Какой должна быть защита сборной без Васина и Джикии. Объясняют цифры
Сергей Титов
Комментарии
Мощная статистическая атака.

После чемпионата мира критика обязательно обрушится на Станислава Черчесова – без разницы, как для сборной России закончится турнир. Горячие головы, смотрящие футбол раз в два года под попкорн и пишущие петиции, даже не задумаются о факторе, смягчающем критику. За долгий срок подготовки к чемпионату мира Черчесов так и не собрал оптимальную полузащиту сборной России, сталкиваясь с чьими-либо травмами (Зобнин, Головин, Глушаков, Дзагоев, Миранчук, Кузяев… подбор игроков на самом деле очень хорош). Ситуация с защитой ещё печальнее. Уже на Кубке конфедераций Черчесов целиком выстроил оборону – но теперь, после порванных «крестов» Георгия Джикии и Виктора Васина, все наработки летят в мусорное ведро.

Черчесов уже сказал, что шансов на восстановление Джикии и Васина к чемпионату мира мало. Отложил в сторону вариант с возвращением Василия Березуцкого. Пообещал наиграть новую защитную связку в товарищеских матчах с Бразилией и Францией (да, приготовьтесь – будет больно). Менять тактическую схему Черчесов не намерен – ещё в декабре говорил, что модуль 3-Х-Х останется главным.

Черчесов – фанат анализа по цифрам. Настолько, что при нём в «Динамо» изучали даже InStat Index, статистику ради статистики. Так что виртуальный поиск защитника в сборную России тоже завяжу на цифрах. И тактических наблюдениях.

Какие качества защитников нужны Черчесову?

По пунктам вразброс.

1. Тактическая адаптированность. Игрок должен быть знаком со схемой 3-Х-Х и обладать набором качеств для неё – не ключевой, но важный для Черчесова тезис. Такого игрока легче встроить в схему сборной, сохраняя или косметически меняя его задание в схеме клуба. Черчесов обозначил своё видение уже на первом сборе, когда Россия играла с Турцией и Ганой – против турок сборная играла 3-5-2, а тройку защитников составили Кудряшов, Василий Березуцкий и Новосельцев. Роли Кудряшова и Новосельцева Черчесов банально перенёс с «Ростова» на сборную – тогда Фёдор провёл матчи с «Аяксом» на позиции левого центрального защитника.

Новосельцев выпал из схемы сборной, променяв «Ростов» на сидячую работу, зато с другими коллегами Кудряшова в тройке тезис работал. Васин попал в сборную, когда выдал мощный отрезок в 3-5-2 «Уфы» и быстро влился в 3-5-2 ЦСКА. Георгий Джикия был продуктивен в тройке защитников Гаджи Гаджиева.

Если Черчесов продолжит гнуть свою линию, искать игроков он будет в командах, где 3-Х-Х – основной модуль: «Рубин», «Ахмат» или даже «Уфа». Не исключено, что шанс получат Чернов и Беляев, действующие в другой схеме, но в нужной тренеру манере.

2. Первый пас.

3. Агрессивность – для крайнего центрального защитника. Вы должны были заметить в ноябрьских товарищеских матчах, как агрессивно игроки этой позиции (особенно Фёдор Кудряшов) вылетали в отбор. Кудряшов прессинговал Месси и Агуэро – получалось сильно. Правый центральный защитник в идеале должен действовать в похожей манере. Джикия старался, но не всегда правильно играл тактически и открывал свободные зоны.

4. Сильная игра в единоборствах.

Что по цифрам?

Важный момент. Продвинутой статистики по Роману Нойштедтеру нет, так что оцениваем только защитников из Премьер-Лиги.

Помощь в начале атаки. Выделил два «позитивных» статистических показателя, объясняющих качество продвижения мяча вперёд – Packing/90min (количество соперников, отрезанных передачами или дриблингом) и процент точности длинных передач. Второй показатель брал на основе стиля билд-апа сборной России – атаки часто начинаются с длинных забросов, а отсутствие качественного разводящего опорника делает лонг-боллы ещё важнее для системы.

Порция выводов.

1. Сложно поверить, но Сергей Игнашевич остаётся лучшим русским защитником и по Packing (84,6 – второй результат в Премьер-Лиге после Шарля Каборе), и по точности длинных передач (66% – круче только Табидзе, Шуньич, Маммана и Балажиц). Песок сыпется, да. Мощные цифры Игнашевича отчасти объясняются ролью Марио Фернандеса, диагонали на которого часто выпиливает защитник ЦСКА. Но как это дискредитирует Игнашевича? Лучше Сергея лонг-боллы не вырезает никто из русских защитников.

