Показать ещё Все новости
Дорога на Запад Эрни Джонсона
Алексей Ковалевич
Комментарии
Обладатель самой длинной клюшки в истории хоккея и четырех Кубков Стэнли, один из лучших защитников своего времени – Эрни "Муз" Джонсон.

Томас Эрнест «Муз» Джонсон родился 26 февраля 1886 года в Монреале, а его хоккейная карьера, как и у большинства будущих хоккеистов того времени, началась в 16 лет – в 1902 году, когда он стал выступать за клуб «Монреаль Сент-Лоуренс» в Городской хоккейной лиге Монреаля (MCHL). Эрни сразу зарекомендовал себя отличным игроком, и, бывало, за один уикенд он успевал сыграть и за детскую, и за юниорскую, и за взрослую команду своего клуба.

Но кое-чем Эрни Джонсон кардинально отличался от всех остальных: в возрасте 14 лет он чудом остался жив, перенеся мощнейший удар током — напряжение было около 2300 вольт! Жив-то Эрни остался, но потерял два пальца на правой руке. Возможно, именно это повлияло на его карьеру, ведь нехватку пальцев он компенсировал… огромной клюшкой. Бытует мнение, что клюшки, которыми играл Эрни Джонсон, были самыми длинными за всю историю хоккея. И именно это в какой-то степени помогло ему стать

Эрни «Муз» Джонсон

Эрни «Муз» Джонсон

настоящим мастером в отборе шайбы. Его знаменитый прием, когда он, практически ныряя на лед, вытягивал вперед свою клюшку и выбивал шайбу у соперника, как бы тот её ни прятал, запечатлен на многих фотографиях и изображениях Джонсона. Но давайте вернемся к началу его карьеры.

Путь в хоккее Муза Джонсона можно разделить на три этапа. Первый из них прошел в Монреале. После двух сезонов в составе «Монреаль ААА» из Канадской любительской хоккейной лиги (CAHL), за которые он забросил девять шайб в одиннадцати играх, в 1905 года Джонсон перешел в клуб «Монреаль Уондерерс», с которым и связаны его первые успехи. В первый же свой сезон в Восточно-Канадской любительской хоккейной ассоциации (ECAHA) он забросил 12 шайб, а затем, в марте 1906 года, помог своему клубу прервать трехлетнюю гегемонию «Оттавы Сильвер Севен», обыграв действующих обладателей Кубка Стэнли в серии из двух матчей, таким образом завоевав свой первый Кубок.

Перед следующим сезоном Ассоциация объявила, что с этого момента профессионалы также могут быть заявлены за команды, выступающие в ECAHA. Недолго думая, «Уондерерс» заключили профессиональные контракты с Эрни Джонсоном, Джеком Маршаллом, Ходом Стюартом, Падом Глэссом и вратарем Рили Хёрном. Эти пятеро стали, по сути, первыми профессиональными хоккеистами, получившими возможность побороться за Кубок Стэнли. И свой шанс не только побороться, но и заполучить его они не упустили. В декабре 1906 «Монреаль» встретился с «Нью-Глазго» в матчах Вызова и вновь, второй раз подряд, одержал победу, сохранив Кубок у себя.

Но, спустя всего три игры сезона-1906/07, «Уондерерс» приняли участие в еще одном Вызове – на этот раз против клуба «Кенора Тистлс». И проиграли двухматчевую серию с общим счетом 8:12, утратив право обладания Кубком Стэнли. Но так просто упорные монреальцы сдаваться не умели: разорвав всех в сезоне и добившись десяти побед в десяти встречах, они получили вторую возможность сразиться с «Кенорой» и на этот раз сделали все идеально, вернув Кубок себе. Джонсон в этом сезоне выдал блестящий результат, добавив к пятнадцати шайбам в регулярке еще две шайбы в решающем втором матче Вызова против Кеноры. К слову, в той игре, кроме пары голов, Джонсон заработал еще и серьезную травму, получив клюшкой по голове. Но этого парня так было не остановить – ему прямо на месте наложили 13 швов, и он смог продолжить игру. По итогам сезона он был выбран во вторую Сборную всех звезд.

За следующие два сезона «Монреаль» еще четыре раза защитил Кубок Стэнли, обыграв «Оттаву Викториас», «Виннипег Мейпл Лифс», «Торонто Профешнлс» и «Эдмонтон Эскимос». В этих матчах Эрни Джонсон был на первых ролях, дважды сумев забросить по четыре шайбы в одной встрече («Оттаве» и «Виннипегу»), а также став автором победной шайбы в ворота «Торонто». Но по итогам сезона-1908/09 «Монреаль» не смог обойти «Оттаву» и вновь потерял Кубок Стэнли.

В сезоне 1909/10 «Уондерерс» присоединились к только что созданной Национальной хоккейной ассоциации (NHA). Джонсон забросил семь шайб и помог «Монреалю» выиграть чемпионат и снова вернуть Кубок Стэнли себе, одержав победу над «Оттавой». Получилось, что Кубок пришел в руки Джонсону уже в четвертый раз за последние пять лет! Следующий сезон стал

Эрни «Муз» Джонсон

Эрни «Муз» Джонсон

менее ярким для Эрни – в шестнадцати играх он сподобился лишь на шесть шайб, зато набрал 60 минут штрафа.

