Мужская сборная России по волейболу впервые за 20 лет, с Атланты-1996, осталась без медалей Олимпийских игр. Это стало понятно после воскресного поражения в матче за третье место от американцев на тай-брейке – хотя первые две партии наша команда выиграла.
После этого разочаровывающего результата спецкор «Чемпионата» вместе с другими журналистами попытался выяснить причины такого выступления у одного из самых опытных игроков – бронзового призёра Афин-2004 и Пекина-2008 либеро Алексея Вербова.
— Алексей, после этой упущенной бронзы есть претензии к команде, к себе?
— Единственное, к чему нельзя придраться, это к желанию ребят показать максимум и заработать в этом матче бронзовую медаль. Что касается полуфинала, это был не самый хороший для нас день. Наверное, я мог сыграть лучше. Наверное, команда могла сыграть лучше. Но давайте будем объективными. В спорте кто-то выигрывает, кто-то проигрывает. Наше место сегодня четвёртое – самое обидное из всех возможных.
— Сейчас это объективно наша позиция?
— Буду откровенны. Мы ставили перед собой цель биться за медали. Но не получилось. Значит, это наше место. После полуфинала с Бразилией кто-то говорил: «Судьи виноваты». Нет, не судьи. Мы просто играли хуже. Сегодня матч равный был. Мяч мог перевалиться на одну или другую сторону. Было несколько подач под самую линию со стороны американцев. Это не какая-то задумка, просто так прилетел мяч и сделал счёт на очко больше американцам. Их парни даже сами разводили руками: простите, ребята, так получилось.
Фото: Gettyimages.ru
— Однако две первые партии внушили оптимизм. Что потом пошло не так?
— Мы решили сделать ставку на начало игры. Морально мы отдали в первых партиях всё. Из-за нашего давления они не знали, что делать. Эта инвестиция в давление очень серьёзная и отнимает много сил. Мне кажется, что мы уже не могли потом выдерживать подачу на должном уровне. В третьей и четвёртой партиях у американцев приём был очень хороший.
Мы отдали всё на площадке. Мы четвёртые, к сожалению. И я извиняюсь перед болельщиками – но только за занятое место. Ребята до конца бились и отдавались игре. За это извиняться нечего.
Бороться с такими сильными ребятами, которые всё время с хорошего приёма на одном блоке забивают в центр площадки, довольно сложно. Мы потеряли концентрацию в приёме. Не люблю оправданий, но мы чуть-чуть не дожали их этим эмоциональным порывом, а дальше они уже вошли в игру.
— Может быть, не хватило опыта нашей молодёжи? Имеется в виду Егор Клюка, Дмитрий Волков, Игорь Кобзарь…
— Не знаю. Ребята выступили как могли. По игре могу ставить оценки только себе. Кому не хватило опыта – это нужно спрашивать у тренера, ему виднее в этой ситуации. Это наши лучшие игроки, которые хотят играть в сборной, которые приехали за неё играть и защищать цвета нашей страны. Нет у нас других. Мы отдали всё на площадке. Мы четвёртые, к сожалению. И я извиняюсь перед болельщиками – но только за занятое место. Ребята до конца бились и отдавались игре. За это извиняться нечего.
— Говорят, вы на уколах сыграли на турнире?
— Это уже неважно. Всё закончилось. Сегодня была моя последняя игра за сборную, и она проиграна. А остальное – уколы, не уколы – не имеет значения.
— Но это не означает завершения карьеры?
— Нет, в «Зените» ещё на год остался.
— Может получиться, как у Сергея Тетюхина, который вроде уходил из сборной, но потом вернулся?
Мы отдали всё на площадке. Мы четвёртые, к сожалению. И я извиняюсь перед болельщиками – но только за занятое место. Ребята до конца бились и отдавались игре. За это извиняться нечего.
— Всё может быть, никогда не говори никогда. Но сейчас планов, связанных со сборной, больше нет. Пора открывать дорогу молодым.
— Есть кому открывать?
— У нас много талантливых ребят, им нужно только помочь. У нас много хорошей и перспективной молодёжи, как нигде. Нужно с ней хорошо работать, и результаты вернутся. Давайте вспомним наши выступления за последние три года, после сезона-2013, когда мы выиграли чемпионат Европы и Мировую лигу. Потом противостояния с сильными командами, к сожалению, нам не удавались. Поэтому Олимпиада была далеко не худшим турниром. Мы играли с серьёзными соперниками, бились. И молодые ребята тоже старались, но немного не получилось.
— Чего не хватает с сильными командами?
— Ох, это долгий разговор, надо очень глубоко копать. Не хотел бы сейчас это комментировать. Сейчас всё лучшее, что у нас есть, находится здесь, в Рио, за исключением некоторых игроков с их объективными причинами. Но на большее мы сегодня, видимо, не способны.