«Ты меня совсем не знаешь». Чему ещё должен научиться «Краснодар»
Антон Михашенок
Комментарии
Одна команда была полностью готова к игре соперника, а у другой был стиль. Угадайте, какая команда победила?

Два года назад в разговоре со мной Сергей Галицкий сказал, что не понимает, когда тренеры так много готовятся к сопернику, а не сосредоточены на своей игре. Стратегически в «Краснодаре» с тех пор вряд ли что-то изменилось — сменился тренер, но главным человеком в этой команде при любом тренере всё равно будет её владелец. После поражения от «Шальке» Игорь Шалимов фактически признал,

что в «Краснодаре» всё по-старому: «У нас схема игры всегда одинаковая. Мы стараемся как можно чётче донести до игроков, что они должны делать на поле. Обычно играем так: в обороне от соперника, в атаке от себя. Не первую игру мы начинаем таким образом».

Вера в игру от себя, конечно, вызывает уважение, но всё дело в том, что раз «Краснодар» меньше готовится к определённому сопернику, то определённому сопернику гораздо легче подготовиться к «Краснодару». Хочет этого Сергей Галицкий или нет, но готовность к игре соперника всегда даёт тебе преимущество, и «Шальке», испытывающий пока проблемы с самоидентификацией при новом тренере и новом менеджере в чемпионате страны, вчера лучшим образом это продемонстрировал. Немцы последовательно разрушили всё, на чём держится стиль «Краснодара».

«Шальке» возможности равномерно распределить пасы сопернику не дал: из 618 передач 228 пришлись на центрального защитника Мартыновича и опорников Каборе и Эбуэ/Газинского (по 76,3 в среднем на каждую позицию, в то время как выдвинутый в нижней тройке чуть ближе к чужим воротам Ахмедов отдал всего 31 пас и был большую часть времени отрезан от игры.

Действия против верхней тройки

Впервые в сезоне «Шальке» сыграл в три центральных защитника. Маркус Вайнцирль ранее не особенно доверял такому варианту игры даже в более слабых «Аугсбурге» и «Ян Регенсбурге» (наоборот, не имея из-за травм ни одного чистого нападающего, в Регенсбурге нынешний тренер «Шальке» играл временами в четыре форварда — и добился выхода во вторую Бундеслигу), но здесь сделал это строго под соперника. Что самое опасное в игре «быков»? Взаимодействия верхней тройки футболистов в схеме 4-3-3. Против каждого из тройки Жоаозиньо — Ари — Подберёзкин/Ахмедов/Лаборде Вайнцирль выпустил по одному центральному защитнику: Хеведес отвечал за Жо, Налдо ни на на шаг не отходил от Ари, а Настасичу чаще доставался Подберёзкин (после замены — Лаборде). Идея заключалась в следующем: если кто-то из верхней тройки готов принять мяч в центральной или полуфланговой зоне и имеет перед собой пространство, то за ним стоит следовать, даже покидая свою позицию, если не имеет пространства — оставить обязанность встречать одному из двух центральных полузащитников. Если же Жоаозиньо, Ари или Подберёзкин оказываются во фланговой зоне, то обязанности встречающего возлагались на крайнего защитника, а центральный выступал в роли страхующего. На скриншоте Подберёзкин открылся в полуфланговую зону и в момент паса имел возможность сместиться в центр, но за ним моментально полетел, оставляя свою позицию, Настасич, а возможность паса в касание на Каборе перекрыл центральный полузащитник Аого.

За всю игру в итоге у «Краснодара» был всего один момент, когда не сработала ни игра один в один, ни подстраховка — на 90-й минуте Баба неуклюже обрабатывал мяч, подарил его Лаборде, и тот оказался в шикарной для удара позиции в штрафной, но пробил удобно для вратаря. В целом «Шальке» осушил верхнюю тройку соперника — вместо обычных 5,6 ключевых передач в среднем за 90 минут на пару Ари и Жоаозиньо пришлась всего одна. Особое внимание Вайнцирль уделил игре против Жо: тренер «Шальке» знал, насколько важен этот игрок в созидании и отдельно упаковывал российскую команду в ловушки. На первом скриншоте у Подберёзкина нет прямой возможности отдать на Жоаозиньо из-за угрозы обреза, поэтому он решает довести мяч до нашего бразильца через подключение Петрова, но немцы готовы к этому. Как только мяч отправляется к Петрову, Жоаозиньо попадает в изоляцию. Как итог — за 90 минут из зоны левее центра пришла всего одна обостряющая передача, да и та после розыгрыша свободного.

Лишение свободы в выборе передач

«Краснодар» любит и умеет владеть мячом, но делает это максимально полезно, когда атакует с большим количеством быстрых и коротких передач и равномерным их распределением по игрокам на поле. «Шальке» возможности равномерно распределить пасы сопернику не дал: из 618 передач 228 пришлись на центрального защитника Мартыновича и опорников Каборе и Эбуэ/Газинского (по 76,3 в среднем на каждую позицию, в то время как выдвинутый в нижней тройке чуть ближе к чужим воротам Ахмедов отдал всего 31 пас и был большую часть времени отрезан от игры. Это лишило «Краснодар» свободы в передачах и замедляло развитие атак, когда игроки «Шальке» успевали прихватить треугольник Мартынович — Каборе — Эбуэ/Газинский.