Да, ему 38. Но другого такого у нас нет.

2. Лучший русский защитник на атакующих цифрах после Игнашевича – Андрей Семёнов из «Ахмата». Точность длинных передач – на уровне Васина, с точностью до 0,01%. Лучше только ещё двое «армейцев», а также Александр Пуцко и Сергей Брызгалов (посмотрите в таблицу Премьер-Лиги… да-да, пониже… и на графу «Пропущенные мячи» – сразу поймёте, почему они не оцениваются как кандидаты в сборную). Packing/90min – 11-й в лиге и 2-й среди русских защитников. Из нетоповых команд РФПЛ лучше двигают мяч вперёд только два игрока — Петрюс Бумаль и Григорий Морозов.

Стиль «Ахмата» тоже помогает Семёнову набивать сильную продвинутую статистику – активно используются и передачи защитника вверх по флангу, под забегание Уциева или Роши, и диагонали на дальний фланг для Плиева или Мохаммади. И опять же, это не должно негативно влиять на оценку игрока. Края с Раушем и Фернандесом потенциально очень атакующие и нацеленные на приём диагоналей: Марио знаком по такому стилю в ЦСКА, Рауша усиленно нагружают в «Динамо». Плюс Черчесов знает его возможности.

3. У защитников «Рубина» очень средние цифры по лонг-боллам – все меньше 50%. Связываю это с излишней склонностью к длинным передачам: большую часть сезона они были единственным алгоритмом казанцев для перехода в атаку. При этом все качественно двигают мяч вперёд – так, «Рубин» прибавил поздней осенью с переводом в опорную зону Руслана Камболова.

Выделить отдельно нужно Владимира Граната. Пока не склеивалась тройка защитников с Рагнаром Сигурдссоном, Бердыев ставил Граната правым центральным. Так он получал роль, схожую с ролью Джикии у Черчесова. В тех матчах Гранат хуже продвигал мяч вперёд – 30,7 Packing/90min – но это объясняется слабым владением «Рубина» мячом (21.01 чистого владения мячом против 27.19 в среднем по сезону). Сами решения Граната были очень качественными.

4. Средние числа Беляева и Чернова – не знак их слабой игры в билд-апе. У «Арсенала» и «Урала» есть глубинные плеймейкеры, через которых команды в основном начинают атаки – Александру Бурчану и Петрюс Бумаль. Защитников чаще используют, если Бурчану или Бумалю перекрыт кислород. Хотя Чернов при правильности своих решений действительно редко рискует.

Единоборства в штрафной. У наших защитников поголовно мощные числа по выигранной борьбе за пределами своей штрафной – так, Илья Кутепов в матчах Премьер-Лиги, если верить InStat, выиграл вдалеке от своих ворот 100% единоборств. Вы и не знали, что в нашем чемпионате есть терминатор. Решил, что правильнее будет оценивать, как игроки борются за мяч внутри штрафной – тем более если сборная России планирует отыграть на турнире больше трёх матчей, навыки очень пригодятся для уплотнения защиты.

Если сложить впечатления, Андрей Семёнов – игрок исключительно под атаку и контроль мяча, но в штрафной он борется плохо. Хуже всех потенциальных кандидатов в сборную. Поражают данные Граната, Джикии и Камболова – у них 100% выигранных верховых единоборств в этом сезоне. А процент выигранной борьбы в целом – за 90% у каждого.

Васин на числах слабее Кутепова (действительно терминатор). Но сильнее всех теневых кандидатов в сборную России. Егор Сорокин (из «Рубина») немного уступает Васину в качестве борьбы в целом – выигрывает на 3,3% меньше единоборств (69,2% против 72,5%). Никита Чернов уступает сильнее – он побеждает в 64,7% единоборствах в штрафной. А Максим Беляев на 8% реже Васина выигрывает у своих ворот воздух.

Агрессивность. Сейчас будет головоломка – пожалуйста, приготовьтесь. Я предупреждал.

У Марка Томпсона, анализирующего игру защитников в своём блоге, проскакивала мысль, как оценивать их активность и агрессию. Он делит поле на четыре горизонтальные зоны и считает количество защитных действий в первых двух зонах, на своей половине поля. «Активность» по Томпсону – сочетание всех защитных действий: отборы, перехваты, подборы, фолы, блоки, единоборства.

«Агрессия» – соотношение действий, в которые защитник сам сознательно летит на мяч, и действий, где мяч летит к защитнику. Чем больше первых действий, тем игрок агрессивнее. Формула строится так: единоборства + отборы + перехваты/подборы + блокированные удары. Хотя насчёт подборов ещё можно спорить.

