Сегодня – Международный день кино. Мы решили сравнить некоторые клубы с типичными клише, которые присущи фильмам различных жанров. Нет ли совпадений?
Артхаус
Не рассчитанные на широкую аудиторию фильмы имеют своих поклонников – многим нравится фокусировать внимание на малозаметных деталях и философствованиях героев… Но всё же большинство зрителей ассоциируют артхаус с трёхчасовыми фильмами, самым интересным событием которых являются финальные титры.
При Луи ван Гале читать список вышедших на поле футболистов «Манчестер Юнайтед» куда интереснее, чем следить за их перемещениями по полю. И хотя идея главного тренера клуба ясна – передавать друг другу мяч до тех пор, пока соперники (не заснут) не ошибутся – от этого наблюдать за игрой «Юнайтед» не менее мучительно. К счастью, у этого режиссёра ограниченный хронометраж в 90 минут.
Байопик
Хотя принято, чтобы байопики повествовали о полном жизненном пути знаменитой персоны, которой посвящён фильм, в них обязательно должен быть финальный кульминационный момент. И если этот момент произошёл в неподходящий для режиссёра период жизни героя, то тем хуже для реальности.
После ухода на пенсию сэра Алекса Фергюсона в современном футболе остался лишь один клуб, который полностью отражает ценности своего тренера. Это «Арсенал». Венгер по-прежнему неохотно тратит деньги на трансферы (в сравнении с конкурентами вообще не тратит) и не любит отказываться от романтического атакующего футбола (иногда в ущерб результату). «Арсенал» был грозной силой в чемпионате в начале нулевых, но в последние годы клуб всё чаще фигурирует в шутках про четвёртое место и про лазарет.
Но сейчас команда Венгера опять на подъёме. В играх с топ-клубами «Арсенал» на высоте, середняков спокойно обыгрывает на классе, а число травмированных почти не влияет на качество игры. Учитывая трудности «Манчестер Юнайтед» и кризис «Челси», шансы на титул велики как никогда в последние годы. Нетрудно представить нынешний «Арсенал» байопиком Арсена Венгера, тем более что кульминация уже близка.
Гангстерское кино
Герои, которые презирают законы общества, но живут по личным законам чести, романтизация преступников и отсутствие той тонкой грани, которая обычно отделяет хорошее от плохого… Принадлежность к мафиозному клану как к семье. Где же мы это видели?
В Италии, разумеется. Причём выбор подходящих команд так велик, что трудно отдать предпочтение кому-то одному. Вот «Палермо» с президентом Маурицио Дзампарини: он называл представителей «Милана» «стервятниками», угрожал убить своего коллегу, президента «Сампдории» Массимо Ферреро и лишал своих футболистов игровой практики, чтобы заставить их подписать новый контракт. Есть «Наполи», в своё время одалживающий у мафии деньги на трансферы. Но вне конкуренции человек, которого зовут Массимо Челлино. 22 года бизнесмен был владельцем «Кальяри», и за это время он отметился лишь непрозрачной схемой расчётов при строительстве спортивного центра и тем, что уволил 36 тренеров.
А два года назад Челлино перебрался в Англию. Он купил «Лидс Юнайтед» и пообещал болельщикам Лигу чемпионов. Спустя несколько месяцев он был дисквалифицирован и отстранён от футбольной деятельности за неуплату налогов. Команда плохо выступала в Чемпионшипе, клуб увольнял тренеров каждые два-три месяца (формально оставшись без президента), а Челлино пообещал продать клуб, как только найдёт достойных покупателей. Но передумал. А по истечении дисквалификации вновь вернулся к управлению. Но это ещё не конец. 19 октября Челлино был снова отстранён от управления клубом (и снова из-за налогов) и заявил, что продаст «Лидс» трасту болельщиков. Но… опять передумал и 4 ноября клуб выпустил лаконичный пресс-релиз о том, что продажа не состоится. Если, конечно, Челлино, на которого открыты несколько дел в Италии, не передумает. Пожалуй, «Лидс» можно отнести не только к фильмам о мафии, но и к специфическому жанру трагифарса. А болельщикам стоит запастись терпением.
При Луи ван Гале читать список вышедших на поле футболистов «Манчестер Юнайтед» куда интереснее, чем следить за их перемещениями по полю.
Комедия положений
Наблюдать за тем, как, например, Эдди Мерфи и Дэн Эйкройд вживаются в несвойственные своим персонажам социальные роли, забавно и немного грустно одновременно. Сочетание смеха и жалости вообще сопровождает большинство фильмов этого жанра.
