Старта сегодняшних соревнований по фехтованию российские болельщики ждали с особенным нетерпением, ведь именно 13 августа на дорожку вышла великолепная женская команда саблисток. Несколько дней назад россиянки произвели настоящий фурор, добавив в командную копилку золото и серебро. Яна Егорян стала олимпийской чемпионкой, Софья Великая – вице-чемпионкой, а Екатерина Дьяченко уступила только будущей победительнице. От такой мощной троицы в командных соревнованиях мы ждём только победы, тем более что до финала остался один шаг – сборную Мексики россиянки на пути к полуфиналу просто не заметили.
А в преддверии яркого сражения разбираемся, почему фехтование на саблях самый динамичный вид спорта, чем шпага отличается от рапиры, откуда на дорожке не только красная и зелёная, но ещё и белая лампы, а также что же бормочет судья в перерывах между боями.
Традиции перенесли на Олимпиаду
Прежде чем разобраться в различиях фехтовальных дисциплин, стоит вспомнить, что фехтование – это сугубо прикладной вид спорта, имевший практическое значение не только в XIX, но и даже в XX веке. В Советском Союзе, например, до 1960-х годов существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах – часть подготовки бойца к ведению рукопашной схватки с оружием в руках. Так что говорить о Европе конца позапрошлого столетия, где в ходу были дуэли, а многие проблемы, законно или нет, но можно было решить старой доброй саблей. Традиции военного, и не только, фехтования, разумеется, перешли и на Олимпийские игры. Фехтовальщики бились за медали с самой первой возрождённой Олимпиады 1896 года. А уже в 1900 году на Играх появились три главные дисциплины: фехтование на шпагах, рапирах и саблях.
Рапирой колоть, саблей рубить
На телеэкране многим кажется, что виды оружия ничем не отличаются, но это заблуждение. Рапира имеет гибкий клинок четырёхгранного сечения и весит до 500 грамм. Удары, то есть уколы, можно наносить только остриём клинка. Шпага очень похожа на рапиру, но несколько тяжелее (до 750 грамм), имеет более жёсткий клинок трёхгранного сечения и гарду с большим диаметром, чтобы защитить кисть руки спортсмена от укола со стороны соперника. А вот сабля от рапиры и шпаги отличается сильно: ею можно наносить не только колющие, но и более эффективные рубящие удары. Поэтому у гарды есть овальная форма и дополнительная скоба, защищающая пальцы, а поединки саблистов становятся более скоростными и эффектными.
Инна Дериглазова. Рапира
Фото: РИА Новости
Шпажисты почти как на дуэли
Второе главное различие в видах фехтования – это зона поражения, в которой засчитываются уколы и удары. По традиции считается, что сабля – оружие всадников, которые поражают верхнюю часть туловища соперника. Этот принцип был перенесён и в спортивное фехтование: всё, что находится выше талии соперника (кроме кистей рук) – это цель для ударов и уколов саблиста. Современная рапира – потомок тренировочного оружия прошлых столетий, потому и зона поражения «тренировочная» – куртка атлета, закрывающая туловище. Уколы в ноги, руки и голову не засчитываются. А в фехтовании на шпагах всё просто и максимально приближено к дуэли: засчитывается укол в любую часть тела за исключением затылка – последнее ради безопасности спортсменов.
В Советском Союзе, например, до 1960-х годов существовал такой вид спорта, как фехтование на карабинах – часть подготовки бойца к ведению рукопашной схватки с оружием в руках.
Сначала отбивайся, потом атакуй
Наконец, третье принципиальное различие касается так называемого права атаки, которое распространяется на рапиристов и саблистов. Оно заключается в том, что фехтовальщик, защищающийся от атаки соперника, обязан отразить её и только потом нанести свой удар. Иными словами, нельзя просто атаковать навстречу сопернику – такой укол или удар не будет засчитан. Атаковать можно, либо завладев инициативой в начале фразы, либо отразив чужую атаку. Все спорные эпизоды разбирает главный судья. Одновременные уколы невозможны: очко получает либо один спортсмен, либо никто. Шпага в этом отношении снова выглядит проще: никакого права атаки в ней нет. И фехтовальщики могут наносить одновременные уколы. При этом автоматика фиксирует второй укол, если он произошёл не позже чем через 0,25 секунды.
Чхве Ин Джон и Виолетта Колобова. Шпага
Фото: Gettyimages.ru
Красное против зелёного
Чтобы зрителям было проще и удобнее следить за поединками фехтовальщиков, уколы и удары сопровождаются соответствующими звуковыми и цветовыми сигналами. Укол, нанесённый одним спортсменом, сопровождается зажиганием красной лампы, его соперником – зелёной. Есть ещё и белая лампа, которая сигнализирует о том, что укол был нанесён, но не попал в целевую область – эта лампа работает только во время соревнований рапиристов. Чтобы автоматика сработала, укол рапирой или шпагой должен быть не слишком слабым – давление должно быть равным хотя бы весу оружия. Сигналы ламп и автоматики не являются определяющими. В спорных эпизодах или в тех случаях, когда фехтовальщик просит повтор, решение остаётся за главным арбитром.
Parlez-vous français?
Поскольку в фехтовании сильна роль традиций, на международных соревнованиях арбитр до сих пор обращается к спортсменам и выносит свои решения на французском языке – так как это было и на Олимпийских играх 1896 года. «En guarde. Êtes-vous prêt?» – так главный судья призывает спортсменов к оружию и спрашивает, готовы ли они к бою. «Allez!» – сигнал к началу боя, дающий спортсменам право начать встречное движение.
Укол, нанесённый одним спортсменом, сопровождается зажиганием красной лампы, его соперником – зелёной. Есть ещё и белая лампа, которая сигнализирует о том, что удар или укол был нанесён, но не попал в целевую область.
«Halte!» – остановка боя, уколы и удары после неё не засчитываются. «A droit», – укол присуждается фехтовальщику, находящемуся справа от главного судьи. «A gauche», – слева. «Pas compter», – укол не присуждается никому из участников боя.
Красная карточка – не самое страшное
Впрочем, счёт может меняться не только после уколов или ударов, но и после нарушений правил. Например, штрафной укол назначается тому, кто заступил за лицевую границу дорожки или защитился недопустимым образом, не позволив сопернику нанести укол. Заступ за боковые пределы дорожки наказывается «штрафом в один метр»: поединок возобновляется со смещением на один метр в сторону нарушившего правила спортсмена. Атаки бегом, контакты телом, толчки соперника, активные действия свободной рукой и другие нарушения караются жёлтой карточкой. За повторение подобных действий судья может показать красную карточку и назначить штрафной укол. За грубые нарушения правил или неспортивное поведение показывается чёрная карточка, что означает дисквалификацию.