Алексей Якименко — лидер мирового рейтинга прошлого года, пятикратный чемпион мира и 10-кратный Европы. Именно с его именем были связаны основные надежды в мужской сабле на прошедших Играх в Лондоне. Однако результат, против ожиданий, оказался более чем разочаровывающим, и в первую очередь для самого спортсмена, что даже заставило его задуматься о завершении спортивной карьеры. По возвращении лидера сборной в Москву корреспондент «Чемпионат.net» расспросил его о том, какое решение тот в итоге принял, причинах неудач на Олимпиаде и планах на будущее.
— Алексей, что было после Олимпиады? Знаю, что вы даже подумывали о том, чтобы завершить спортивную карьеру…
— Да, такие мысли действительно были. Сказались и эмоции от неудачного выступления на Олимпиаде, и неопределённость, связанная с тренерским составом, и в частности продолжением контракта Кристиана Бауэра.
К следующей Олимпиаде нужно двигаться поступательно: от одного турнира к другому. А в течение этого времени просто получать удовольствие от любимого дела. Я немало сделал в спорте за 21 год. Я никогда не сдавался, ни после травм, ни после поражений, ни после упрёков в свой адрес, и всегда шёл к своей цели. Также планирую и продолжать.
В течение этого времени я старался забыть о фехтовании и сразу после Игр улетел в Калифорнию, чтобы меня никто не видел и не слышал. Мне нужно было понять, что делать дальше.
Тот же Фёдор Емельяненко, проиграв бой, тоже заявил о том, что, скорее всего, завершит свою спортивную карьеру. Совершенно очевидно, что в тот момент им владели эмоции, потому что в следующем бою он одержал великолепную победу. Вероятно, у меня были сходные чувства. Столько времени готовиться, выиграть немало турниров и на главном старте потерпеть поражение…
Проигрывать сложно для любого спортсмена, и это вдвойне тяжело, когда знаешь, что победить тебе было по силам. Это же касается и команды. Нам всё это было очень непросто пережить. Благо Николай Ковалёв смог завоевать бронзовую медаль, которая несколько скрасила горечь поражений в глазах общественности, хотя и не остановила ту волну негатива, вылившуюся на всех наших спортсменов, не сумевших добиться успеха на Олимпиаде.
— Много нелестного о себе прочитали?
— Да, писали, что я зазнался, и это было очень горько видеть. За последнее время мы выиграли немало турниров: чемпионаты мира, Европы, этапы Кубка мира. И пока были победы, все были хорошими, а когда случилось горе, когда нужна была поддержка, все сразу отвернулись. Так не должно быть.
Путешествуя по США, я читал блог Мариэль Загунис, двукратной олимпийской чемпионки из США, которая в Лондоне заняла четвёртое место, проиграв не самой сильной фехтовальщице из Кореи, равно как и Софья Великая. Так вот в её блоге было написано немало тёплых слов поддержки от болельщиков. Особенно запомнились вот эти строки: «Несмотря на четвёртое место, ты лучшая. Не расстраивайся… Ты подарила нам столько радости своим выступлением. Мы гордимся тобой». Я, откровенно говоря, был удивлён тем, как, оказывается, можно относиться к спортсменам, которые «не оправдали» каких-то ожиданий болельщиков.
Хотелось бы видеть нечто подобное и со стороны наших болельщиков и журналистов. Тем более что очень сложно найти мотивацию после такого поражения.
— Тогда что заставило вас передумать, не желание взять реванш на следующих Олимпийских играх?
— Нет, за этот период очень много всего может произойти. К следующей Олимпиаде нужно двигаться поступательно: от одного турнира к другому. А в течение этого времени просто получать удовольствие от любимого дела.
Я немало сделал в спорте за 21 год. Я никогда не сдавался, ни после травм, ни после поражений, ни после упрёков в свой адрес, и всегда шёл к своей цели. Так же планирую и продолжать.
А лучший стимул продолжать фехтовать – это когда мне говорят: «Давай, Лёша, соберись! В первый раз, что ли, проигрываешь?! Лучше порадуй нас своими результатами!»
Я очень требователен к себе. Мой знак зодиака – скорпион – пожирает меня изнутри. Мне до сих пор снится эта Олимпиада, и приходят мысли паразиты о том, что возможно не заработал этой медали. Но это не так. Прошу прощения у всех, кто на меня ставил и за меня болел.
— Сейчас, по прошествии уже достаточно большого количества времени, можете назвать причины своей неудачи в Лондоне?
— Если говорить непосредственно про бой с американцем, то на любом другом турнире я у него стабильно выигрывал. Почему? Потому что более спокоен, уверен и психологически уравновешен и не боюсь проиграть.
— То есть это проблема именно в статусе турнира?
