Каждый, кто хоть раз бывал в Третьяковской галерее, наверняка отметил для себя царящую там атмосферу. Это волшебное сочетание потрясающей красоты и идеального порядка. Там хочется находиться ещё и ещё, чтобы созерцать произведения искусства, которые люди когда-то создали, чтобы зрители могли наслаждаться ими.
Поэтому можно сказать, что битва за шахматную корону заняла самое подходящее для себя место в шумной Москве. Места, более насыщенного возвышенными помыслами, чем Государственная Третьяковская галерея, просто не найти. Сама встреча напоминает некую картину, напряжённую батальную сцену, действие которой разворачивается в реальном времени, перед глазами зрителя.
Два великих игрока, Вишванатан Ананд и Борис Гельфанд сошлись в сражении за мировое господство. Однако, в отличие от военных действий, изображенных на некоторых полотнищах галереи, люди сражаются не смертоносным оружием, а животворящей мыслью. Не на поле брани, а за шахматным столом. И не за территории на карте, а за титул шахматного короля – чемпиона мира. Сама собой приходит в голову мысль о том, что шахматы, наверное, были придуманы, чтобы развлечь уставшего от войн и насилия правителя, который отныне мог демонстрировать свои стратегические навыки, не вставая с трона.
Война за столом пока получается какой-то мирной как по поведению сторон, так и по результату. И если в шахматах, как, впрочем, и во многих других видах спорта, традиционно принято соперничать только во время спортивного соревнования, а в остальное время не проявлять в отношении противника злобы или неприязни, то очковый результат поединков мог быть и не столь равным.
Однако участники финального матча и во второй партии решили не форсировать события. Разыграв один из вариантов Славянской защиты, шахматисты решили играть осторожно и на рожон без необходимости не лезть. По ходу встречи казалось, что Гельфанд получил небольшое позиционное преимущество, но так и не смог в конце концов превратить его во что-то существенное. Возможно, потому что предпринял осторожный вариант атаки, где был уверен в безопасности собственных тылов. Ананд к такому развитию событий был готов и без особого труда отражал атаки претендента. Позиция оставалась равной, и на 25-м ходу игроки согласились на ничью.
Многие эксперты шахматного мира предсказывали такое развитие событий, при котором игроки долго не смогут показать первый матч, в котором исход будет неравным. Пока их прогнозы полностью оправдываются. Стоит добавить, что претендент на титул играет даже агрессивнее: в первой партии он с позиции силы, играя чёрными фигурами, получил ничейный результат, а во второй имел преимущество, начиная белыми.
Но пока в копилке набранных очков у соперников одинаковые результаты, и все решающие партии впереди, и, наверное, шахматисты имеют за пазухой приготовленные нестандартные комбинации, способные удивить конкурента, сбить его с толку и заставить его потерпеть поражение. Пока же, закончив партию, Ананд и Гельфанд некоторое время ещё провели за столом, пожимая друг другу руки и, вероятно, обсуждая, что могло бы произойти, если бы партия пошла по другому сценарию. Хотя вряд ли они далеко заходили в обсуждениях своих замыслов, ведь им ещё нужно сыграть 10 партий: мало ли, в какой-то из них и секретный ход может пригодиться.
Кстати, попробовать другой сценарий могли бы шахматисты-любители. Для них в одном из залов Третьяковской галереи, совсем недалеко от того места, где играет будущий чемпион мира, был оборудован «шахматный уголок» с большим количеством шахматных досок и большим плазменным экраном, на котором зрители могли увидеть всё происходящее в главном поединке. При желании можно было выставить на своей доске соответствующую позицию и поиграть в ролевую игру «Ананд против Гельфанда» ну или просто разыграть пару быстрых партий, пока кто-то из шахматистов неспешно рассуждает, какой ход предпочтительнее.
Поскольку среди зрителей в основном зале было большое количество людей, любящих и умеющих играть в шахматы, большой экран позволял им своевременно отслеживать ситуацию на доске, а помост, на котором располагался стол с игроками, позволял отлично видеть их эмоции во время сражения. Вишванатан, как истинный индус, практически не демонстрировал напряженности или волнения, по крайней мере по нему сложно было сказать, что он проводит один из самых важных матчей в своей жизни. Борис был более подвижен, время от времени вставал, чтобы прогуляться, и частенько потирал лоб в поисках верного хода.
В воскресенье шахматистам предстоит отдохнуть и приготовиться к третьей партии матча, который по праву можно признать произведением искусства. И, кажется, Третьяковская галерея – самое подходящее место для создания шедевра, на который пристально устремлены взоры зрителей всего мира.