Отборочный цикл для России благополучно завершён. Связанные с ним волнения – позади. Можно выдохнуть и спокойно поразмыслить над менее насущными проблемами. О жеребьёвке потолкуем 6 декабря, а пока – о кадрах.
Кто войдёт в заветный список 23 игроков, кто останется дома – сопереживать товарищам у телевизора? Официальный ответ на этот вопрос получим ещё позже, чем перечень соперников, на рубеже весны и лета 2014 года. Но обсуждение в своём кругу можем начать прямо сейчас. Пищи для разного рода дискуссий уже, в общем-то, достаточно.
За год и три месяца в России Капелло подтвердил репутацию тренера практичного и на откровенные авантюры совершенно не ориентированного. Он освежил команду: взамен героев вчерашних дней (Аршавин, Павлюченко, Погребняк, Зырянов…) привлёк к работе большой отряд молодёжи. Однако от кардинальной перестройки команды воздержался. Новые детали в игровой механизм «алленаторе» встраивал по большей мере аккуратно, я бы даже сказал – деликатно. По сути, сформированный предшественниками костяк он дополнил лишь Файзулиным да Козловым. Остальные абсолютные новобранцы в полной мере своим шансом ещё не воспользовались.
Капелло не сторонник бесконечных опытов – ни тактического, ни кадрового свойства. Прообраз команды-2014 у него чётко просматривается уже сегодня. В то же время примеры Аршавина и Денисова показали: своё право на место в основе надлежит доказывать всем без исключения игрокам, вне зависимости от авторитета и выслуги лет. Капелло без лишней шумихи разжаловал бывшего капитана сборной, а когда посчитал нужным – присадил в запас и капитана нынешнего. С повязкой на рукаве отбор заканчивал Широков. Эта история лишний раз подтвердила тезис: «священных коров», да простят меня отечественные мастера мяча за такую аллегорию, в сборной Капелло нет и не будет. У Адвоката, например, – были. Не будем показывать пальцем.
В настоящее время кандидатов в национальную команду можно условно разделить на две категории. Первая – основная обойма, вторая, куда более многочисленная, – запасная. Логично предположить, что первыми претендентами на включение в бразильскую делегацию станут люди, на своих плечах вытащившие основной груз квалификации. Это, наверное, и со спортивной, и с моральной точки зрения будет правильно.
Всего в отборочном цикле Капелло задействовал 42 футболиста. 26 из них выходили на поле, 16 – наблюдали за коллегами с лавочки. Все 10 матчей квалификации провели Акинфеев, Кержаков, Д. Комбаров, Файзулин и Широков. По одному туру и исключительно из-за перебора карточек пропустили В. Березуцкий и Игнашевич. Девять раз появлялся на газоне Быстров, восемь – Глушаков, Денисов, Кокорин и Самедов. Если за ближайшие полгода никто из этой дюжины, дай бог, не сломается или внезапно не застрянет в клубном запасе, 12 участников бразильского приключения, считайте, известны.
Остальные провели 50% и меньше отборочных матчей. Например, правые защитники Анюков и Козлов разделили их поровну – по пять на брата. Но доедут ли оба до финала, здесь и сейчас вам никто не скажет. «От них самих зависит», – наверняка заметит тренер и будет абсолютно прав. Зачем раньше времени расхолаживать собственных бойцов? В его – и наших – интересах, чтобы они держали себя в тонусе вплоть до июня следующего года.
Нет и в ближайшее время не предвидится полной ясности с вратарским вопросом. С Акинфеевым-то как раз всё понятно: если не случится форс-мажора, стеречь рамку сборной в Бразилии будет он. «Плавающими» остаются вакансии его сменщиков. В квалификации чаще всех – восемь раз – на подмене у Игоря сидел Габулов. Но если Владимир не заиграет в клубной основе, претендовать на место в сборной ему будет крайне проблематично. В распоряжении тренера есть одноклубник Габулова Шунин, есть казанец Рыжиков, есть питерец Лодыгин. Да и краснодарцев Фильцова с Беленовым, очевидно, со счетов списывать не стоит.
Возможно, в оставшееся до мундиаля время выстрелит кто-то из не охваченных итальянцем исполнителей – как это сделали, к примеру, летом-осенью новые питерцы Лодыгин, Смольников и Шатов. А уж в случае продления своих руководящих полномочий Капелло точно возьмёт на финал нескольких «честолюбивых дублёров» – с прицелом на следующий состязательный цикл. Проникнуться атмосферой большого турнира, набраться бесценного опыта.
Не стал бы я исключать и появления в сборной пресловутого «джокера». «Секретным оружием» Хиддинка в 2008 году стал Семак. Пропустив целиком отбор, Сергей капитаном отыграл финальный раунд. Спустя четыре года Адвокат незадолго до Евро-2012 вернул в лоно команды после шестилетней изоляции Измайлова. Марату, увы, спасителем отечества стать было не суждено, но это уже частности. Теоретически Капелло может захотеть внести в состав элемент неожиданности? Может. Пример того же Козлова, ещё несколько лет назад бегавшего в первом дивизионе за «КАМАЗ», это только подтверждает.
В одном можно быть уверенным уже сейчас: «туристов» итальянец в Бразилию не возьмёт. У претендентов на поездку есть полгода, чтобы убедить Капелло в том, что они её действительно достойны. Лидеров команды, кстати, это тоже касается. И не только сегодняшних – вчерашних тоже.