Программа-максимум. Почему Леониду Слуцкому стоит рискнуть
Антон Михашенок
Артём Дзюба
Комментарии
Дзюба, Смолов и Кержаков – ренессанс российского нападения, который мы наблюдаем сейчас, должен стать главным козырем сборной на Евро.

Просто факт: весной Артём Дзюба, Фёдор Смолов и Александр Кержаков провели на троих 31 матч в разных турнирах и забили 17 мячей при четырёх голевых передачах. Таким образом, если бы их совместили на поле в одной команде, то математически они поучаствовали бы как минимум в одной результативной атаке в двух из трёх матчей.

Прямо сейчас нет никаких сомнений в том, что все трое должны ехать на чемпионат Европы. Дзюба сумел ещё добавить в игре вне штрафной, став единственным по-настоящему современным мощным нападающим России. Смолов прекрасно чувствует неограниченное пространство – то, чего ему не хватало на фланге в «Краснодаре». Оказавшись ближе к центру, Фёдор получил свободу для поиска зон, несогласованностей в связках «центральный защитник – центральный защитник» и «центральный защитник – крайний защитник» — в теории Смолову должно быть легко рядом с умеющим уводить за собой игроков и рвать офсайдную линию Дзюбой. Кержаков уцепился за почти призрачный шанс в «Цюрихе», набрал форму и начал не просто забивать, но и быть максимально полезным для команды. То, что несколько лет казалось разовым явлением, стало сменой стиля – Александр с возрастом перестал быть верным исключительно девизу ББББ. В матче с «Санкт-Галленом», например, он сделал больше проникающих передач в штрафную, чем половина других созидательно настроенных игроков «Цюриха». С физикой у Кержакова порядок уже сейчас: на 92-й минуте вчерашнего дерби с «Грассхоппером» он заметил разрыв между левым и левым центральным защитником «кузнечиков» и выдал тракторный спринт. Пас в открытую зону, который мог стать голевым, не прошёл, но это не вина Кержакова – он показал, что стремительность при нём и в 33.

У Смолова, Кержакова и Дзюбы есть нужное для троек нападения свойство – они умеют играть в глубину поля, не стоят в ожидании мяча у линии штрафной. Более того, у двух из них (Дзюбы касается в меньшей степени) есть умение сыграть в ширину, что создаст вариативность атаки. У Кержакова есть опыт и умение забивать важные мячи (никуда не делось и в «Цюрихе», где он забил и «Базелю», и в дерби), у Дзюбы – мощь, у Смолова – позиционное мышление, и все втроём они выглядят готовой к спайке на один турнир атакующей группой. Правда, на бумаге, в теории.

Проблема заключается в тренере сборной России, его сложившемся отношении к формированию основы. Леонид Слуцкий давно привык к тому, что вариантов с составом в принципе и с подбором игроков в атаке в частности у его команд почти никогда нет. «Они думают, что работа делает меня несчастным, но я счастлив, когда несчастлив», — говорил герой Стива Кэрелла в экономической драме Адама Маккея «Игра на понижение», и подобное выражение может считаться девизом Слуцкого. Главный тренер ЦСКА привык выжимать максимум из минимума, но сейчас у него есть сразу три стабильно забивающих и умеющих играть на команду нападающих, которых можно совместить.

***

Однажды мы разговаривали с владельцем «Краснодара» Сергеем Галицким, и он спросил, что важнее – развивать свои преимущества или пытаться устранить недостатки. Я незамедлительно ответил, что важнее искать новое в своих сильных сторонах. Возможно, мне бы и пришлось на некоторое время задуматься, но за пару месяцев до той встречи я прочитал книгу Маркуса Бакингема «First, Break All the Rules» и в целом был с автором согласен. Возможно, в жизни это не всегда применимо, но в футболе глобально действительно важнее ставить на то, в чём ты силён. Это вид спорта, где счёт на табло ввиду малорезультативности определяют слишком разные и часто побочные факторы, и когда ты ставишь против своих недостатков, то имеешь больше шансов повлиять на результат своими силами – думаю, это вкладывал в своё философское футбольное изречение «В каждом недостатке есть свои преимущества» Йохан Круифф. Тем более речь идёт о краткосрочном турнире – устранить недостатки не успеешь, а попытаться преобразовать в пользу своих сильных сторон можно. Так поступил перед чемпионатом мира в Германии Йоахим Лёв, имевший проблемы на краях обороны и в центре нападения, но преимущества в текучей мобильности и традиционной немецкой пробивной мощи. На месте центрального нападающего в итоге стали оказываться все, кому не лень, включая Сами Хедиру, а в оборону вышли четыре центральных защитника, самый низкий из которых дорос до 187 см.

Я вспомнил этот разговор с Галицким, когда после двух центральных матчей прошлого тура в эфире аналитической передачи на «Матч ТВ» речь зашла о том, что у сборной России перед чемпионатом Европы есть проблемы во всех линиях. Это почти правда. Ни один из пяти (пяти!) вратарей не играет стабильно и психологически устойчиво. Существуют некоторые проблемы между главным тренером сборной и, возможно, лучшим крайним защитником весны Юрием Жирковым. В центре обороны проседает Сергей Игнашевич, который – почти невозможно себе это представить ещё пару лет назад – выпадает из основы ЦСКА. В опорной зоне знак вопроса относительно Игоря Денисова. На позиции «десятки» проблемы у Романа Широкова, который не вписывается в стартовый состав клуба.

На позициях вингеров/инсайдов зачах в запасе «Зенита» Александр Кокорин и подвержен травмам Денис Черышев. Проблем действительно много.

И совершенно неожиданно, едва ли не впервые в новейшей истории российского футбола, у нас есть нападение, с которым мы можем попробовать сыграть против любого соперника с позиции силы. Смолов, Кержаков и Дзюба – наше, может быть, единственное преимущество, на которое действительно можно поставить. Конечно, это не означает, что на остальные проблемы надо закрыть глаза, но если раньше состав сборной России диктовала оборона, то теперь подобрать его можно от атаки. Условно говоря, если мы делаем ставку на потенциальное преимущество у чужих ворот, то в центр поля должен выходить не проводящий много времени между линиями обороны и полузащиты Денис Глушаков, а сохраняющий более атакующий менталитет и прекрасно взаимодействующий с тем же Смоловым Павел Мамаев.

Внимательным образом наблюдая за тем, как весной играют нападающие «Зенита», «Краснодара» и «Цюриха», не могу отделаться от ощущения, что сборная России способна удивить (причём наконец положительным образом) на Евро. Леониду Слуцкому впервые в карьере стоит по-настоящему стратегически рискнуть и попробовать сделать ставку на максимум, а не пытаться обойтись минимальным. В сборной России минимум, как уже было много раз доказано, отказывается работать.

Комментарии