10. Дамьен Ле Таллек (из «Говерлы» в «Мордовию»)
Ничем не примечательная летняя сделка помогла убедиться в том, что Юрий Сёмин по-прежнему в игре. Ле Таллек много лет пытался выполнять функции чистого нападающего, но раскрыться француз не смог вообще нигде. Сёмин увидел в Ле Таллеке полузащитника, причём оборонительного плана, и совершенно не прогадал! Дамьен стал лучшим в команде разрушителем по всем показателям, отыграл сезон почти без замен и показал, что у него полный порядок с характером. «Мордовия» забила всего 22 мяча (Ле Таллек, уже традиционно, — ни одного), но сумела при этом стать восьмой: в матчах, где результат был близок, команда цеплялась в него зубами. Сменивший позицию и раскрывшийся в полузащите француз стал одним из лидеров клуба, показав, что приехал в Россию не просто за деньгами.
9. Хави Гарсия (из «Манчестер Сити» в «Зенит»)
Не включить Гарсию в список было бы, наверное, преступлением. Нельзя сказать, что испанец был абсолютной звездой «Зенита», но при этом он был чрезвычайно надёжен. Для футболиста его позиции необходимо хорошо играть в пас, и испанец справлялся с этой обязанностью — меньше неточных коротких пасов среди футболистов, сыгравших более 2/3 сезона, не сделал никто. Если Хави продолжит играть с такой же уверенной стабильностью, вложенные «Зенитом» в свой трансфер деньги он оправдает полностью.
8. Роман Широков (из «Спартака» в «Краснодар», аренда)
О причинах расставания Широкова со «Спартаком» уже было и ещё будет много сказано, но факт в том, что второй раз подряд арендный отрезок в «Краснодаре» Роман проводит восхитительно. Четыре мяча и четыре голевые передачи за весну, великолепная игра в краснодарском дерби с «Кубанью», роль свободного художника — если бы Широков оказался в «Краснодаре» прошлым летом, клуб, возможно, повёл бы серьёзную борьбу за чемпионство, даже несмотря на весенние новости о наказании от УЕФА. Широков показал, что окончательно вернулся после травм в форму — провёл без замен 13 матчей подряд. Его игра помогла клубу добиться уникального результата — на летний перерыв «быки» уходят в 2015 году непобеждёнными.
7. Марсиньо (из ЦСКА София в «Уфу»)
Проведшая весь сезон в разъездах «Уфа» действительно неожиданно осталась в Премьер-Лиге ещё на сезон, причём обошлась без стыковых матчей. При этом команда стала худшей по количеству ударов в створ — в среднем новички РФПЛ попадали по чужим воротам только 2,83 раза за матч. Эта цифра, а с ней и команда в таблице, могла быть и ещё ниже, если бы не бразилец Марсиньо. Он прошёл путь, противоположный Ле Таллеку: карьеру начинал крайним защитником, однако со временем переквалифицировался в атакующего игрока. Марсиньо стал ключевым для нападения «Уфы» футболистом — непосредственным образом поучаствовал почти в 40% голевых комбинаций «Уфы», ему принадлежит треть всех ударов в створ за сезон. Бразилец, конечно, — не звезда чемпионата России, но очень хорошо пользуется своими козырями — ударом с левой, умением шикарно исполнить стандарт и видением поля.
6. Магомед Оздоев (из «Локомотива» в «Рубин»)
Оздоев ушёл из «Локомотива», перебив примерно столько же посуды, сколько и Роман Широков за время транзита Санкт-Петербург — Краснодар — Москва — Краснодар. Разница в резонансе: у полузащитника «Рубина» пока не такое звучное имя, как у Широкова, поэтому грохот был не такой страшный. В Казани Оздоев нашёл спокойствие и дорос до уровня сборной России по ключевым для опорного полузащитника показателям. В «Рубине» Магомеду часто приходилось выполнять функции единственного опорника, и так как молодости всё же присущи ошибки, для команды они иногда становились фатальными. Исправлялся Оздоев у чужих ворот: шесть мячей за сезон для футболиста его позиции — результат очень классный.