— Конечно, ведь мы ждём его четыре года и понимаем, что его результат может многое изменить в нашей жизни как во внутреннем самоощущении, так и в материальной составляющей. Как только ты это понимаешь, сразу проигрываешь. И как я ни пытался отрешиться от этих мыслей и войти в то состояние, какое у меня было на чемпионате Европы, ничего не получалось. Можно сказать, что не сложилась эта ментально-эмоциональная часть подготовки. Не могу сказать, что плохо фехтовал или был не готов физически. Напротив, готовность была великолепная, но атмосфера Олимпиады меня «съела».
И здесь хотелось бы прокомментировать ту фразу из статьи, которую мне постоянно припоминают, о том, что я никому ничего не должен. Да, я сказал это и сказал осознанно, чтобы хотел снять возложенный на меня груз ответственности перед соревнованиями. При этом у меня есть понятие долга. Это долг перед всей страной, перед людьми, которые столько в меня вложили, об этом я никогда не забываю и бесконечно им благодарен.
— Значит, каких-то особых претензий у вас к себе нет?
— Я очень много сделал для завоевания этой медали. Да, у меня есть олимпийская бронза (завоёванная в командном турнире на Олимпиаде в Афинах. – Прим. ред.), но, конечно, мне этого мало. Я очень требователен к себе. Мой знак зодиака – скорпион – пожирает меня изнутри. Мне до сих пор снится эта Олимпиада, и приходят мысли-паразиты о том, что, возможно, не заработал этой медали. Но это не так.
Прошу прощения у всех, кто на меня ставил и за меня болел. Я понимаю, что все ждали от меня медали. Это очень сильно давит на любого спортсмена. Знаю, что многие, открывая рейтинги и видя в прошлом году мою фамилию на первой строке, в этом – на второй, ждали финала Якименко – Лимбах. Но Лимбах, который, кстати, ехал в Лондон за двумя золотыми медалями, тоже проиграл.
— В командном первенстве была та же проблема?
— Да, всё то же самое – психология. Все были прекрасно готовы, но никто не смог в нужный момент переломить ход встречи. Хотя Николай Ковалёв сделал хороший рывок, и мне нужно было его поддержать и довести бой до победы. Разрыв в счёте был минимальным, всё было очень близко. Ошибки те же, что были у меня и Вени в личном турнире. Будем их исправлять.
— Каким образом?
— Теперь я понимаю, что нужно быть очень хорошо готовым ментально. Это даже важнее физической составляющей. Поэтому в дальнейшем постараюсь работать именно над своим психологическим настроем, стараться абстрагироваться от всего. Возможно, стоит поменять отношение к Играм в целом. Мне в этом плане очень нравится настрой американцев, которые воспринимают Олимпиаду как праздник вне зависимости от результата. Правда, у них очень мало профессиональных спортсменов, больше студенты.
— А разве Кристиан Бауэр не работал с вами над психологическим настроем на протяжении этих двух лет?
— Да, но тут есть свой нюанс. Ментально-психологическую устойчивость нельзя накачать так, как мышцы.
Ментально-психологическую устойчивость нельзя накачать так, как мышцы. Пресс можно сделать за два месяца, физику поднять за полгода, тактику и технику – за год. А ментальность переменчива как погода. И чем дольше ты стабилен, тем лучше.
Пресс можно сделать за два месяца, физику поднять за полгода, тактику и технику – за год. А ментальность переменчива как погода. И чем дольше ты стабилен, тем лучше. За те два года, что с нами занимается Кристиан Бауэр, добиться желаемого уровня стабильности невозможно. Но если он останется, то мы, конечно, будет продолжать над этим работать.
— В предстоящей работе над ошибками главным стартом станет чемпионат мира как следующий по важности после Олимпиады?
— Нет, я бы не стал его так выделять, поскольку этот турнир мало отличается от этапов Кубка мира. Хотя, конечно, я так говорю, чтобы не думать об этом. Да, и до него ещё очень много времени – чемпионат мира состоится в августе следующего года. Посмотрим, как начнётся сезон. Возможно, пропущу несколько стартов, хотя это будут решать тренеры. Скорее всего, задачи – выигрывать всё, как в течение последних двух лет, — сейчас стоять не будет.
— Даже в отсутствие такой задачи, разве на дорожку вы выходите не для того, чтобы побеждать?
— Конечно. Я лишь говорю о том, что, возможно, пропущу несколько турниров. Но если ты выходишь на дорожку, то тебе твоя гордость просто не позволит отдавать бои. Можно экспериментировать, что-то отрабатывать, пробовать, но при этом стараться наносить, а не пропускать удары. И в этом отношении я всегда буду делать всё, чтобы победить.