— Есть ли какие-то уникальные особенности, отличающие российских игроков от всех остальных?
— Дело в том, что у каждой сборной есть свой стиль, и нужно понимать особенности игры в других лигах, в других странах, на других соревнованиях. Да, иногда я вижу очень яркие проявления российского менталитета. Но я в своей работе практикую международный подход. Необходимо мыслить шире: нельзя зацикливаться на одной России, на российском стиле игры. Надо понимать, что происходит в мировом футболе, — это очень важно. Излишняя закрытость, будь то в мышлении или в национальном футболе, только мешает. Нужно изучать и международный опыт.
— К слову о международном опыте. Российская сборная под вашим руководством поедет на чемпионат мира после 12-летнего перерыва. Для нынешнего состава это первое событие такого масштаба. Выдержат ли они психологическое давление?
— Конечно. Когда играешь на таком чемпионате, это совсем не то же самое, что играть дома. Психологически это крайне тяжело. Вы не представляете себе размах таких мероприятий! По сравнению с Кубком мира европейский чемпионат — испытание проще некуда. Но Кубок мира смотрят повсюду! Весь мир следит за матчами по телевизору и узнает о последних результатах из газет и интервью. Это что-то невероятное! Так что давление на нашу сборную будет очень серьёзным.
— Готовы ли они к такому давлению?
— К этому чемпионату — да. Мы много работали и тренировались, подготовили тренировочную базу, наша команда в хорошей форме. Так что мы считаем, что готовы. Однако это не исключает, естественно, разных imprevisto — по-итальянски это значит «непредвиденные обстоятельства».
— Вы, конечно, постараетесь, чтобы команда выступила как можно лучше, но для себя лично вы поставили какую-то конкретную цель на этом чемпионате мира? Хотите победить? Попасть в финал или полуфинал?
— Я считаю, нужно идти шаг за шагом, выигрывать одну игру за другой. Нам предстоят непростые матчи, поскольку все команды, которые участвуют в чемпионате мира, — лучшие из лучших. У них хорошие менеджеры, хорошие игроки, и поэтому соревноваться с ними непросто.
— В рамках подготовки к чемпионату мира вы решили провести товарищеские матчи с командами Словакии, Марокко и Норвегии. Почему вы выбрали именно их?
— Я постарался подобрать три команды со своим уникальным игровым стилем, каждый из которых был бы похож на стиль наших будущих соперников на чемпионате мира в Бразилии. Словаки играют очень динамично, контратакуют. Очень активно ведут себя на поле. Норвежцы отлично разыгрывают стандартные положения, и у них, как правило, очень высокие игроки.
Нашу команду нужно было подготовить к такому. И Марокко — североафриканская команда, там очень хорошие игроки. Примерно 80% из них играет в европейских клубах. Их стиль игры схож со стилем алжирцев.
— Вы продлили свой контракт до 2018 года, когда в России пройдёт чемпионат мира. Футбольные фанаты переживают, что к тому времени игроки уже будут не в столь хорошей физической форме. Как вы планируете решать эту проблему?
— Конечно, у нас есть план. Мы попробуем что-то новое. Я попросил изменить соотношение российских и иностранных игроков на поле, чтобы было не 7 иностранцев, а 6 иностранцев и 5 россиян. Также необходимо увеличить количество команд в чемпионате России с 16 до 18, что позволит улучшить качество игры 40% российских игроков. Кроме того, нужно постараться сделать то же самое, что делают другие страны, а именно — привлекать иностранных игроков, которые затем меняли бы гражданство. В итальянской команде есть восемь игроков из других стран, то же самое касается Великобритании и Германии. Все эти страны использовали данную стратегию. Не понимаю, почему Россия единственная страна, где этой возможностью не пользуются?
— Государственные чиновники и служащие министерства вмешиваются в вашу деятельность?
— Нет, у меня полная свобода действий. Если возникают какие-то проблемы, я обращаюсь к президенту или министру, к людям, которые могут помочь их решить. Но я сам подбираю игроков, и никто мне не указывает, кого выбирать. Ни разу такого не было.
— Двое американских сенаторов обратились в ФИФА с просьбой запретить сборной России участвовать в чемпионате мира, а также отобрать право принимать ЧМ-2018.
— Спорт находится за пределами политических проблем. Мне не нравится, когда политики начинают вмешивать спорт в свои дела. Они должны понять, что у нас своя задача, не связанная с ними. Я помню игры в пинг-понг между Китаем и США, так что мне понятен подобный подход. А сенаторы, думаю, написали для того, чтобы попасть в заголовки новостей.