5. Фёдор Смолов (из «Динамо» в «Урал», аренда)
Самый внезапный трансфер сезона. Пример Смолова показывает, как футболист, готовый отказаться от столичной жизни и существенной части денег, может сменить статус главного объекта для шуток лиги на статус уважаемого форварда. Смолов нашёл своего тренера и заметно прибавил во всём — от скорости и дриблинга до концентрации у чужих ворот — и начал забивать. Поначалу, ещё осенью, голы Смолова воспринимались как шутка, но весной Фёдор по-настоящему зажёг и помог «Уралу» не вылететь из Премьер-Лиги напрямую — с конца ноября и до последнего тура Екатеринбург взял очки в семи матчах, и в пяти из них Смолов отметился голами. Вдали от Москвы нападающий за сезон забил больше мячей, чем за всю карьеру в столице, и вернулся в число кандидатов в сборную России. Возможно, отъезд из Москвы стоил Смолову отношений с Викторией Лопырёвой, но даже если это так, Фёдор — вдвойне красавец. Футболист, которого привыкли считать эталоном «паспортиста», проявил небывалый для России профессионализм. Год назад в это было трудно поверить.
4. Матьё Вальбуэна (из «Марселя» в «Динамо»)
Трансфер Вальбуэна выглядел чем-то нереальным — футболист, который своим уровнем удовлетворил бы требования клубов, борющихся за четвертьфинал-полуфинал Лиги чемпионов, оказался в «Динамо». Поначалу француза было не остановить: любой штрафной или угловой превращался для соперника в пенальти — настолько здорово Вальбуэна исполнял стандарты. Его фантастический гол «Зениту» окончательно очаровал российскую публику: полузащитника, проведшего к тому моменту в РФПЛ менее полугода, всерьёз рассматривали как претендента на звание лучшего игрока года. Весной «Динамо» сильно сдало, но магия Вальбуэна никуда не делась — он по-прежнему отлично видит поле и готов сыграть в касание, за вторую часть сезона француз отдал шесть результативных передач.
3. Квинси Промес (из «Твенте» в «Спартак»)
Квинси немного жаль: он попал в «Спартак» в неправильное время. Иногда молодой голландец смотрелся вообще единственным профессиональным футболистом среди толпы красно-белых полулюбителей. «Спартак» большинство времени играл предсказуемо, и Промес, способный закрыть любую атакующую позицию, обеспечивал команде креатив. Одних усилий инсайда не хватило даже для попадания в еврокубки, но Квинси однозначно может занести сезон себе в актив, и никто, наверное, не обидится, если он начнёт искать новый клуб в одном из топ-чемпионатов. Промес не растерял профессионализм, даже когда стало ясно, что Мурат Якин уходит: в последнем матче швейцарца Квинси не только оформил дубль, но и поблагодарил тренера.
2. Эсекьель Гарай (из «Бенфики» в «Зенит»)
Защитника-легионера такого уровня чемпионат России не видел со времён Неманьи Видича. Гараю необязательно попадать в статистику: он прекрасно чувствует игру и заставляет соперника ошибиться, не касаясь мяча. Для центрального защитника у Гарая есть одна уникальная цифра — 0,7 фола в среднем за матч; меньше в Премьер-Лиге только у вечной «армейской» пары Игнашевич — Березуцкий. Учитывая, что кризис действительно неслабо ударил по нашим клубам, мы можем только наслаждаться каждой минутой игры Гарая — новые финалисты чемпионата мира в нашем первенстве появятся едва ли.
1. Роман Ерёменко и Бибрас Натхо (из «Рубина» и ПАОКа в ЦСКА)
Рассматривать эти трансферы по отдельности невозможно: ЦСКА пересадил себе мозг, который когда-то принадлежал казанскому «Рубину». Израильтянин отвечал за первый пас, финн — за последний, и оба без конца забивали — на их счету почти 40% всех армейских голов. Ерёменко в итоге стал MVP сезона, но ЦСКА гораздо важнее, что пара новичков полностью реконструировала среднюю линию команды. Теперь у «армейцев» самая результативная и самая непредсказуемая в Премьер-Лиге полузащита, а индивидуальное мастерство Натхо и Ерёменко придаёт педантичной игре команды Леонида Слуцкого определённый шарм.