Показать ещё Все новости
Трюкачи на лыжах
Михаил Чесалин
Комментарии
Под понятием "лыжный фристайл" скрывается целый набор зрелищных дисциплин, часть из которых представлена и на Олимпийских играх.

На Олимпийских играх в Сочи едва ли не вдвое по сравнению с Ванкувером увеличится количество медалей, разыгрываемых в лыжном фристайле – многим нашим болельщикам не слишком знакомом. Тем более удивительно это, поскольку российские спортсмены не так давно входили в число лидеров лыжного фристайла, а советские спортсмены и вовсе были единоличными лидерами в некоторых дисциплинах. А всё потому, что в Советском Союзе довольно рано сумели спрогнозировать включение этого вида спорта в программу Олимпиад и начали активно его развивать.

Фристайл – в переводе с английского «свободный, вольный стиль» – целый комплекс лыжных дисциплин, отнюдь не представляющих собой скучное преодоление дистанции за максимально короткое время, а подразумевающий в первую очередь эффектность и зрелищность всех действий: прыжков, полётов, трюков. В современном виде фристайл сформировался в 60-х годах прошлого столетия, унаследовав многое от лыжной акробатики. А когда появилась она, точно сказать сложно. Люди на лыжах всегда стремились оторваться от земли, использовать трамплины для полёта или поражать публику классными разворотами на лыжах. Известно, что в начале прошлого века такие действия часто становились самостоятельными шоу, организованными на потеху публике. Разумеется, часто представления сопровождались музыкой – так появился лыжный балет. Там, где были трамплины, возникла лыжная акробатика. Могул, скорее всего, родился, когда смельчаки решили прокатиться не по накатанному другими лыжниками маршруту, а по возникшим вне трассы буграм, а совсем горячие головы решили, что им и оборудованный спуск не нужен, – вот вам и фрирайд.

Сам по себе фрирайд не попадает под определение лыжного фристайла, однако у него есть младший брат – ски-кросс, который давно и успешно включён в программу Олимпийских игр. Ски-кросс – единственная дисциплина фристайла, где для победы необходимо преодолеть трассу быстрее своих соперников. Зрелищность этого вида заключается в том, что решающие стадии борьбы проходят практически в контактной борьбе, да и трасса представляет собой далеко не ровную лыжню вплоть до самого финиша. Атлетам приходится на огромной скорости преодолевать виражи, волны и трамплины. Промедление же грозит обернуться поражением, ведь соперники за спиной не дремлют. Неудивительно, что ски-кросс, едва попав в олимпийскую семью, сразу же стал популярным. И есть уверенность в том, что в Сочи аудитория таких лыжных гонок только вырастет. Самым титулованным спортсменом в истории крайне молодого вида спорта является чех Томаш Краус, который из пяти чемпионатов мира сумел выиграть два. Россияне каких-то значимых успехов на этом поприще пока не достигли.

Фрирайд в программу Олимпиад в ближайшее время вряд ли попадёт. Олимпийский комитет, конечно, стремится за зрелищностью, а что-то более захватывающее, чем спуск по огромному белоснежному склону среди скал, найти очень сложно. Но фрирайд не носит ярко выраженного соревновательного характера. Скорее, сами лыжники ловят кайф от скорости и опасности всего мероприятия, которое заключается в штурме неизвестных до сей поры склонов по целине. Для спортсменов фрирайд – это в определённом смысле и философия, и игра. Это и сумасшествие, и умение избежать ненужного риска. Понятие «спорт», увы, в эту концепцию не слишком хорошо вписывается, поэтому экстремалам, желающим стать олимпийскими чемпионами с 2010 года, открыты двери в соревнования по ски-кроссу.

Лишены возможности бороться за медали Олимпиад и представители лыжного балета. Фигурное катание наверняка хотя бы краем глаза смотрели все. Так вот, чтобы представить себе лыжный балет, немного наклоните лёд под фигуристом, коньки замените на лыжи и дайте ему в руки лыжные палки. Музыка, пластика и грация остаются, да и часть элементов лыжного балета идентична фигурному катанию, а палки позволяют делать, например, сальто с лыжами на ногах, чего фигуристы себе позволить не могут.

