Вратари
Олимпиада-2014: Сергей Бобровский, Семён Варламов, Александр Ерёменко
Кубок мира — 2016: Сергей Бобровский, Семён Варламов, Андрей Василевский
По сравнению с той вратарской бригадой, что обеспечивала надёжность последнего рубежа в Сочи, накануне поездки в Торонто произошли идеологические изменения. Вместо того чтобы награждать за преданность хоккею и национальной команде ветерана, как то было с Александром Ерёменко, тренерский
штаб нашей сборной решил заглянуть в завтрашний день. Именно так стоит толковать приглашение на Кубок мира 22-летнего Андрея Василевского. Впрочем, будь в сборной России поменьше конкуренция, вратарь «Тампа-Бэй» вполне мог бы претендовать и на роль бэкапа, которую он исполняет в клубе. Более того, североамериканские журналисты советуют Знарку сделать ставку именно на Василевского.
Три почти равноценных вратаря – это шаг вперёд по сравнению с тем, что было два года назад на Олимпиаде. В Торонто Сергей Бобровский и Семён Варламов едут уже опытными вратарями, в чьём резюме есть домашние Игры. Получить такой опыт было особенно важно для Бобровского, для которого Олимпиада в Сочи стала первым крупным турниром в карьере. Единственное, что выгодно отличает бригаду ОИ-2014 от КМ-2016, — так это форма основных вратарей. Бобровский на тот момент был лучшим голкипером на планете, удачнее в «Колорадо» складывались дела и у Варламова. Теперь же у обоих за плечами неудачный клубный сезон. Впрочем, за межсезонье они могли перезагрузиться, чего не сделаешь в феврале в разгар чемпионата.
Защита
Олимпиада-2014: Андрей Марков, Алексей Емелин, Евгений Медведев, Илья Никулин, Фёдор Тютин, Вячеслав Войнов, Антон Белов, Никита Никитин.
Кубок мира — 2016: Андрей Марков, Алексей Емелин, Дмитрий Орлов, Дмитрий Куликов, Никита Зайцев, Алексей Марченко, Никита Нестеров.
Сложно поверить в то, что такие радикальные перемены произошли с обороной сборной России всего за два года. От той линии защиты, которая не смогла сдержать финнов в четвертьфинале домашних Игр, осталось всего два человека – Андрей Марков и Алексей Емелин. В остальном всё новые лица, ранее за первую сборную игравшие от случая к случаю. Поменялись не только имена и фамилии, но и подход к комплектованию. Отчасти это связано с форматом турнира.
Единственное, что выгодно отличает бригаду ОИ-2014 от КМ-2016, — так это форма основных вратарей. Бобровский на тот момент был лучшим голкипером на планете.
Если в Сочи Зинэтула Билялетдинов пригласил двух кахаэловских защитников, а также Антона Белова, на один год отлучившегося в «Эдмонтон», то на Кубке мира, организованном НХЛ, сплошь представители сильнейшей лиги мира. К тому же оборона серьёзно омолодилась. Убрав за скобки Маркова и Емелина, мы получим уникальную ситуацию, когда оборона составлена из 23-25-летних защитников. Не сравнить с Сочи, где играли Тютин и Белов, Медведев и Никулин.
Опыт – единственное, чем оборона Сочи-2014 предпочтительнее защитной линии сборной России на Кубке мира — 2016. В карьере одного только Никулина к тому моменту было восемь чемпионатов мира и ванкуверская Олимпиада! Однако это не помешало ему осесть к концу турнира в запасе. Точно так же никакой статус двукратного обладателя Кубка Стэнли не помешал Вячеславу Войнову провалить домашние Игры. Хотя два года назад его акции куда были выше, чем сегодня у Дмитрия Орлова или Алексея Марченко. Накануне Кубка мира много говорят о том, что молодым защитникам сборной России недостаёт опыта регулярной игры против лучших нападающих мира. Мол, среди них почти нет игроков первых двух пар команд НХЛ. Однако ни Никита Никитин с Антоном Беловым, ни тем более кахаэловцы Медведев и Никулин этим также похвастаться не могли. Но если для них Олимпиада стала высшей точкой в карьере, то защитники, подобранные Знарком на Кубок мира, находятся в начале пути.
>>> Линии защиты КМ-2016. Слабое место России, сила Швеции и Канады
Нападение
Олимпиада-2014: Павел Дацюк, Евгений Малкин, Александр Овечкин, Владимир Тарасенко, Николай Кулёмин, Артём Анисимов, Илья Ковальчук, Александр Радулов, Валерий Ничушкин, Александр Попов, Александр Свитов, Александр Сёмин, Алексей Терещенко, Виктор Тихонов.
Кубок мира — 2016: Павел Дацюк, Евгений Малкин, Александр Овечкин, Владимир Тарасенко, Николай Кулёмин, Артём Анисимов, Евгений Кузнецов, Никита Кучеров, Вадим Шипачёв, Артемий Панарин, Евгений Дадонов, Иван Телегин, Владислав Наместников.
Опыт – единственное, в чём оборона Сочи-2014 предпочтительнее защитной линии сборной России на Кубке мира — 2016. В карьере одного только Никулина к тому моменту было восемь чемпионатов мира и ванкуверская Олимпиада.