ИгрокАктивность,
2-я четверть
Активность,
1-я четверть
Агрессия,
2-я четверть
Агрессия,
1-я четверть
Илья Кутепов10,47,116,323,7
Виктор Васин11,79,74,15,88
Георгий Джикия9,249,884,414,09
Андрей Семёнов9,538,213,763,59
Егор Сорокин7,556,822,953,13
Максим Беляев9,6111,063,682,83
Никита Чернов12,613,61,932,4
Владимир Гранат8,245,762,181,51

Эти данные отчасти завязаны на стилистических особенностях команд и побочных факторах. Так, Илья Кутепов набил мощнейший показатель агрессии а) в матчах, где «Спартак» много владел мячом; б) побочный фактор – в матчах с более слабыми соперниками. Мы уже поняли силу Кутепова, но всё же стоит немного уравнять статистику, ставя всех в более-менее равные условия. Выход такой – проецирование ситуации на стандартный матч сборной России в 2017 году со стандартным временем чистого владения (22.55). Да, очевидно, что с Саудовской Аравией и Египтом мы будем контролировать мяч чаще. А ещё очевидно, что любой другой соперник начиная с Уругвая вернёт Черчесова к оборонительной тактике.

Оценил те же данные в матчах, где команды защитников владели мячом 22.55 +/- 3 минуты. Результат – вот:

ИгрокАктивность,
2-я четверть
Активность,
1-я четверть
Агрессия,
2-я четверть
Агрессия,
1-я четверть
Илья Кутепов6,25107,7512,3
Виктор Васин7,810,745,2
Георгий Джикия7,38143,542,86
Андрей Семёнов10,59,674,252,05
Егор Сорокин3,675,334,53
Максим Беляев7,4363,731,47
Никита Черновнет данныхнет данныхнет данныхнет данных
Владимир Гранат10,68,22,534,86

Никиту Чернова мы даже не можем оценить из-за маниакальной любви «Урала» к контролю мяча. Зато можем оценить Кутепова. У Васина очень высокая активность на своей четверти поля, он агрессивно включается в подстраховку, если того требует ситуация, и активно вступает в отбор сам, если знает, что сзади есть страховка. Кутепов в этом плане – гипертрофированная версия Васина. Его цифры выдают очень агрессивного в отборе защитника. Вы и сами видите это в матчах «Спартака», когда Кутепов высоко выбрасывается за мячом. Если выбирать между вылетом на отбор и страховкой партнёра, Илья обязательно выберет первое.

Сильно меняется в таких условиях роль Владимира Граната. Все защитники в выборке менее агрессивно вступают в отбор, когда команда мало контролирует мяч… кроме Граната. Он, напротив, становится более нацелен на агрессивное действие (отбор или перехват). Это цифры, объясняющие тактическую систему Курбана Бердыева, которую частично перенял Черчесов – крайний центральный защитник может высоко выдёргиваться из-за линии, чтобы отобрать мяч.

Такую же роль в сборной России исполнял Кудряшов против Аргентины, когда закрывал Агуэро (скриншот был в начале текста). Периодически в похожем стиле играл и Джикия. Если обращать внимание на цифры при поиске крайнего центрального защитника в основу сборной, пожалуй, эти данные я бы сделал первоочерёдными.
P.S. Камболова в этой выборке не учитывал, потому что большую часть сезона Руслан отыграл в опорной зоне – числа не будут показательными.

Три тактические заметки на полях

Это не цифры, но тоже важно.

1. Чернов лучше всех защитников РФПЛ в 4-Х-Х адаптирован к тройке. Школа Тарханова. Правый защитник «Урала» Денис Кулаков часто попадает в топы самых недооценённых в Премьер-Лиге – это делает его жутко переоценённым. Кулаков даёт мощный объём навесов в штрафную, классно подключается в атаку, видит поле и отдаёт умные передачи, но все его положительные качества испаряются при переходе из атаки в оборону. Без мяча Кулаков плох, постоянно теряет фланг и нуждается в подстраховке. Чернов как раз обеспечивает такую подстраховку.

Проблемы «Урала» без мяча и серьёзный допуск явных голевых моментов и xG – как раз следствие таких ситуаций. Кулаков активно выбрасывается вперёд и теряет позицию, Чернов вынужден страховать, а резкий пас в коридор между центральными защитниками становится вдвойне опасным – Чернова плохо страхуют напарники. О том, как активно Никита смещается направо, говорят цифры: на своей трети в зоне справа от штрафной Чернов сделал больше отборов, чем в любой другой зоне – 10. Плюс процент выигранных единоборств там очень высок – 90,5% (лучше борются справа только Васин и Кутепов).

