Известный российский тренер Андрей Талалаев специально для «Чемпионата» продолжает подмечать главные тактические ходы матчей РПЛ. Важно отметить, что мы не проводим полные разборы матчей, а подмечаем интересные детали, которые могли не заметить обычные болельщики.
Переводом Зобнина на фланг Тедеско хотел выиграть матч у «Краснодара»
Перевод Зобнина на фланг выглядит логичным — Тедеско хотел выиграть матч. Да, он мог просто выпустить Рассказова вместо Ещенко и сохранить ничью. Коля лучше обороняется, чем Роман, здорово подключается к атакам по флангу, подаёт в штрафную, но главное, что у него нет разрезающих передач. А «Спартаку» в том матче не хватало именно нестандартных действий. Обычно они исходят от Бакаева, но Зелимхан из-за сотрясения был не похож на себя – мало обводил один в один, да и неожиданных передач в штрафную у него почти не было.
Так что не надо думать, что перевод Зобнина на фланг связан с тем, чтобы банально найти место на поле Тилю. Голландец сам по себе должен был добавить «Спартаку» нестандартности в передачах и помочь партнёрам за счёт большого объёма работы. А с Зобниным на фланге Тедеско получил ещё одного футболиста, умеющего обострить не только навесом в штрафную площадь. Фактически Тедеско попытался переложить функции Бакаева на Тиля и Зобнина. Так делает не только Тедеско, «Ливерпуль», например, смещает на фланг опорного пасующего — Хендерсона. Да и Бенитес тоже так делал, играя даже с четырьмя защитниками.
Надо отметить и игру «Краснодара» — они здорово подготовились к красно-белым и практически лишили «Спартак» фланговой игры. Добились этого достаточно просто – компактностью и мобильностью, и крайним защитникам помогали опорники, опускающиеся в их зону.
Опорный полузащитник «Краснодара» Черников выполняет функцию крайнего защитника
В защите ключевой фигурой становится игрок с хорошим первым пасом
Сейчас стало модно не просто играть в три центральных защитника-гренадёра, как это делает, например, «Динамо», но и наделять одного из центральных особыми функциями. Тренеры используют одного из них (чаще всего не самого рослого из тройки или неноминального защитника) для начала атаки. Билд-ап сразу нескольких команд в этом туре был основан на том, что один из центральных обладает хорошим пасом и может разгонять атаки.
У «Оренбурга» эту роль выполнял Аюпов (полузащитник), а у «Арсенала» — Бауэр.
А вот против Бауэра, активно участвующего в развитии и разворотах атак, выпустили быстрого Фомие. Немец в итоге наелся и получил две жёлтые карточки.
Похожую роль выполнял и защитник «Сочи» Миладинович. Здесь видно, как защитник отдаёт разрезающий пас на чужой половине поля.
Многие тренеры хотят иметь лишнего игрока в атаке – тот же Слуцкий, хотя и играет в четыре защитника, использует в качестве одного из них Зуева. Это может позволить командам иметь преимущество во владении на чужой половине поля. Но есть и обратная сторона медали – подключения в атаку идут в ущерб обороне. Посмотрите на гол «Крыльев» — Зуев просто не успел вернуться назад.
Зуев не успевает догнать Поповича, отсюда приходит гол
С «Оренбургом» ошибся не столько Левашов, сколько его вынудил это сделать грамотный прессинг соперника
Обратил бы внимание и на активный прессинг команд на чужой половине поля. Все уже успели обвинить в первом голе «Оренбурга» «Арсеналу» Левашова. Но посмотрите, как действуют в той ситуации игроки хозяев – голкиперу просто некуда отдать пас. Так что это не столько Левашов зазевался, сколько «Оренбург» отлично подготовился. Примерно так же забил за «Сочи» и Заика. В том моменте хозяева здорово отобрали мяч на фланге благодаря прессингу.
Грамотный прессинг «Оренбурга» перекрыл все адресаты передачи для Левашова
У нас часто путают групповой отбор с прессингом. Здесь мы говорим именно о командном прессинге. Отбор в центре поля, когда группа игроков просто поднимается вверх и зажимает игрока с мячом, — это другое. В прессинге же задействованы все футболисты, каждый знает свою функцию, это не просто игра в эпизоде. Но играть так очень энергозатратно, поэтому команды включают такой активный прессинг только в ключевые моменты игры.