В футболе таких персонажей тоже хватает. В своё время Джанпьеро Гасперини в «Интере» и Раймон Доменек в сборной Франции живо напоминали персонажей Юрия Никулина или Пьера Ришара, попавших куда-то не туда (и не тогда). Сейчас такого явного мискастинга нет, хотя многие скажут, что Рафаэль Бенитес находится явно не на своём месте. Но для «Реала» есть и более подходящий жанр, поэтому для разнообразия посмотрим не на фаворитов, а на аутсайдеров.
У Тима Шервуда в «Астон Вилле» с самого начала сезона не заладилось. Уход Бентеке и Делфа стал потерей, которую тренер не сумел компенсировать даже с помощью добротных игроков, которые пришли в команду: Идриссы Гуэя, Джордана Айю и Руди Жестеда. Состав «Виллы» никак не соответствует 20-му месту в таблице и тем более всего одной победе, добытой ещё в первом туре. При этом сам Тим Шервуд остаётся тем же симпатичным человеком, который лично отвечал на письмо шестилетнего болельщика… В общем, хочется ему пожелать ему наконец найти свою команду, ведь все комедии положений заканчиваются хеппи-эндом.
Триллер
По законам жанра сюжет должен начинаться довольно буднично, даже рутинно. Но, постепенно нагнетая напряжение, режиссёр даёт понять, что зрители о многом пока просто не знают. Интриги уже плетутся, подводные камни расставлены, но все друг другу улыбаются и наблюдают: кто споткнётся, у кого сдадут нервы?
Слухи о конфликте игроков «Реала» с тренером появляются после каждой неудачной игры, а в последнее время не утихают и после громких побед. Бенитес говорит, что его команда больше всех в чемпионате бьёт по воротам (а теперь еще и больше всех забивает), но не покидает ощущение, что он говорит далеко не всё. Игроки не пригласили тренера на рождественский ужин – они не могли намекнуть прессе о разногласиях более явно. В любом случае до развязки сезона пока далеко, и расставленные камни в раздевалке «Реала», и сплетённые интриги ещё напомнят о своём существовании.
Фильм катастроф
Тонет круизный лайнер, по планете разносится ужасный вирус, теряет управление самолёт, земля медленно, но неотвратимо замерзает / раскаляется по мере удаления / приближения к солнцу… Правда, иногда находится герой, который спасает мир. Или хотя бы любимую девушку.
Скажем честно: в начале сезона подобные ассоциации вызывали многие гранды. Но со временем «Ювентус» набрал ход, «Реал» и «МЮ» уже забронировали за собой роли в других фильмах, и только «Челси» до последнего верен жанру. Ведомый харизматичным рулевым этот дорогой и современный корабль налетел на все айсберги, до которых сумел дотянуться. Рулевой уволен, и теперь Гусу Хиддинку предстоит показать, какой из него Брюс Уиллис.
Эпос
Президент «Палермо» угрожал убить своего коллегу, президента «Сампдории» и лишал своих футболистов игровой практики, чтобы заставить их подписать новый контракт.
В последнее время фильмы о героических событиях прошлого по стилю всё чаще напоминают комиксы. Вольное обращение с фактами, эпохами прочими мелочами вызвало появление множества новых поджанров: криптоистория, пеплум, отчасти сюда можно отнести даже стимпанк и мокьюментари. Неизменным остаётся лишь одно: подвиг героя, который обессмертит его имя.
Далеко не факт, что эпический сезон «Лестера» закончится героически, а имя этой команды войдёт в историю. Но всем нейтральным болельщикам этого бы очень хотелось, потому что давно мы уже не видели Давида, который так нахально вёл бы себя среди шайки Голиафов. «Лестеру» ещё понадобится очень много удачи, но в правильном эпосе удача – одно из главных действующих лиц произведения. Более красивый способ войти в историю, чем это делает команда Раньери, даже придумать сложно.
Бонус: фильмы для взрослых
Фильмы для лиц, достигших совершеннолетия, в списке жанров мирового кинематографа обычно стоят как-то особняком… И мы бы не стали включать такое в нашу респектабельную подборку, но некоторые команды слишком напрашивались.
Итак, в главных ролях: соперники «Барселоны», «Баварии», «Реала» и «ПСЖ». Стоит отметить, что герои этих фильмов реагируют на проявления насилия очень по-разному. Например, «Эспаньол» после поражение от «Реала» со счётом 0:6 разозлился и выиграл два следующих матча, а с тем же счётом разгромленная «Барселоной» «Рома» наоборот «поплыла» и три тура не могла прийти в себя.