Сборная Беларуси, забросив за шесть матчей на чемпионате мира всего четыре шайбы, вылетела из элитного дивизиона. Последней каплей стало поражение со счётом 0:4 от непосредственных конкурентов – австрийцев. Белорусы отправляются в первый дивизион впервые с 2003 года. После матча-катастрофы на вопросы журналистов отвечали игроки и тренер белорусской команды.
«Катастрофа ли это? Я скажу по-русски…»
— Катастрофа ли для сборной Беларуси вылет из элиты? – спрашиваем мы капитана белорусов Александра Павловича.
— Я скажу по-русски… (далее идёт слово, не поддающееся цензуре).
— Перед матчем вы осознавали его важность?
— Можно тысячу раз говорить о важности игры, но главное то, что ты показываешь, когда выходишь на лёд.
— В чём основная причина провала?
— Сейчас трудно говорить о причинах этого провала, у нас в Беларуси много специалистов.
— Встряхнула ли хоть немного смена тренера?
— Я сейчас не готов рассуждать об этом. Извиняюсь за такой позор перед болельщиками. Если австрийцам ни одного гола не забивать, то…
«Никто не понимал, почему уволили Льюиса, нам ничего не объясняют»
— Вы говорили, что в случае провала вас могут не пустить в страну. Теперь так и случится? – интересуемся у вратаря белорусов Виталия Труса.
— Стыдно. Наверное, я в прошлый раз погорячился со словами, что нас не пустят. Пустят, конечно, но стыдно. Можно было цепляться, со всеми можно было.
— Чего вам не хватило?
— Ничего нам не хватило — ни игры в обороне, ни в нападении, ничего.
— Увольнение Дэйва Льюиса дало какую-то психологическую встряску?
— Всё это непонятные вопросы. Никто не понимал, почему так произошло. Никто же никому ничего не объясняет, какие-то проблемы там были или что-то ещё.
— Как оцените свою игру с Австрией?
— Будучи вторым вратарём, в ходе матча всегда трудно вливаться, сидишь «холодным». Но вроде бы вошёл в игру, сразу сейв сделал.
— Как теперь настраиваться на следующий матч?
— Не знаю. Много разговоров… Будем играть хотя бы за свою фамилию, за герб, за флаг, за родителей.
— Согласны, что команде не хватает опытных мастеров?
— Конечно, нам не хватает опыта в команде, не хватает лидеров. Где их брать — неизвестно. Нужен опыт, я вот только сейчас его получил, на этом турнире. Может быть, уже в дальнейшем опыт выступлений в дивизионе сильнейших мне поможет.
— Какая атмосфера в раздевалке?
— Мы пытаемся быть командой в раздевалке, все разговариваем, подбадриваем друг друга. Но у нас не вышло достучаться до себя.
«Некоторые игроки начали показывать своё я, Плэтту не стоило удаляться»
— Это был главный матч за много лет? – задаём вопрос ассистенту капитана Дмитрию Коробову.
— Да. И мы его проиграли. При счёте 0:1 мы возили австрийцев по их зоне, но некоторые игроки начали показывать своё я: играли по-хоккейному грязно, за что их наказали удалениями.
— Вы имеете в виду Джеффа Плэтта?
— Ему не стоило удаляться. Австрийцы показали нам, как надо разыгрывать большинство. Мы же в какой-то детский хоккей играем.
— То есть причина провала в том, что у Беларуси не было коллектива?
— Коллектив у сборной Беларуси был, но не такой сплочённый.
— Так всё же на ком ответственность за такой результат?
— Это вина всех: тренеров и хоккеистов. Мы вылетели из элиты, теперь будем возвращаться. Тренеры стоят на мостике, они не выйдут на лёд.
— Но всё же после рокировки Льюиса на Пушкова игра команды как-то изменилась?
— Мы стали играть в хоккей, а не в бей-беги. Но даже это не помогло»
«В последнем матче посмотрим, что у кого на груди и на спине написано»
— Почему сегодня было столько удалений? — спрашиваем нападающего Александра Китарова.
– Это вообще нельзя объяснить. Самая обычная дисциплина. Это был самый важный для нас матч на турнире, такое чувство, как будто мы этого не понимали. Опытные все игроки, но эмоций здесь вообще не должно было быть, просто сухое выполнение тренерской установки, и всё в наших руках. Но…
— Были ли шансы вернуться в игру?
— По такому счёту очень тяжело отыгрываться, особенно когда мы очень мало забиваем. Противник просто стоял в обороне, выбрасывал шайбу при любой возможности и строил свою оборону заново, не давая нам шансов создать впереди ничего.
— Беларусь забросила всего четыре шайбы в шести играх. С чем это связано?
— Перед чемпионатом всё было так, мало забивали. У нас одна надежда была – сыграть с хорошей обороной, без пропущенных голов. Тогда мы имели шанс на успех.
