Первый раунд розыгрыша Кубка Стэнли освободил для сборной России сразу несколько энхаэловцев. Расклад для тренерского штаба Ильи Воробьёва вырисовывался почти идеальный. Но тут вмешались травмы.
Травма на травме: от Тарасенко до Панарина
Началось всё с того, что Владимир Тарасенко сразу после окончания сезона перенёс операцию на плече. Вслед за ним в сборную из-за травм не вызвали Виктора Антипина и Ивана Барбашёва. Это не стало ни сенсацией, ни трагедией. О том, что у магнитогорца из «Баффало» сотрясение, было известно давно. Что до партнёра Тарасенко по «Сент-Луису», то даже если бы он был здоров, то вряд ли бы поехал на чемпионат мира. В лучшем случае прошёл бы отбор наравне с Сошниковым, Слепышевым и другими на Евротуре.
Владислав Наместников — другого поля ягода. Во-первых, он универсал. Во-вторых, он играл и на Кубке мира, и на предыдущем чемпионате мира. Концовка сезона выдалась для него смазанной, но в сборной такие игроки наперечёт. Тем более что Артёма Анисимова тренерский штаб решил в Данию не брать. Наместникова вызвали в сборную на медобследование, но, по словам агента Дэна Мильштейна, проблемы форварда с плечом не решатся за пару недель.
Ну а настоящий сериал стартовал по окончании первого раунда Кубка Стэнли. Россияне начали один за другим освобождаться для участия в чемпионате мира, но такими же стройными рядами принялись сворачивать в лазарет. Последний матч с «Питтсбургом» Ивана Проворов провёл кошмарно: «-4» по показателю полезности говорят сами за себя. Но не прошло и суток, как вскрылись причины столь слабой игры одного из сильнейших русских защитников. 20 минут он оборонялся против звена Сидни Кросби с травмой плеча. Как сказал его агент Марк Гандлер, его подопечный «играл без руки».
В тот же день «Колорадо» вылетел вслед за «Филадельфией». И снова последний матч сезона обернулся жирной кляксой для российского защитника. Никита Задоров за минувший год вроде бы превратился в ведущего защитника «Эвеланш», но в решающий момент схватил «-3» и 14 минут штрафа. Провал? Безусловно, если не знать, что здоровяк из Денвера также играл с травмой. Правда, его проблемы со здоровьем не так серьёзны, как у Проворова. А главное, что сам Никита жаждет приехать в Данию.
Последним ударом по сборной стала новость о том, что Артемий Панарин доигрывал серию с «Вашингтоном» не совсем здоровым. У лидера «Коламбуса», в отличие от российских защитников, травма нижней части тела, а точнее – колена. Этим можно частично объяснить, что за три последних матча серии он не набрал ни одного очка, а его суммарный показатель полезности составил «-6». Поедет ли Панарин на чемпионат мира, пока непонятно.
Вызов в сборную как повестка в армию
Такая эпидемия травм одновременно удивляет, огорчает и вызывает восхищение. Сложно вспомнить, когда после заокеанских баталий среди русских парней было столько раненых. И то, что каждый из них, будь то Проворов, Задоров или Панарин, доиграли серии до конца – это по-мужски. А вот то, как на их вылет из розыгрыша Кубка Стэнли реагируют в штабе сборной России, вызывает некоторые вопросы. Стоит только прозвучать финальной сирене, как в «твиттере» ФХР появляется соответствующая запись о вызове игрока в национальную команду. Всё это напоминает повестку в армию, которая незамедлительно приходит несчастному призывнику.
К чему такая спешка? Для чего? Со стороны кажется, что федерация пытается себя обезопасить. Прежде всего от лишних вопросов и общественного возмущения. Чуть промедлишь, и тебя завалят вопросами, рассматривают ли тренеры этого кандидата в сборную. Ещё одна версия сводится к тому, чтобы поставить в неудобное положение самого игрока. Делая вызов в национальную команду максимально публичным, ФХР практически не оставляет хоккеистам манёвра для отступления. Либо ты приезжаешь в Новогорск, либо ты предатель родины – примерно так это видится, если не знать внутренней кухни.
Непонятно, почему в таком щепетильном вопросе нельзя сделать паузу. Дать игроку отдышаться, перевести дух, и только потом названивать на тему возможного участия в чемпионате мира. Тем более что до начала турнира в Дании ещё больше недели, время терпит. Этот не тот случай, когда у сборной на носу плей-офф чемпионата мира и она жить не может без вылетевшего в очередной раз Александра Овечкина. Мы же, не обращая внимания на психологическое и физическое состояние игроков, вручаем им повестки, делая из сборной страны подобие армии. Желания выступать за такую сборную это точно не добавляет.