К сожалению, в начале 90-х было решено не включать лыжный балет в программу Олимпийских игр. В 1988 и 1992 годах балет, как и акробатика, являлся демонстрационным соревнованием, но акробатика через два года в Лиллехамере дебютировала, а балет пропал из поля зрения МОК на неопределённый срок. Для российской команды это стало крайне неприятной новостью, поскольку в 90-х годах наши женщины доминировали на мировой арене, выиграв три последних чемпионата мира. А сейчас, к сожалению, по лыжному балету не проводятся даже они, и вид спорта едва жив.

У лыжной акробатики или трюков на лыжах, выполненных с использованием трамплина, проблем с выживанием нет. Она есть и в программе Олимпийских игр, и на чемпионатах мира по фристайлу. Во время соревнований лыжнику необходимо выполнить два прыжка, каждый оценивается группой судей, которые ставят оценки за технику, траекторию полёта, приземление. Разумеется, учитывается и сложность прыжка. Атлет, набравший наибольшее количество баллов, побеждает. В последние годы в акробатике сильно преуспели белорусские спортсмены, потеснившие канадцев и китайцев. В Ванкувере, например, Алексей Гришин выиграл для Белоруссии в этой дисциплине первую золотую олимпийскую медаль во всех видах спорта. А его соотечественник Дмитрий Дашинский четырьмя годами ранее добрался до серебра. У обоих спортсменов есть ещё по бронзе образца 1998 и 2002 годов. Есть свои герои и в России – Владимир Лебедев обладатель бронзы туринского образца, а Дмитрий Архипов в 2003 году стал первым и единственным российским чемпионом мира.

Родной стихией россиян является могул – спуск по искусственному бугристому склону, включающий в себя два прыжка с трамплина. Разумеется, спортсмен, чтобы обогнать своего конкурента, выбирает оптимальную траекторию, стараясь лавировать между буграми, оттого и возникает своеобразная техника передвижения, когда тело спортсмена практически неподвижно, а ноги, следуя движениям лыж, уходят то влево, то вправо. Прыжки же призваны разбавить столь монотонное скольжение по трассе. Обычно соревнования проводятся на параллельных траекториях, но не всегда спортсмен, пересекающий финишную черту первым, побеждает, поскольку учитываются баллы и за выполнение прыжков. Елизавета Кожевникова в Лиллехаммере была лишена шансов на золото именно из-за судейского решения. Она прошла дистанцию быстрее всех остальных, но судьи сочли её прыжки недостаточно впечатляющими, и Елизавета получила только бронзу. В её копилке также есть и серебро Альбервиля. Ещё одна серебряная медаль в истории российского могула принадлежит Сергею Щуплецову, который уступил лишь действующему чемпиону мира канадцу Брассарду. Трагическая гибель Сергея не позволила ему расширить список своих побед, и с тех пор российские успехи в могуле носят разовый характер: можно отметить разве что Марию Черкасову и Руслана Шарифуллина, становившихся призёрами соревнований по парному могулу в новом тысячелетии.

В Сочи дебютируют и два новых вида лыжного фристайла – хаф-пайп и слоуп-стайл, знакомые нам по сноуборду. Хаф-пайп – демонстрация трюков в полутрубе, а слоуп-стайл – прохождение трассы со специально установленными перилами, трамплинами, пирамидами и другими препятствиями, которые помогут лыжнику продемонстрировать всё мастерство владения собственным телом и лыжами. К сожалению, наши спортсмены вряд ли будут претендовать на награды в этих видах спорта, скорее всего, места на пьедесталах будут заняты спортсменами из Северной Америки.

Из 98 комплектов наград на Олимпиаде в Сочи десять будут разыграны в лыжном фристайле. В биатлоне – на одну больше. В лыжных гонках и конькобежном спорте золотых медалей будет 12. В остальных видах спорта – 10 или меньше. То есть лыжный фристайл – один из самых медалеёмких видов спорта, и важная часть олимпийских соревнований. Так не упустите возможности взглянуть на динамичный ски-кросс или красочную акробатику, даже если российские спортсмены не будут претендовать на высокие места. Наверняка вы получите большое удовольствие от просмотра, а может быть, вам и самим захочется попробовать взлететь, используя лыжи вместо крыльев.

Комментарии