27 декабря в Ванкувере сборная России стартует на молодёжном чемпионате мира матчем с датчанами. В преддверии первой игры нашей «молодёжки» невозможно пройти мимо весьма насущных вопросов.
Чеховича убрали не из-за травмы?
Очень мутная история произошла с Иваном Чеховичем. Официальная версия того, что один из лучших снайперов и бомбардиров лиги Квебека оказался за бортом молодёжной сборной, – травма. Об этом в одном из интервью говорил и сам Иван. В тренажёрном зале он сорвал спину, занимаясь со штангой. Правда, это не помешало ему сыграть контрольные матчи со шведами и американцами. По словам Чеховича, из-за болей в спине эти игры он провёл неважно, после чего потерял место в составе и даже тренировался в роли защитника. В игре со Швейцарией, в которой подопечные Брагина одержали победу, Чехович участия не принимал, после чего не попал в итоговую заявку на МЧМ. И тут начинается самое интересное.
В «инстаграме» игрока появляется фотография с подписью «Язык мой – враг мой». Но как только СМИ заметили этот пост, Иван изменил загадочную строчку на «Свободный человек». Что имел в виду Чехович? Идёт ли речь о каком-то конфликте внутри сборной или же о том самом интервью, в котором хоккеист сказал, по его мнению, много лишнего? Всё бы ничего, если бы не комментарий, в котором форвард прямо сообщает: 31 декабря у него игра за «Бэ-Комо» в лиге Квебека. То есть если травма и есть, то она не мешает ему играть за клуб. Всё указывает на то, что в сборной просто нашли повод не брать игрока, который не очень-то вписывается в концепцию и которому нужно искать применение.
Зачем до последнего держать места в заявке?
Ладно, с тем, что и в Новогорске, и на сборах в Канаде было пять полноценных пятёрок, мы вроде бы смирились. Запредельная конкуренция и всё такое. Но вот обнародовать якобы окончательную заявку, в которой не 23 фамилии, а 25, – это ни в какие ворота не лезет. Неужели Брагину оказалось недостаточно суперсерии, Турнира четырёх наций, сборов и трёх контрольных матчей, чтобы определиться, с кем он идёт в бой, а кому стоит сказать спасибо и попрощаться? Мало того что тем самым штаб «молодёжки» нервирует молодых пацанов, которые до сих пор не знают, сыграют ли они на чемпионате мира, так ещё и на первый матч сборная России выйдет в усечённом составе. Лучше принять тяжёлое решение, но сразу, а не мучить парней.
Всё это напоминает ситуацию во взрослой сборной при Олеге Знарке, когда несколько игроков точно так же сидели на чемоданах и «пропитывались духом национальной команды». Не зря же победитель Олимпиады приехал в Ванкувер в качестве консультанта. Чувствуется влияние. Разница лишь в том, что в первой сборной Знарок всегда до последнего ждал Овечкина и Ко, а «молодёжка» Свечникова в качестве усиления уже точно не получит.
Ольшанский или Калабушкин?
Первый выбор, который стоит перед Брагиным, такой: Евгений Калабушкин или Савелий Ольшанский? Оба защитника играли на суперсерии, но показали себя совершенно разными игроками. Калабушкин скорее скромный и надёжный домосед, тогда как Ольшанский стал самым результативным защитником сборной России. Немало очков набрал Савелий, и играя за фарм-клуб «Магнитки», что неудивительно, ведь у него есть опыт выступления на позиции форварда. И тот, и другой заиграны в Высшей лиге, но при этом у Ольшанского в активе пять матчей в КХЛ.
То, что «сталевара» не включили в первоначальную заявку, стало большим сюрпризом. В контрольных матчах он наигрывался с одним из лидеров обороны Александром Алексеевым. Его позиции казались незыблемыми. Тогда как Калабушкин одну игру пропустил, одну провёл в качестве седьмого защитника, а на ещё одну вышел в паре с Волковым, которого уже отцепили от состава. Казалось бы, фаворит очевиден. Однако так же можно было подумать и на предыдущей стадии отбора, когда Ольшанскому предпочли Марка Рубинчика.
Сначала магнитогорец «проиграл конкуренцию» пасынку Сергея Голубовича (тренер юниорской сборной), а теперь рискует уступить место в составе игроку системы СКА. А когда речь идёт о базовом клубе сборной, возможно всё. Единственным логическим объяснением отсутствию Ольшанскому может быть перебор защитников атакующего плана.
