До старта Олимпийских игр в Сочи осталось всего 100 дней. Кто-то ждёт начала Игр с нетерпением, кто-то – с опаской, а некоторые даже с долей злорадства. Но одно дело домашние Игры, и совсем другое – Олимпиада за рубежом. Попытайтесь вспомнить, с какими эмоциями вы подходили к Играм в Лондоне или Ванкувере. Вспомнили? А теперь сравните с тем, что думают о наших Играх за рубежом. И вряд ли теперь вы будете сильно удивлены тем, что иностранная пресса ассоциирует нашу Олимпиаду не только со снежными баталиями в субтропиках, но и с коррупцией, расизмом и проблемами секс-меньшинств.
Проблемы нецелевого растрачивания средств знакомы гражданам нашей страны не понаслышке. Часто приходится слышать пожелание раздать олимпийский бюджет учителям и пенсионерам. Обозреватель авторитетного британского издания The Guardian от этой мысли, конечно, далёк, однако и он считает, что 51 миллиард долларов, выделенный на организацию Олимпийских игр, расходуется неэффективно. Оуэн Гибсон упоминает и «золотую» дорогу между Сочи и Красной Поляной, и публичный разнос Ахмеда Билалова президентом, и недешёвую эстафету олимпийского огня. Впрочем, автор признаёт, что, несмотря на чрезмерные траты, шансы на то, что Олимпиада окажется неподготовленной, минимальны. По мнению колумниста, личное внимание Владимира Путина к столь масштабному проекту просто не может обернуться неудачей, учитывая, что на организацию Игр будет потрачена рекордная сумма в истории.
Впрочем, проблема, которая чаще всего упоминается в зарубежных изданиях, никак с экономикой не связана. Более того, о ней в самой России практически никто и не знает. Касается она скандального и недопустимого, по мнению западной и заокеанской прессы, закона о запрете пропаганды нетрадиционных сексуальных отношений. Нет таких зарубежных заметок о подготовке к сочинской Олимпиаде, где этот закон хотя бы в двух словах не упоминался. Однако наиболее ярко тему раскрыли Forbes и The Washington Post. Джон Кларк, представляющий первое издание, упомянул о петициях, которые подписывают представители секс-меньшинств, а также о попытке втянуть в скандал крупнейших спонсоров Игр, вроде Coca-Cola или Samsung. Автор второго издания, впрочем, подчёркивает, что эта проблема касается далеко не всех, в целом соглашаясь с позицией Олимпийского комитета США, закон не поддерживающего, но и жёсткие меры вроде бойкота Игр не приемлющего. Важно, кстати, также отметить, что и ярых, и умеренных противников вызвавшего столько споров закона немного успокоило заявление президента России Владимира Путина, отметившего, что никакой дискриминации в Сочи не будет, и наша страна будет рада принять в олимпийской столице спортсменов с различными взглядами.
Масла в огонь всевозможных дискриминаций подлил скандал, произошедший на прошлой неделе в футбольной Лиге чемпионов. Напомню, темнокожий футболист английского клуба «Манчестер сити» Яя Туре заявил о том, что болельщики московского ЦСКА оскорбили его во время матча. В официальных протоколах никаких записей по этому поводу нет, но зарубежная пресса сумела раздуть из мухи слона, сообщая, что в России крайне остро стоит проблема расизма. Естественно, нельзя было не спроецировать её и на Олимпийские игры в Сочи. В частности, издание New York Times считает, что в России, как и в большинстве стран постсоветского пространства, существует неприязнь ко всякого рода меньшинствам, будь то темнокожие или люди с нетрадиционной сексуальной ориентацией. В любом случае колумнист Роб Хагес осторожно советует всем, кто отправится в Сочи, не декларировать открыто свои взгляды, которые можно считать спорными, а призывает просто наслаждаться Олимпиадой.
Гораздо более серьёзные проблемы поднимает USA Today. Слегка касаясь погоды и климата и делая вывод, что «коричневый ландшафт и незавершённые спортивные объекты, находящиеся в финальной стадии реконструкции» не обратятся в проблемы Ванкувера, когда снежный покров пришлось создавать чуть ли не вручную, автор переходит к важнейшему аспекту Олимпиады – обеспечению безопасности. Статья вообще начинается с упоминания о недавнем теракте в Волгограде, а потому не остаётся никаких сомнений о том, что шутки с этим организационным фактором плохи. Автор вспоминает о том, что совсем недалеко от столицы Игр расположен неспокойный Северный Кавказ и что терорристы уже не раз грозились активизироваться к Олимпиаде. В статье анализируются и беспрецедентные меры безопасности, которые предпримут организаторы столь грандиозного, а потому и опасного мероприятия. «Российский план защиты Олимпиады состоит в том, чтобы создать своего рода пузыри вокруг объектов соревнований, – рассуждает автор. – Однако если эта идея потерпит неудачу, то доступ медицинского персонала к ним будет сильно затруднён». Впрочем, этот сценарий развития событий – экстремальная ситуация, которую 30 тысяч представителей силовых ведомств не должны допустить.
Наконец, издание Los Angeles Times верит, что у нашей страны получится провести отличную Олимпиаду, несмотря на всевозможные препоны. Дэвид Уортон считает, что Россия приложила титанические усилия и добилась потрясающих успехов в процессе подготовки. Сама идея Олимпиады в субтропиках поначалу казалась автору абсурдной, но то, какими темпами идёт строительство в Сочи, колумниста поразило до глубины души. Отвечая на заданный себе вопрос: «Так почему же все считают, что Игры в Сочи будут успешными?», Уортон приводит слова президента АНО «Оргкомитета Сочи 2014» Дмитрия Чернышенко, который назвал Олимпийские игры в Сочи крупномасштабным проектом, катализатором становления города в роли курорта международного уровня. Автор статьи Дмитрию верит и считает, что у организаторов всё получится, даже несмотря на то что «часть города сейчас будто бы разрушена землетрясениями».