностранных дел занимается внешнеполитическими аспектами такого рода рисков, за оперативно-технические отвечает соответствующее ведомство. Однако если в международных отношениях возникает такой фактор, как исчезновение со склада вооружения в Ливии переносных ЗРК «земля-воздух», что является потенциальной угрозой, то, конечно, МИД будет заниматься этим вопросом, но при помощи своего дипломатического инструментария.

— Не опасаетесь ли вы каких-то провокаций со стороны Грузии в этом вопросе?
— В данном вопросе МИД и в целом внешняя российская политика направлены на то, чтобы максимально быстро и на взаимноуважительной основе нормализовать отношения с Грузией. К сожалению, до сих пор это не удавалось сделать по всем известным причинам. Однако если судить по первым заявлениям победившей в Грузии оппозиции, её целью также является нормализация отношений с Россией. Это значит, что мы получим возможность устранить потенциальные риски в этом вопросе. Что касается нынешнего президента Грузии и некоторых лиц в парламенте этой страны, то с их стороны порой звучали некоторые тревожные заявления недружественного характера о самой идее проведения Олимпийских игр в Сочи. Надеемся, что сейчас ситуация улучшится. Но это потребует дополнительной работы, нужно, чтобы грузинская сторона официально подтвердила свои намерения. Пока это только декларация. Кроме того, переговоры о нормализации отношений на Кавказе постоянно проходят в Женеве, они не всегда заметны, но являются хорошей площадкой для дальнейшего диалога даже в условиях разрыва дипломатических отношений.

— Ожидается ли приезд на Игры высокопоставленных лиц?
— Конечно. Но пока преждевременно говорить о каких-то конкретных лицах. Я уверен, что приедут те люди, которые тесно связаны с международным спортивным движением, некоторые из них даже возглавляют свои Олимпийские комитеты, как президент Белоруссии. Это будут высшие должностные лица, руководители государств, но пока ещё рано говорить об этом. Кого-то ещё ждут выборы, а у кого-то пока нет планов на столь отдалённую перспективу. С конца следующего лета всё это приобретёт более ясные очертания. До этого можно ожидать лишь декларацию о намерениях.

— Вы говорили о консультационной деятельности МИД, какие консультации были проведены за последнее время?
— Сегодня я консультировал швейцарского посла в связи с тем, что Швейцария намерена открыть свой «Дом» или, как они говорят, шале в Олимпийском парке. Плюс они планируют провести некоторые презентационные мероприятия в Москве, чтобы представить свой зимний спорт, и очень рассчитывают на успешное выступление своих спортсменов. Но пока их планы ещё конкретно не сформулированы.

Если судить по первым заявлениям победившей в Грузии оппозиции, её целью также является нормализация отношений с Россией. Значит, мы получим возможность устранить потенциальные риски в этом вопросе. Что касается нынешнего президента Грузии и некоторых лиц в парламенте, то с их стороны порой звучали некоторые тревожные заявления недружественного характера о самой идее проведения Олимпийских игр в Сочи.

При этом, чтобы страна имела возможность открыть свой «Дом» в Сочи, ей необходимо подписать соответствующий договор с Оргкомитетом Игр, и МИД здесь непосредственной роли не играет. Но поскольку мы уполномочены поддерживать контакты с иностранными представительствами, то будем выполнять функцию своего рода интерфейсов, через которые будет идти информация.

— С другими министерствами вы как-то взаимодействуете по вопросам Олимпиады?
— Я являюсь представителем нашего министерства в межведомственном координационном штабе, который сейчас работает в еженедельном режиме. Каждый четверг в расположении Оргкомитета проводятся совещания. Это очень сложная работа при том, что МИД не всегда напрямую задействовано в текущей повестке дня. Но уже не раз мы участвовали в дискуссиях и докладывали о каких-то выполненных заданиях штаба, а также обращали внимание на какие-либо существующие проблемы.

— Информирование и знакомство иностранных граждан с российским законодательством и некоторыми национальными особенностями входит в компетенцию МИДа? Может, будут выдаваться какие-то памятки?
— Такие памятки, безусловно, должны быть сделаны, и МИД будет принимать в этом участие. У нас есть довольно разветвлённая сеть посольств и консульств, кроме того Россотрудничество имеет ряд центров науки и культуры. Все они будут в полном распоряжении организаторов, и мы будем стараться донести максимум информации до наших иностранных партнёров во всех странах не только участниках Игр, но и потенциальных донорах туристического потока.

— Уровень сервиса в Сочи, к сожалению, оставляет желать лучшего. Не планируется ли в этом ключе обмен опытом с западными фирмами?
— Сам я давно не был в Сочи, поэтому не возьмусь судить об уровне сервиса. Но, насколько мне известно, часть объектов инфраструктуры, как гостиницы, строится именно зарубежными фирмами, и уровень сервиса там будет гарантирован. Да, и в целом над этим идёт серьёзная работа, а что касается, советского и постсоветского сервиса… тут рецепт один – надо работать над собой.

Комментарии