— Как найти силы на последний матч?
— Никак не найти, это профессионализм. Посмотрим, что каждый стоит, у кого что на груди и на спине написано. Каждый покажет всё, чего он достоин или недостоин.
— Стоило ли увольнять главного тренера прямо по ходу чемпионата мир?
— Это, ребята, не к нам, а к федерации. Мы из года в год боролись за сохранение элитной прописки, в этом году у нас это не получилось. Системность, у нас есть руководящие должности, тренеры, наблюдательные советы. Сейчас приедем, они нам всё расскажут, кто, что и зачем.
«Руководство страны управляет государством, а не звонит и.о. главного тренера»
— Почему Беларусь проиграла матч жизни? – вышел к журналистам и.о. главного тренера Сергей Пушков.
— Уровень чемпионата мира довольно высокий. На том уровне, на котором проходят эти игры, наши ребята не могут играть. Вчерашний матч забрал очень много физических сил. Не смогли продержать игру на хороших скоростях, дисциплинированно. Мы сегодня пытались противопоставить дисциплине желание, но, когда пошли ошибки, в частности три неоправданных удаления, австрийцы продемонстрировали 100-процентную реализацию. Это просто невероятно! Вчера с Чехией ребята здорово играли в меньшинстве. Но сегодня не хватило.
— Согласны с мнением Коробова, что некоторые игроки начали показывать своё «я»?
— Согласен. Удаление Плэтта – это персонально его удаление. Это лежит на его совести, ведь именно в этот момент нам забили второй гол. Счёт долго был 1:0, первый гол, который нам забили, получился курьёзным. Ребята продолжали трудиться, но случившееся переломило игру в другую сторону.
— Готовы к критике со стороны президента Республики Беларусь Александра Лукашенко?
— Понятно, что критика со стороны президента будет, задачу команда не выполнена. Но ещё раз хочу повторить, что чемпионат мира в этом году очень высокого уровня. Не совсем хорошо наши ребята выглядели физически, не успевали восстанавливаться. Нельзя же было вчера чехам отдавать матч и не играть его. Сложно говорить, чья это вина.
— Совсем не пошла игра в нападении…
— Играем два матча – не забиваем ни одного гола. Нападающие должны играть более острее, хотя по статистике было достаточное количество бросков. Но острой игры нападающих, которые лезут на ворота и проламывают защитников, у нас не было.
— От натурализованных хоккеистов ждали большего?
— Конечно, мы ждали более качественной игры от Плэтта и Ленгле.
— Как сказалась на команде отставка Дэйва Льюиса?
— После ухода Льюиса мы пытались изменить игру, наладить оборону. Считаю, что это удалось. Но нападающие сыграли на очень низком уровне.
— Вы не считаете, что это системный провал?
— Об этом сейчас не хочется говорить. Это надо анализировать после турнира.
— По вашему будущему есть какая-то ясность?
— Нет, конечно, ничего непонятно.
— Как вылет из элиты отразится на развитии белорусского хоккея?
— Я думаю, нужно какое-то время, чтобы это осознать.
— Почему сегодня не играл Денисов?
— С чехами мы много времени провели в обороне. Денисов показал, как нужно блокировать броски. Он лёг под шайбу и повредил руку.
— Почему Денисов на этом турнире не был даже ассистентом капитана? Ведь это человек, который даже в «Тракторе» одно время был капитаном.
— Прошло голосование, и он не набрал определённого количества голосов.
— То есть это было решение игроков?
— Игроков и главного тренера.
— Тяжело ли будет настроить команду на последний матч со Словакией?
— Я зашёл в раздевалку и сказал, что хоть мы и вылетели в низший дивизион, в последнем матче каждый должен посмотреть на себя и понять, продукт какого качества он производит. Они должны показать, что эта команда чего-то стоит.
— В очередной раз сборная Беларуси не забросила ни одной шайбы. Четыре гола в шести играх. Отсутствие братьев Костицыных оказалось критичным?
— Ряд игроков, которых по разным причинам не было в команде, нам бы точно пригодились. Они были дали то, чего нам не хватало. Прежде всего, голы.
— Если бы вы изначально были главным тренером сборной, состав был бы другим?
— Вы задаёте такой провокационный вопрос…Сложно сказать, почему те или иные ребята не приехали. Возможно, готовь я сборную к чемпионату мира, состав был бы другим. И давайте не будем критиковать Льюиса. Пройдёт время и тогда настанет время для анализа.
— Не было ли звонков от первых лиц государства по ходу турнира?
— Я думаю, что, руководство занимается управлением страны, а не звонками исполняющему обязанности главного тренера хоккейной сборной.
— Если бы ФХР не настояла на том, чтобы белорусские хоккеисты считались в КХЛ легионерами, результат был бы другим?
— Давайте лучше о хоккее.