Виталий Мутко, как всегда, был настроен позитивно по отношению к журналистам. «Здравствуйте, господа. Я и не знал, что вы в гостях у нас», — улыбнулся он, увидев собравшуюся братию. Именно Виталий Леонтьевич, напомним, возглавляет управляющий совет оргкомитета «Россия-2018».
Управляющий совет — коллегиальный орган управления оргкомитета «Россия-2018». Совет контролирует оперативную деятельность оргкомитета и исполнение поручений наблюдательного совета, утверждает финансовые планы и содействует в решении вопросов, связанных с подготовкой чемпионата мира по футболу FIFA 2018 в России.
— Мы переходим в активную стадию подготовки чемпионата мира, — заявил Мутко. — До этого была стадия законодательного обеспечения, принятия программ. Сегодня мы рассмотрели ряд вопросов, связанных с ходом подготовки к поездке российской делегации на ЧМ-2014. В ФИФА хотели бы видеть представителей городов — участников ЧМ-2018, органов государственной власти, проектных организаций, занимающихся стадионами.
В Бразилии мы презентуем проект «Россия-2018!, осуществим несколько промоакций. Будем делать это на базе Дома России, который откроется в Рио-де-Жанейро. Там будет наш специальный стенд, там мы будем проводить встречи, приёмы.
В конце чемпионата мира произойдёт церемония передачи прав от Бразилии к России, в которой, я надеюсь, примут участие руководители двух стран.
Мы детально посмотрели на перечень обязательств, которые вытекают из заявочной книги, которую подавала Россия, когда презентовала себя. Это будут 204 обязательства, которые мы одобрили (обязательства как оргкомитета, так и регионов).
25 июля в Питере пройдёт предварительная жеребьёвка отборочного турнира ЧМ-2018. Это первое мощное мероприятие в рамках подготовки к финальному турниру. Мы утвердили предварительный план подготовки к нему.
Также на заседании совета обсуждались вопросы, касающиеся логотипа ЧМ-2018. Нынешний логотип — временный. Мы сейчас выбираем дату официального утверждения нового логотипа. Примерно в конце сентября – начале октября его презентуем. Пригласим на это мероприятие Зеппа Блаттера. Логотип предварительно согласован, идут детали доработки.
Главное требование к логотипу — он формируется вокруг кубка мира. Поля для фантазии тут нет. Но мы хотим, чтобы логотип был узнаваемым и в какой-то мере олицетворял историю и традиции России. Работа над официальным слоганом тоже идёт. Теперь мы будем встречаться раз в два месяца, чтобы более серьёзно направлять работу оргкомитета.
— Главный вопрос, Виталий Леонтьевич, что по стадионам?
— Сложная тема. Мы взяли обязательства построить 12 стадионов. Пока нет ни одной арены, которая полностью бы соответствовала требованиям ФИФА. Также у нас будет 102 тренировочных поля. Это большое наследие, которое останется регионам.
Пять стадионов находятся в стадии строительства. 24-25-го откроется стадион «Спартака». Там сейчас идёт стадия последней облицовки. Правда, тут есть некоторые проблемы. 3 июля я его посещаю, и мы принимаем решение с заказчиком — утверждаем дату открытия.
Далее — Питер. Никаких угроз переноса срока нет. Май 2016 года – крайний срок сдачи.
«Казань-Арена». Мы пока решили не задействовать её под футбол. Тут пройдёт чемпионат мира по водным видам спорта, и так будут поставлены два плавательных бассейна. До среды мне передадут концепцию. После чемпионата мы их демонтируем.
По Сочи все решения приняты. До конца мая он должен быть передан в собственность Краснодарского края. В следующем году мы должны поставить стадион на реконструкцию. Срок окончания – тоже май 2016 года. Эти стадионы примут Кубок конфедерации.
По остальным стадионам: за проектирование и строительство отвечают регионы.
Сейчас завершён этап проектирования. К сожалению, не везде в полной мере учтены наши пожелания. Аналогом должен быть стадион в Казани. Его общий метраж – 134 тысячи квадратных метра. А, к примеру, самарский проект – за 150 тысяч, это нас не устраивает.
Я могу понять губернаторов, они хотят видеть наследие, чтобы потом открывать фитнес-залы, детские школы. Стадионы будут строиться за федеральные деньги, и каждый хотел бы это использовать.
Второй момент – стоимость. Чем больше мы затягиваем, тем выше она растёт. На это влияют инфляционные процессы.
Условно говоря, «Казань-Арена» стоит 14,4 миллиарда рублей в ценах 2013 года. А к 2018-му она составила бы 18 миллиардов. Но этот стадион уже построен.
Мы постараемся подписать контракты в твёрдых ценах. Ни один стадион не должен быть дороже 15,2 миллиарда рублей. До середины июня все стадионы должны быть в экспертизе. В августе мы хотели бы подписать все государственные контракты на строительство всех стадионов.
— Укладывается ли оргкомитет в изначальную смету?
— Пока никаких корректировок бюджета нет. Оргкомитет жалуется, что денег мало, но он справляется. Но кому не нужны лишние деньги?
— Вы сказали о предварительной жеребьёвке к чемпионату мира. Уже есть мысли, в каком именно месте она пройдёт?
— Мы выбираем из четырёх мест. Одно из наиболее вероятных – Константиновский дворец.
Отчитавшись перед журналистами, Виталий Леонтьевич попросил отпустить его. Министру предстояли новые встречи, заседания. К тому же сегодня президент РФ Владимир Путин принимает хоккейную сборную России и будет поздравлять её с победой на чемпионате мира. Как тут без Виталия Леонтьевича?
— А с футболистами-то встретитесь? – спросили напоследок Мутко.
— Обязательно! – улыбнулся он. — Мне уже хоккеист Серёга Широков сказал: может быть, Роме Широкову майку подарить – на удачу?..
Несколько вопросов было задано и генеральному директору оргкомитета «Россия-2018» Алексею Сорокину.
— Могут ли быть задействованы в подготовке к чемпионату мира новые субъекты РФ – Крым, Севастополь?
— Теоретически могут. Главное, чтобы соответствовали требованиям. Как вы знаете, нужен аэропорт, который мог бы принимать суда определённого типа. Также необходимы приличные гостиницы и в непосредственной близости футбольное поле с освещением 500 люкс и 500 посадочными местами.
— В чём на данный момент главная трудность при подготовке к турниру?
— Трудности отсутствуют. Но Виталий Леонтьевич правильно обозначил: всегда денег мало, — улыбнулся он. — А если серьёзно, сейчас будет переходный этап от одной фазы к другой. До сегодняшнего момента философски мы находились в стадии планирования. Сейчас, как закончится ЧМ-2014, всё внимание ФИФА будет сосредоточено на нас. Пойдут инспекционные визиты (а это порядка 30-40 специалистов).
— Сейчас начнутся приёмы, встречи, и это к Алексею Леонидовичу, — заявил по этому поводу Мутко. — Все эти «бонжур», «си» — это всё к нему.