И вот мы плавно подошли ко второму этапу карьеры Эрни Джонсона. В 1911 году для него сильно все изменилось. В тот год Лестер и Фрэнк Патрик создали Хоккейную ассоциацию Тихоокеанского побережья (PCHA), рассчитывая на то, что более высокими контрактами смогут заманить топовых игроков к себе. И в какой-то степени они оказались правы. Одной из первых звезд едва созданной лиги стал как раз Муз Джонсон. Он перешел в команду «Нью-Вестминстер Роялс» и даже сменил позицию с левого крайнего форвард на кавер-поинта (защитника). Но при этом своих атакующих навыков он не растерял – в первом же сезоне он забросил девять шайб в четырнадцати встречах, был выбран в сборную Звезд лиги и привел свою команду к чемпионству. Так началась его звездная карьера на Западном побережье. Восемь раз он выбирался в Первую сборную звезд PCHA (1912, ’13, ’15, ’16, ’17, ’18, ’19, ’21), проведя за одиннадцать сезонов в этой лиге 191 матч и набрав 92 (55+37) очка и 255 минут штрафа.

В этот период особенно обращают на себя внимание два момента. Во-первых, Джонсон дважды вместе с командой менял место «прописки». Сначала, перед сезоном-1914/15 его клуб из Нью-Вестминстера переехал в Портленд и стал называться «Роузбадс». А затем, перед сезоном-1918/19, команда вновь сменила пристанище, став с того момента «Викторией Аристократс». Более того, в последний свой сезон в PCHA (1921/22) Джонсон успел «зацепить» и еще одно новое название своего клуба, который с того года стал носить имя «Виктория Кугарс».

Второй момент – это непростые контрактные отношения Джонсона со своими работодателями. Первый инцидент произошел после первого же сезона в PCHA. Несмотря на то что Эрни Джонсон был признан «вне закона» в NHA, «Уондерерс» все же предложили ему контракт. Более того, он даже подписал его и был готов вернуться в родную команду. Но все-таки совесть и тяга к «прекрасному» заставили Джонсона отказаться от этой затеи, ведь контракт со своими «Роялс» он подписал гораздо раньше соглашения с «Монреалем».

Ну а апогей контрактных разборок наступил в сезоне-1915/16. Сначала Джонсон долго не хотел подписывать новый контракт с «Портлендом», требуя для себя более выгодные условия. В итоге своего он добился и даже отклонил пару предложений из NHA. Дальше – больше. Выиграв PCHA в том сезоне, «Роузбадс» стали первой американской командой, получившей шанс побороться за Кубок Стэнли. Для Джонсона это была возможность вновь почувствовать этот ни с чем не сравнимый азарт спустя целых шесть лет. И так уж случилось, что противостоять «Портленду» предстояло именно «Монреаль Канадиенс» — бывшему клубу Эрни, сменившему к тому времени название, причем все игры серии до пяти побед должны были проходить в Монреале. Тут стоит сказать, что в 1911 году, когда Джонсон покинул

команду и отправился на Западное побережье, он нарушил условия договора с «Монреалем». Тогда владелец «Уондерерс» Сэм Лихтенштейн обратился в суд и выиграл дело против Джонсона, обязав того выплатить две тысячи долларов. Это решение суда ни к чему не обязывало Эрни, уехавшего в другую страну, ровно до тех пор, пока он вернулся и вновь не оказался в юрисдикции Квебека. Лихтенштенй пригрозил, что выбьет из Джонсона эти две тысячи баксов, если тот выйдет на лед против «Монреаля». И Джонсон действительно сомневался – играть ему или нет. Но в итоге жажда игры победила, Эрни сыграл в серии, забросил одну шайбу, но не смог помочь своей команде – «Роузбадс» уступили 2:3 в серии до пяти побед.

Завершал свою карьеру Муз Джонсон в низших лигах Западного побережья. К слову, о «Музе». Лучше самого Эрни вряд ли кто-то расскажет об этом прозвище. Вот что он говорил, уже после завершения своей продолжи тельной карьеры: «Насколько мне известно, я был первым парнем по прозвищу „Лось“ (Moose) в истории спорта. Это теперь их уже уйма развелась. А прозвали они меня так из-за огромной клюшки. Я помню, когда закончил играть, они даже похоронили её! Это была самая длинная клюшка, которую когда-либо использовали. Но в те годы не было правил, ограничивающих амуницию, так что заставить меня расстаться с ней на льду они просто не могли».

Так вот, возвращаясь к низшим лигам. В период с 1922 по 1931 год Джонсон поиграл за такие команды, как «Лос-Анджелес», «Миннеаполис», «Портленд», «Голливуд», «Сан-Франциско», но особой славы там уже не снискал, навсегда войдя в историю именно благодаря своим успехам в составе «Монреаля» и неимоверно длинной клюшке, с помощью которой он стал лучшим мастером поук-чекинга своего времени.

Включен в Зал хоккейной славы Эрни «Муз» Джонсон был в 1952-м, а спустя два года после этого вернулся в Канаду, местечко Уайт-Рок, Британская Колумбия. В 1961 году он перенес сердечный приступ, а еще через два года, 25 марта 1963 года, в возрасте 77 лет Эрни «Муз» Джонсон скончался.

Раритетные карточки с Эрни Джонсоном начала XX века

Раритетные карточки с Эрни Джонсоном начала XX века

Комментарии