Опыт игры рядом с Кулаковым – возможность побыть страхующим и высоко вылетающим защитником. Это делает Чернова потенциально готовым к любой роли в 3-Х-Х – и правого центрального (при грамотной страховке), и резервного центрального защитника.

2. Беляев, как и Гранат, идеально подходит под стиль крайнего центрального защитника в тактике сборной России. Более того, Беляев тоже адаптирован под схему сборной – благодаря тактическим идеям Миодрага Божовича в «Арсенале». Против команд, контролирующих мяч, туляки перестраиваются с четвёрки защитников на пятёрку (садится один из вингеров – Комбаров или Ткачёв), а Беляев высоко выдёргивается из линии в давление. В высоком прессинге он работает так же агрессивно.

3. Что будет с Ильёй Кутеповым, если «Спартак» будет играть в четыре защитника? Таски – лучший деф красно-белых, его проблемы могут заключаться только в потере мотивации. Максимович – новичок, которого сложно посадить на банку. Даже при 3-Х-Х Кутепов – не первый вариант: Таски сильнее как страхующий, а левого центрального готов сыграет левоногий Боккетти.

Погодите, мы никого не забыли?

Тактическая адаптированность, игра в модуле 3-Х-Х.

Качественная работа в единоборствах.

Опыт игры страхующим защитником.

Точно не припоминаете? Есть сразу два артхаусных варианта на случай, если страхующим защитником нужен полноценный домосед – менее заточенный на креатив, чем Васин. Это Алексей Никитин из «Уфы».

Никитин – синоним надёжности. Практически не начинает атаки «Уфы», передоверяет это крайним центральным защитникам, Аликину и Тумасяну. Packing/90min и точность длинных передач – худшие среди игроков обороны «Уфы». Системе Сергея Семака он нужен другим – «Уфа» часто заваливает соперника к флангам, вынуждает подавать, а Никитин выигрывает верх или караулит подбор, играя затем на отбой. Он максимально упрощает игру, но при этом ведёт единоборства в своей штрафной на уровне Виктора Васина (70% выигранных вообще, 71,4% верховых). А «Уфа» с Никитиным в составе допускает на 0,55 xG меньше, чем без него – ни у одного защитника Премьер-Лиги нет схожего влияния.

Да, Никитин – вариант скорее на чёрный день. Но Черчесову не придётся ломать голову, думая, как встроить его в систему сборной.

Вывод

Главный вариант для сборной России, если судить по цифрам, – Кудряшов-Кутепов-Гранат. При этом такая тройка всё равно становится головной болью для Черчесова: встроить их в тройку, гарантированно примеряя на них клубные функции, не получится. А строить защиту сборной именно так, по блокам, проще всего в условиях дефицита времени. Гранат на сборах был левым центральным защитником «Рубина» и направо сдвинется только из-за форс-мажора, если синхронно вылетят Камболов и Сорокин. Кутепов может спокойно лететь мимо основы «Спартака», даже если Каррера полноценно перейдёт на модуль 3-Х-Х. Защита Боккетти-Таски-Максимович сильно выглядит на бумаге, Кутепов слабее Таски, и помочь Илье попасть в основу при такой тактике может только одна красивая бордовая корочка.

Остальные варианты хороши по-своему. Семёнов – гарантированная помощь атаке с гарантированными «привозами» при серьёзном давлении (однозначно вариант не под плей-офф, если сборная России туда собирается). Чернов – интересный, грамотно страхующий, но вообще не получающий опыт игры в схеме 3-Х-Х, что может негативно сказаться на нём. Хотя как резервный правый центральный Чернов – интересный вариант. Камболов проверен Черчесовым, но даже в «Рубине» будет играть через раз. Беляев – скорее резервный кандидат вместо Кудряшова, а не первый на позицию страхующего.

О`кей, есть ещё три варианта, которые надо держать в голове. Это Роман Нойштедтер, отмечаемый Черчесовым, Вальдемар Антон из «Ганновера» (вдруг и его захотят натурализовать?) и Василий Березуцкий. Возможно, замена Васину блуждает среди этих вариантов.

До товарищеских матчей с Бразилией и Францией – три недели: за это время Черчесову предстоит изучить все варианты и выбрать правильный с первой попытки.

Это очень сложно, хотя и читается на цифрах.

В материале использованы данные паблика «Пыльный чердак» и InStat.

Комментарии