Здесь есть и прагматичный момент строгой опеки и отсечения одного из тройки полузащитников при 4-3-3 у соперника. Математик Кен Брэй в книге «Как забивать» рассчитал максимальное количество комбинаций коротких и средних пасов, и вышло, что при 4-3-3 эта цифра меньше, чем у 4-2-3-1 и тем более 4-4-2 и 3-4-3 (чем отчасти объясняется возвращение моды на эти забытые формации). Более того, по вычислениям Брэя, один полузащитник при 4-3-3 делает в среднем 14% передач, что выше, чем при 4-4-2 и 3-4-3 — то есть, если отсечь от игры одного из трех полузащитников при 4-3-3, это будет иметь потенциально больший эффект, чем если попытаться сделать то же самое, когда у соперника схема с четырьмя полузащитниками. Предположить, что всё это совпадение и додумывание постфактум, можно в любом случае, кроме вайнцирлевского — тренер «Шальке» изучал математику, сходит с ума по цифрам в футболе и подготовке к отдельным соперникам, и он перед каждой игрой рассылает каждому игроку нарезки с действиями не просто команды-соперника, но и их личных оппонентов на поле.

Фетишист, видео-гик и сбитые летчики. Кто построил «Аугсбург»

Для Вайнцирля «Краснодар» был относительно простым противником, потому что стиль российской команды всегда неизменен. «Шальке» раз за разом запирал «быков» в ситуации, когда у игрока с мячом был всего один более-менее сносный вариант для передачи, и когда она следовала, то немецкий оппонент моментально выдвигался на перехват. 43:20 по перехватам по итогам 90 минут — для матча более-менее равных по силе соперников это уничтожение.

Выход из-под прессинга

Весьма вероятно, Деннису Аого придётся благодарить «Краснодар» за возвращение к жизни — место в составе «Шальке» он терял, на его позиции левого защитника и опорного полузащитника летом купили несколько игроков, но вчера он показал, что еще пригодится Вайнцирлю. Аого восхитительно справился с крайне узкой ролью — через него немцы выходили из-под прессинга. Тренер «Шальке» готовился к тому, что соперник любит при потере агрессивно накрывать защитников, поэтому вместо Гайса, у которого прекрасные длинные передачи, но проблемы под давлением, он выпустил подвижного и готового построить любой треугольник Аого. Аого возникал везде, где «Краснодар» пытался отпрессовать «Шальке» — слева, справа, по центру — и моментально играл в пас, развивая атаку своей команды быстрее, в зону между прессингом соперника и его обороной. Больше передач, чем Аого (70), из 28 выходивших на поле футболистов отдали только Мартынович и Каборе (вы уже знаете почему), при этом точность его передач была близка к эталонной — 91%.

Умение Аого создать возможность для выхода из обороны и его определённая под соперника привязанность к позиции позволяли немцам не только начинать атаки, но и делать их максимально опасными. Вот как выглядит игра узкого ролевика, вышедшего играть строго против краснодарского стиля.

Аого строит очередной треугольник и помогает команде выйти в атаку.

Он же уводит Эбуэ со своей позиции рывком во фланг, и перед Майером и Коноплянкой возникает гигантская свободная зона.

Следует пас по флангу на Аого, тот принимает мяч, и благодаря покинувшему зону доступа Эбуэ вектор развития атаки становится очевидным.

Майер играет вперёд на ди Санто, Эбуэ не хватает навыков игры защитником, он останавливается, пытаясь сделать офсайд, и ди Санто снова задействует Аого. Далее последует прострел на по-прежнему одинокого Майера, и скриншот здесь не нужен — вы и сами помните, что всё закончилось великим сейвом Крицюка.

Вывод

Изучать «Краснодар» интересно, потому что минусы команды так же очевидны, как и плюсы — они исходят из того самого выбранного стиля (и это круто, что в чемпионате России есть хотя бы две-три нестандартно мыслящих команды). Но одно необходимо понять, и «Шальке» (а весной «Спарта», а осенью — Массимо Каррера) дал отличный мастер-класс: без детального изучения соперника добиться успехов нельзя ни в конкретном матче, ни в долгосрочной перспективе.

Одно необходимо понять, и «Шальке» (а весной «Спарта», а осенью — Массимо Каррера) дал отличный мастер-класс: без детального изучения соперника добиться успехов нельзя ни в конкретном матче, ни в долгосрочной перспективе.

Любое нестандартное мышление останется на уровне моря без подготовки, и для этого есть конкретный пример из вчерашней игры. Сергей Галицкий считает неправильным, когда на стандарты у своих ворот в штрафную приходят восемь полевых игроков, он считает, что впереди для давления на соперника надо оставлять троих. Опустим тот факт, что лишний футболист может быть в зоне подбора, откуда в итоге забил Коноплянка — это может случиться с любым, но есть и другой эпизод. Станислав Крицюк забирает мяч в руки после углового и старается моментально ввести его в игру туда, где у «Краснодара» три, а не два игрока. Но делает он это в направлении левого фланга обороны «Шальке», где у немцев играет один из самых быстрых защитников мира Баба. Если бы «Краснодар» тщательно разбирал соперника, то знал бы, что реализовывать идею давления трёх через Бабу ни в коем случае нельзя — он вылетит на перехват прежде, чем соперник успеет открыть рот. К счастью для «быков», ганец сыграл неуклюже, и перехват не превратился в опасный обрез, но факт остается фактом: любую собственную нетрадиционную мысль необходимо проецировать на конкретного соперника. Иначе стиль становится фетишем.

Комментарии