В Пензе завершился чемпионат России по прыжкам в воду, после которого окончательно определился состав олимпийской сборной. Главный тренер национальной команды Олег Зайцев в интервью корреспонденту «Чемпионата» объяснил, почему в турнире не приняли участия все сильнейшие, объяснил особенности отбора, рассказал о том, как пройдёт подготовка к Играм-2016 и поделился олимпийским медальным планом.
— Почему чемпионат России пропустили Евгений Кузнецов, Виктор Минибаев и Екатерина Петухова?
— Кузнецов получил небольшую травму спины ещё на сборе на «Озере Круглом». Ничего серьёзного, небольшое растяжение. Женя уже начал прыгать. Поэтому команда со сборов поехала на чемпионат России в Пензу, а он – в Ставрополь. Более серьёзное повреждение у Минибаева – у него возникли проблемы с пятым и шестым шейными позвонками.
Пока он не может работать и пропустит ближайший сбор на Кубе, но к Олимпиаде всё будет в порядке. У Петуховой травма локтя, в таком состоянии не стоит рисковать здоровьем. Я решил дать этим спортсменам возможность восстановиться, тем более они уже прошли отбор. Изменений в составе команды точно не будет.
— Был ли шанс пробиться на Олимпиаду у Александра Бондаря, который переехал из Украины в Россию?
— Украинская сторона принципиально не стала идти нам на уступки и не разрешила Бондарю выступать на международных соревнованиях за Россию.
— Денежная компенсация наверняка могла решить эту проблему…
— Саша – отличный спортсмен, но есть ли стопроцентная гарантия, что он возьмёт медаль в Рио? А если нет такой гарантии – много ли желающих вкладывать деньги в решение вопроса? Вот и ответ. Сейчас у него в России всё устроилось, он переехал в Казань, где есть прекрасные условия для работы и тренировок. Если он останется на следующий олимпийский цикл – будет, безусловно, одним из кандидатов на место в сборной. Но пока рано о чём-то говорить, у нас растёт очень хорошая молодёжь. У Бондаря будет много конкурентов.
— В том числе и новый чемпион России Руслан Терновой?
— Да, в том числе. Только я пока не стал бы говорить о том, что Терновой – будущая суперзвезда прыжков с вышки. Руслан очень хороший спортсмен, но он 2001 года рождения и пока не готов на равных бороться со взрослыми. На чемпионате России у него всё сложилось, можно сказать, что это был его день и час, тем более что Руслан прыгал перед своими болельщиками, в бассейне, где тренируется каждый день. Когда он будет прыгать так или близко к этому уровню на каждом турнире, то, безусловно, войдёт в основной состав сборной. Потенциал у парня огромный, я бы сказал, что у него «свинец в голове»: он очень хорошо гасит вход в воду.
Украинская сторона принципиально не стала идти нам на уступки и не разрешила Бондарю выступать на международных соревнованиях за Россию.
— Вошедший в олимпийскую команду Никита Шлейхер ничего выдающегося не показал, причём уже не в первый раз.
— Я этого мальчишку знаю давно, он заслуженно заработал место в команде. Отбор ведь идёт не по одному старту. В Пензе Шлейхер был не в форме, потому и прыжки оказались не самые лучшие. Но это и хорошо, сейчас ещё не время быть в оптимальной форме. Все готовятся к главному старту сезона.
— Этим же объясняется поражение олимпийского чемпиона Ильи Захарова в личном турнире на трёхметровом трамплине?
— Илья тоже не в оптимальной форме. На чемпионате России у него не было задачи показать свой максимум. У нас многоэтапный план подготовки к Олимпиаде, и Захаров чётко следует этому плану.
— Для чего тогда нужен был чемпионат России в эти сроки, если он не носил статус отборочного?
— Почему же, он был отборочным для женщин на трёхметровом трамплине. И опытная Надежда Бажина в очном споре с конкурентками доказала своё право поехать на Олимпиаду. Да, остальные имена были названы уже давно, но вы можете сказать, что кто-то попал в команду несправедливо?
— Захаров проиграл Евгению Новосёлову на чемпионате России, братья Новосёловы стали чемпионами в синхроне, на февральском Кубке страны они совсем немного проиграли Кузнецову и Захарову. Почему у них не было шансов на место в сборной?
— По одной простой причине – нет класса, чтобы на равных конкурировать с сильнейшими. Если в физическом плане они хороши, то в плане психологии на порядок ниже. Медальных перспектив на крупных стартах у Новосёловых нет, они к этому просто не готовы. А возраст уже критический, молодёжь наступает. Я сомневаюсь, что они продержатся следующий олимпийский цикл. А вот Захаров и Кузнецов, если захотят, – запросто.
Потенциал у Тернового огромный, я бы сказал, что у него «свинец в голове».
— Так откуда возьмётся класс и психология, если не ездить на серьёзные турниры?
— Новосёловы не выступают на Мировой серии, поскольку на эти турниры идёт персональный отбор, и это говорит об их классе. Для этого нужно быть призёрами Олимпиады, чемпионатов мира, Кубка мира. На чемпионат Европы или этап Гран-при мы можем их взять и берём, но Женя и Слава, при всём уважении, на сходе. Приведу в пример опытного Сергея Назина. Отличный прыгун, как и Новосёловы, и его мы брали на все турниры, кроме разве что Олимпийских игр. А результат? Возить надо тех, у кого есть перспективы. И молодых практически во всех олимпийских дисциплинах, кроме мужского трамплина, мы пробуем постоянно.
— Как проведёте подготовку к Олимпиаде? После Кубка мира в Рио-де-Жанейро спортсмены жаловались на то, что им не хватало тренировок в открытом бассейне, чтобы приспособиться к олимпийским условиями.
— Мы вылетаем на Кубу 15 июня, будем две недели тренироваться в открытом бассейне. 29 июня летим домой, 3 июля начнём сбор на «Озере Круглом», а уже оттуда вновь на Кубу, где пробудем до старта Олимпиады.
— Чего ждать от нашей сборной в Бразилии?
— Перед нами стоит чёткая задача – одна золотая, одна серебряная и одна бронзовая медаль. Сделаем всё возможное, чтобы её решить.