Вопрос дня: балет – для всех или нет?
Кристина Ропперт
Комментарии
Изнурительные тренировки на пути к грациозным фуэте.

По традиции в канун нового года на сцене ВТБ Ледового Дворца соберутся легендарные гимнастки, артисты балета, цирка, воздушные гимнасты и акробаты. В преддверии премьеры уникального спортивного шоу “За спорт! Город будущего” нам удалось пообщаться с экс-солисткой Мариинского театра, участницей шоу, балериной Оксаной Бондаревой. В её репертуаре — ведущие партии в балетах Корсар, Жизель, Спящая Красавица, Щелкунчик, Лебединое Озеро, Дон Кихот, Сильфида, Лауренсия, Минорные сонаты Самодурова, в балетах Начо Дуато и не только. В нашем интервью Оксана расскажет о начале своего творческого пути, образе жизни артиста балета и поделится своими впечатлениями о работе над новым шоу.

Фото: Из личного архива Оксаны Бондаревой

Творческий путь Оксаны Бондаревой

— Оксана, расскажите о начале вашего карьерного пути: во сколько лет вы начали заниматься балетом, и как это было?
— Мама уже с 4-х лет хотела отдать меня в балетную школу, но мы жили в Казахстане, и балетной школы в городе не было. Поэтому я начала заниматься спортивной гимнастикой, даже успела выполнить программу кандидата в мастера спорта. А уже позже, когда мы переехали на Украину, мама отдала меня в хореографическую школу при Днепропетровском театре оперы и балета. Тогда балет не вызывал у меня особого интереса, для меня это было монотонное занятие – стоять часами у станка… поэтому я заставляла себя ходить на занятия через силу.

— Когда же произошёл переломный момент?
— Всё изменилось, когда в конце учебного года мы вышли на сцену с отчётным концертом. Во время него я прониклась сценической атмосферой, почувствовала тепло зрителей, и вот тогда я поняла, что мне хочется заниматься балетом. К тому времени я уже танцевала на пуантах – единственная из нашего класса. Мне многое давалось проще, потому что у меня был иной мышечный корсет, ведь я профессионально занималась спортивной гимнастикой.

Оксана, расскажите, как вы попали в труппу Мариинского театра?
— Сначала я работала в Санкт-петербургском Михайловском театре, после того, как окончила стажировку в МГАХ (Московская государственная академия хореографии). Там произошло моё знакомство с Михаилом Григорьевичем Мессерером, также я поработала с испанским хореографом Начо Дуато.

В Михайловском театре меня греют и публика, и сцена. Здесь я, как дома.

Чуть позже уже последовало предложение поработать в Мариинском театре. За 3 года работы я набралась опыта, познакомилась с гениальными педагогами, станцевала на исторической сцене, это было прекрасно. Затем вернулась в родной Михайловский театр, в котором работаю до сих пор, здесь меня греют и публика, и сцена. Здесь я, как дома.

Фото: Из личного архива Оксаны Бондаревой

Образ жизни артиста балета: репетиции и принципы питания

— Образ жизни артистов балета как-то отличается от образа жизни обычного человека?
— Артист балета остаётся артистом балета 24 часа в сутки — это самое важное. У нас почти нет выходных, если отпуск, то максимум две недели в году. Обычно мы работаем 6 дней в неделю, выходной день — понедельник. Но бывает, что и он загружен. Когда я работала в Мариинском театре, почти каждый наш выходной был загружен: кто-то отрабатывает свою технику, у кого-то накануне спектакль и нужно репетировать. Рабочий день обычно построен так: утром мы идём на класс, выполняем экзерсисы, затем репетируем.

— А сколько длится рабочий день?
— В зависимости от того, какие накануне спектакли, сколько у артиста выходов на сцену. Одна репетиция обычно длится час, но перед ней нужно разогреться – всё вместе занимает около двух часов. В день проходит 2-3 репетиции, то есть в среднем рабочий день длится 6 часов, иногда больше, иногда меньше.

Артист балета остаётся артистом балета 24 часа в сутки.

— Существуют ли определённые правила питания или диеты специально для балерин?
— В день спектакля не возбраняется съесть что-то калорийное, потому что мы тратим много сил и энергии на сцене. Каких-то жёстких ограничений по питанию нет: кто-то склонен к полноте, кто-то нет. В целом, рацион балерин почти не отличается от рациона обычного человека, который правильно питается. Я бы с удовольствием ела последний раз в 6 часов вечера, но у меня такой организм, что на голодный желудок мне не уснуть. Так что на ужин могу съесть огурцы с листьями салата, варёное яйцо. Завтрак обычный — творожок или йогурт.

Балет — для всех или нет?

— Оксана, скажите, во сколько лет отдавать ребёнка в балетную школу?
— Прежде чем задаваться этим вопросом, нужно в первую очередь посмотреть на способности и желания ребёнка. Потому что, во-первых, нельзя идти против желания ребёнка — в противном случае это будет мукой и для него, и для родителей. Во-вторых, нужно понимать, что для занятия балетом у ребёнка одолжны быть природные задатки. Я, например, в детстве всё время танцевала, кружилась, и родители не знали, в какое русло направить мою энергию (улыбается).

Совет: “Я бы посоветовала отдавать ребёнка в балет с 9 лет, но до этого (с 3-4 лет) обязательно должны быть физические нагрузки: художественная гимнастика, фигурное катание, чтобы мышечный корсет был схвачен, и тело было подготовлено”.

— Во сколько лет уже поздно идти в балетную школу?
— Я только единожды встретила талантливых артистов, победителей международных конкурсов, которые начинали свою карьеру в балете в 17-18 лет. Конечно, это уже гораздо сложнее, потому что, мне кажется, что в этом возрасте трудно постигнуть именно классику.

— Возможно ли начать заниматься балетом людям «за 20»?
— Если вы планируете заниматься для себя, почему бы и нет. Отработка пластики, растяжка – всё это помогает сохранить молодость тела. Но в профессиональный балет после 20 лет попасть невозможно, это уже уникальный случай.

Фото: Из личного архива Оксаны Бондаревой

О новом шоу

— Каким будет шоу “За спорт! Город будущего”, премьера которого состоится в декабре? Какова ваша роль в проекте?
— Для меня это очень неожиданный проект, но возможность поучаствовать в одном шоу с гимнастами такой величины – подарок судьбы. В целом, эта картина — история будущего и что там тоже есть любовь, какими бы люди ни были. Хореограф Олег Габышев показал в этом номере три стадии любви: зарождение, развитие и феерия (или кульминация). Мы будем открывать шоу-программу. В данной постановке я исполняю танец на пуантах, он немного нестандартный, потому что Олег постарался модернизировать классику современными неординарными элементами. Я думаю, что это будет очень интересно — современный балет на пуантах.

Мы приглашаем всех читателей “Чемпионата” 28 декабря на премьеру танцевально-гимнастического шоу “За спорт! Город будущего” в столичном «ВТБ Ледовом дворце» в Парке Легенд. Выиграть пригласительные билеты.
Хочешь получать больше советов и лайфхаков для здорового образа жизни?
Подпишись на еженедельную рассылку Лайфстайла.
Комментарии