В отличие от заметно обновившейся обороны, в атаке нашей команды сохранился костяк из шести человек. Здесь вам и ведущие центры Евгений Малкин и Павел Дацюк, без которых невозможно представить современную сборную России. Никуда и без Александра Овечкина: в Сочи он был главной надеждой в атаке, а теперь ещё и капитан команды. Опытом Игр-2014 обладают Николай Кулёмин, Артём Анисимов и Владимир Тарасенко. Форвард «Сент-Луиса», правда, за два года совершил качественный скачок. Если в Сочи он отправлялся молодым парнем, которому не было гарантировано место в топ-6, то теперь Владимир – элитный форвард мирового уровня. Справедливости ради, на каждого Тарасенко приходится Дацюк. Павел даже с травмированной ногой тянул за собой олимпийскую сборную, а вот в Торонто он едет ветераном и игроком четвёртого звена. Это помимо того, что 38-летний центрфорвард с переходом в СКА потерял престижный статус энхаэловца.
Постаревший Дацюк – это далеко не всё, в чём атака сборной на Кубке мира — 2016 уступает нападению Сочи-2014. Отсутствие таких игроков, как Александр Радулов и Илья Ковальчук, способно ослабить любую команду. Причём в обоих случаях причины отцепа не совсем спортивные. И если в отношении Ковальчука ещё уместны разговоры о карьерном спаде, то Радулов вот уже много лет держит высокий уровень, благодаря чему и подписался в «Монреале». Важно понимать, что тройка Ковальчук – Дацюк – Радулов с большим запасом была лучшей в сборной России на провальной Олимпиаде и вела команду за собой даже в злосчастном четвертьфинале с финнами. В Торонто, по сути, от этого суперзвена останутся руины в виде сдающего обороты Дацюка. Всё это могло бы обернуться настоящей катастрофой, если в бы России не выросло поколение детей 90-х, уже сейчас задающее тон в НХЛ.
>>> «Уайлд-кард» для феникса. Почему Ковальчук нужен на Кубке мира?
Постаревший Дацюк – это далеко не всё, в чём атака сборной на Кубке мира — 2016 уступает нападению Сочи-2014. Отсутствие таких игроков, как Александр Радулов и Илья Ковальчук, способно ослабить любую команду.
В лице Евгения Кузнецова сборная России получила нового Павла Дацюка, не теряя при этом оригинала, то есть самого Дацюка. Жене ещё предстоит пройти шлифовку в роли центра первого звена сборной, но он сам признавался, что Павел – его ориентир. Радулову в умении обыграть один в один, сыграть в подыгрыше и просто подержать шайбу не уступит Артемий Панарин. Разве что в экспрессии и лидерских качествах молодой форвард «Чикаго» недотягивает до опальной экс-звезды КХЛ. А вот набрать за «Монреаль» панаринские 77 очков Радулову ещё предстоит. Заменить такую глыбу, как Илья Ковальчук, сложно, но если отбросить авторитет в хоккейном мире, то по снайперским навыкам к нему уже сейчас вплотную подобрался Никита Кучеров. Забив два гола в двух матчах с чехами, он предъявил доказательство этой теории.
Владислав Наместников – чем не Валерий Ничушкин образца Сочи-2014? Примерно та же статистика, опыт игры со звёздами НХЛ (у Наместникова – Стивен Стэмкос, у Ничушкина – Джейми Бенн и Тайлер Сегин), а также роль дебютанта первой сборной. Как и в Сочи, в Торонто нашлось место целой группе нападающих из КХЛ. И это несмотря на то, что Кубок мира организован совсем другой лигой, чьим игрокам априори отдаётся предпочтение. Сильнее ли Шипачёв, Дадонов и Телегин сочинских Терещенко, Попова, Свитова и Тихонова? Тем, кто играл в Сочи, хотя бы были знакомы европейские «аэродромы», тогда как эффективность того же Шипачёва в североамериканском хоккее по-прежнему под большим вопросом. А вот что бросается в глаза, так это то, что форвардов-разрушителей в торонтовском составе гораздо меньше, чем в сочинском.
Вывод
Составы сборной России на два крупнейших турнира последних лет разительно отличаются. За два года сменилось больше половины команды. Мы даже можем говорить о смене поколений: такие ребята, как Панарин, Тарасенко, Кузнецов, Орлов и Кучеров, начинают определять лицо сборной. Нынешнюю версию можно называть сырой, необстрелянной, но точно не бесперспективной. Сочи, в свою очередь, ознаменовал собой завершение цикла для целого ряда опытных игроков.
Отчасти причины различий кроются в тренерских взглядах и политике. Кубок мира предполагает участие максимального числа энхаэловцев, тогда как на игроков из других лиг смотрят исподлобья, воспринимая их чужими на этом празднике жизни. А на домашней Олимпиаде важно было показать, что мы и своими, внутренними кахаэловскими силами способны бороться с лучшими игроками мира. Отсюда и появились фамилии Попова или того же Терещенко в итоговом составе. Представителей КХЛ в Сочи могло быть и больше, не провали подопечные Билялетдинова предолимпийский Кубок Первого канала.
В Торонто едет команда, в составе которой больше перспективных и голодных игроков, чем заслуженных и именитых. В любом случае, как бы мы ни сравнивали составы на Кубок мира и Олимпиаду, все оценки изменятся после того, как завершится турнир в Торонто. Ведь если с парнями, которые вот-вот отправятся в Канаду, мы связываем определённые надежды, то на команде, которая осталась без медалей в Сочи, уже стоит клеймо провала. И воспринимаем мы тот состав через призму вылета в четвертьфинале.