Радулов стоит особняком
Ситуация с Радуловым выбивается из общей картины. Собственно, как на площадке Александр стоит особняком, обладая набором уникальных качеств, так и в жизни. Ни о какой серьёзной травме звезды «Далласа» речи не идёт. Накопившаяся усталость, мелкие болячки – такого добра хватает у многих. Если бы Радулов по-настоящему хотел – он бы приехал. Думается, не будь у него двух золотых медалей Квебека и Берна, ни о каком отказе форвард бы даже не заикнулся.
Но стоит ли осуждать Александра? Если посмотреть на другие сборные, то такие отказы, ничем особо не мотивированные, встречаются сплошь и рядом. К Перу Мортсу однажды не приехало порядка 20 шведских энхаэловцев. В Дании не будет нескольких канадцев во главе с Джонатаном Тейвзом. Для звёзд, которые даже без учёта плей-офф проводят по 82 матча в сезоне, это обычная практика.
Однако и в данном случае ФХР ведёт себя странно. В сборной настаивают на том, чтобы Радулов приехал в Новогорск и прошёл медобследование. Зачем нужны эти формальности, если игрок чёрным по белому сказал, что не горит желанием ехать в Данию? Тот самый конфликт, то ли с Олегом Знарком, то ли с Романом Ротенбергом, родился как раз на этой почве. Ещё в пору выступления за ЦСКА Радулову не понравилось, что ему не верят на слово и чуть ли не обвиняют в том, что он пытается косить от сборной.
Самое смешно в истории с Радуловым то, что ФХР, анонсируя тот самый медосмотр, назвало день прибытия игрока в Россию. Однако уже к тому моменту Александр, как ни в чём не бывало, зажигал с Ольгой Бузовой в Москве на юбилее Ильи Ковальчука. Которому, к слову, без каких-либо склок и скандалов предоставили отдых после напряжённого сезона.
Чем всё это грозит сборной?
В сборной наверняка глубоко выдохнули, когда ничего не услышали о травме Сергея Бобровского. Как показывает практика, без топ-вратаря из НХЛ нашей команде сложно рассчитывать на золото. Нет каких-то больших проблем и с правыми крайними форвардами. Даже без Тарасенко и Радулова на этой позиции есть кому сыграть. Взять хотя бы Евгения Дадонова с Кириллом Капризовым: что тот, что другой могут составить компанию Никите Гусеву в первом звене. Есть Валерий Ничушкин, хотя он вряд ли претендует на высокие звенья.
С левыми крайками всё сложнее. Илья Ковальчук чемпионат мира пропускает. Для Сергея Мозякина, похоже, Олимпийские игры стали последним турниром за сборную. Как проявит себя на международном уровне лучший снайпер плей-офф Станислав Галиев – не знает никто. Тот же Дмитрий Кагарлицкий в сборной откровенно потерялся. Вот и выясняется, что уже во втором звене эта позиция провисает. Если Панарин всё же доберётся до Копенгагена, то они с Гусевым спокойно закроют большинство. Если нет — могут возникнуть большие проблемы.
Всё сложно с центральными. Павел Дацюк пусть и согласился поехать на чемпионат мира, готовится по индивидуальной программе, и пока неизвестно, в какой форме он подойдёт к началу мая. Всегда нужно быть готовыми, что колени и голеностопы Волшебника в последний момент оставят нас без ведущего центра. После того как в сборной добровольно отказались от Шипачёва и Анисимова, на месте Дацюка играет… Алексей Бывальцев. И это, конечно, несерьёзно. Сергей Андронов, Максим Шалунов и Владимир Ткачёв призваны заткнуть дыры в центральной оси, но Наместников сборной как минимум бы не повредил.
Сборная рискует остаться не только без центров из НХЛ, но и без защитников, представляющих лучшую лигу мира. Пять олимпийских чемпионов в обороне – это, конечно, неплохо, но как проявит себя Артём Зуб или Егор Яковлев, когда перед ним окажется Коннор Макдэвид? Надо понимать, что у нас почти нет защитников, привыкших защищаться против звёзд НХЛ, да и рулить большинством на высоком уровне способен разве что Никита Нестеров. В отсутствие Вячеслава Войнова сборной критически необходимы Задоров с Проворовым, но до Дании при лучшем раскладе доедет только один из них. В случае вылета «Торонто» в ФХР наверняка вспомнят о существовании Никиты Зайцева, но поговаривают, что и у него со здоровьем не всё гладко.