Хованов или Шашков?
Второй выбор ожидает Брагина между двумя нападающими. Здесь всё проще и сложнее одновременно. С одной стороны, всё очевидно: в Ванкувере должен остаться Александр Хованов. Он и в играх за клуб демонстрирует куда более впечатляющую статистику, и на суперсерии сыграл результативнее. Хованов, вроде бы, набрал всего на одно очко больше Шашкова, но сыграл при этом всего две игры против пяти у сибиряка. Хованов техничнее, умнее, тоньше. В конце концов, он центр, а значит, универсальнее конкурента за место в составе. Но не всё так однозначно, как кажется на первый взгляд.
Во-первых, выступает Хованов всё-таки в юниорской лиге, тогда как Шашков в этом сезоне успел сыграть 13 матчей за «Сибирь» в КХЛ. Все мы знаем, как опыт игры с мужиками ценит Брагин. Во-вторых, Никита банально старше. Мало того что он более зрелый игрок, так ещё у Хованова будет шанс сыграть на следующем чемпионате мира, а у Шашкова – нет. Ну и, наконец, новосибирец самый что ни на есть брагинец. Если есть какой-то портрет любимчика тренера «молодёжки», то Шашков ему соответствует идеально. Он бежит, бьёт, впивается в соперника клыками (образно, разумеется) и ни за что не опустит руки.
Выбирая между Ховановым и Шашковым, нужно опираться не только на вкус главного тренера, но и на другие обстоятельства. Например, потянет ли роль центра Виталий Кравцов? Если да, то Хованов окажется пятым центральным. Если нет, то вполне может подняться в первое звено, заняв место рядом с Денисенко и Костиным.
Кравцов-центр или Кравцов-край?
Собственно, от этого зависит не только заявка Хованова, но и выступление сборной России. Кравцов – самый талантливый игрок этой сборной, её потенциальный лидер. Неправильное использование проспекта «Рейнджерс», который может отправиться в НХЛ уже этой весной, способно надломить игру всей команды. Кравцов на краю – это привычное явление, максимально удобное для самого Виталия. Но в сборной и без него полно классных вингеров. В случае перевода челябинца на край, кто-то из форвардов топ-6 будет вынужден переместиться в третье звено.
В центре Кравцову нужно будет действовать собраннее и ответственнее, что у него получается далеко не всегда. В играх за «Трактор» он слишком часто идёт в рискованные обводки, которые приводят к потерям. В сборной же ему придётся отрабатывать в оборону и не надеяться на Денисенко с Костиным. Именно с этими партнёрами Брагин наигрывал Кравцова все товарищеские матчи. На игру с американцами, правда, он вышел на краю, а в центре расположился уже упомянутый нами Хованов. В общем, адаптация Кравцова к новой роли – это главный вопрос, касающийся непосредственно игры «молодёжки».
Тарасов или Кочетков?
Безвозвратно ушли те времена, когда за последний рубеж «молодёжки» отвечал Андрей Василевский и на протяжении трёх чемпионатов мира можно было не беспокоиться за вратарскую позицию. С тех пор как Василевский уехал покорять НХЛ, вратарей его калибра в России не появлялось. Тем не менее только на МЧМ-2015 Илья Сорокин с Игорем Шестёркиным играли поровну. В остальных случаях, даже когда не было ярко выраженного первого номера, Брагин выделял основного вратаря. Так было и на прошлом чемпионате с Владиславом Сухачёвым, и два года назад с Ильёй Самсоновым. Теперь же выбор стоит между Даниилом Тарасовым и Петром Кочетковым.
При всём том, что Тарасов потомственный голкипер, а не сегодня, так завтра отправится в систему «Коламбуса», в отборе на МЧМ вратарь «Сочи» ему ни в чём не уступал. На суперсерии Кочетков пропустил всего две шайбы, а сборная России с ним в воротах не проиграла ни одного матча. Тарасов, для сравнения, пропустил семь шайб за три матча, но при этом тоже выглядел солидно. А в контрольных играх перед стартом МЧМ уже уфимец оказался предпочтительнее. Он пропустил дважды от американцев, Кочетков – четырежды от шведов, а в победном матче со Швейцарией вратари поделили игровое время поровну. При этом Тарасов отыграл свой отрезок на ноль.