Карлес только в шесть утра прилетел из Барселоны в Москву, и назначенное на полдень интервью оказалось под угрозой срыва. Дорогому испанскому гостю следовало хотя бы пару часов покемарить, чтобы более-менее бодрым предстать перед президентами России и ФИФА на церемонии старта кампании по набору волонтёров ЧМ-2018, а затем выдержать настойчивую атаку пишущей да снимающей братии. Но чемпион мира и Европы и бывший капитан «Барсы» оказался человеком слова. Невзирая на естественную усталость, вечером Пуйоль всё же выкроил на беседу четверть часа из своего напряжённого графика.
— Ваш российский коллега Игнашевич всего на год младше, а до сих пор играет, готовится к Евро. Не поторопились с уходом из футбола?
— Я хотел играть до 40 лет, а то и дольше. Футбол – моя страсть, моя жизнь. Старался максимально продлить карьеру. К сожалению, проблемы с коленом не позволили продолжать выступления на прежнем уровне. Пришлось закончить, хотя, видит бог, мне очень этого не хотелось.
— Какой матч вспоминается чаще других?
— Мне повезло провести так много важных, решающих матчей, что выделить какой-то один непросто. Пожалуй, наиболее памятна дебютная игра – ведь это был первый шаг во взрослой карьере. В тот день в Вальядолиде сбылась детская мечта – сыграть за «Барселону», за клуб моего сердца. Прекрасно помню тот замечательный вечер. Луи ван Гал выпустил меня на замену, мы выиграли со счётом 2:0.
— Матчи с Россией на Евро-2008 отложились в памяти и какого вы мнения о современной команде Слуцкого?
— Современную команду знаю намного хуже, поскольку последние два года находился в своеобразном переходном периоде – из игрового в новое качество. В 2008-м у России была очень хорошая команда, с классными нападающими. Несмотря на итоговый счёт, встречи получились упорными. К счастью, обе завершились в нашу пользу.
— В тренерском штабе российской сборной работают сразу два испанских специалиста…
— Неужели? Это кто же?
— Тренеры по физподготовке – один из ЦСКА, второй из «Реала». Это повышает шансы сборной России на успех во Франции?
— Не знаю. Уверен, эти тренеры работают прекрасно. Но успех на таких турнирах зависит от многих факторов. Физическая подготовка – только один из них. Не менее важны наличие сильных исполнителей и атмосфера в коллективе, настрой. Все игроки должны быть объединены вокруг высокой цели. Посмотрим, как с этим обстоит дело у сборной России.
— Вас считают образцом благородства в футболе. А кто для вас был примером в профессии?
— С огромным уважением отношусь ко всем спортсменам. Я всегда равнялся на игроков «Барселоны». За пределами родного клуба примером для меня был Паоло Мальдини. И вообще, он был лучшим защитником в мире. Мне хотелось задержаться на поле так же долго, как он. Увы, осуществить это желание не удалось. Благодарен судьбе за честь быть лично знакомым с этим великим мастером.
— Кто из тренеров оказал на вас наиболее серьёзное влияние и какими вам видятся перспективы Гвардиолы в «Манчестер Сити»?
— Все тренеры, с которыми работал, были очень важны для меня. У каждого старался чему-то научиться, что в 17 лет, что в 33 года. Пепа я знал прежде всего как товарища, мы играли вместе. Потом он стал фантастическим тренером, и я желаю ему всего наилучшего в «Манчестер Сити». Надеюсь, у него всё получится в Англии.
Владимир Путин и Карлес Пуйоль
Фото: Денис Тырин, «Чемпионат»
— У иностранцев ассоциации с Россией – мороз, медведи, балалайки. А у вас?
— Когда я приезжал сюда играть, была зима и было очень-очень холодно. Сейчас, как видим, погода замечательная. Я пока мало что видел в Москве. Но увиденное очень понравилось. В частности, архитектура: в центре — масса красивых сооружений. Ну и масштаб российской столицы успел оценить. У меня есть стойкое желание ещё не раз приехать сюда, чтобы в спокойной обстановке хорошенько всё рассмотреть и узнать город лучше.
— Во время следующего чемпионата мира?
— Надеюсь. Но почему бы не сделать это раньше — например, на Кубке конфедераций в 2017 году.
— Сборная Испании без Пуйоля и Хави в состоянии снова выиграть чемпионаты Европы и мира?
— Думаю, у нас есть шансы выиграть Евро-2016. Сейчас на первый план постепенно выходит новое поколение футболистов, но в команде ещё осталось несколько ветеранов, с которыми играли мы с Хави. Что касается чемпионата мира, то для начала туда надо пробиться. Верю, что Испании это удастся. Нужно поэтапно ставить цели и достигать их.
— В каком качестве ждать вас на ЧМ-2018 – тренером, комментатором, болельщиком?
— Тренером – точно нет. До Кубка мира осталось всего два года, а чтобы стать тренером, необходимо по меньшей мере три года. В любом случае, я всегда буду болельщиком и любителем этой волшебной игры. Футбол – моя любовь. Не исключаю, что к лету 2018-го у меня появятся ещё какие-то новые роли.
— Что вы думаете о волонтёрском движении в контексте ближайшего мирового первенства?
— Роль волонтёров – ключевая. Чемпионат мира по футболу – мероприятие не только для игроков. Это праздник для всех людей. Волонтёры открывают страну для приезжих. По их улыбкам и настроению люди будут судить о России. Мне посчастливилось выступать на трёх чемпионатах мира. Мы жили бок о бок с волонтёрами, и к концу турнира они становились членами нашей семьи. Их роль, повторюсь, чрезвычайно высока.
— Ваша тройка фаворитов на Евро-2016?
— Франция, Германия, Испания. В каком порядке их расставите, неважно.