Бразильский "авось"
Олег Лысенко
Олег Лысенко – о столице ЧМ-2014 и Игр-2016
Комментарии
Грядущий Кубок конфедераций даст предварительную оценку готовности Бразилии к приёму более серьёзных стартов – ЧМ-2014 и Олимпиады-2016.

При всём уважении к сборным Таити или Мексики, не говоря уже о Бразилии или Испании, стартующий в субботу Кубок конфедераций мне мало интересен с точки зрения игры и результатов. Выставочный по сути турнир – соответствующее отношение участников, полусерьёзное. Организационная сторона форума представляется гораздо занимательнее: слёт лучших команд своих континентов являет собой генеральную репетицию ближайшего первенства планеты. Он покажет, насколько готова страна-хозяйка к проведению главного футбольного состязания четырёхлетия. Готовность Бразилии к нему, положа руку на сердце, пока что вызывает вопросы.

Мне довелось побывать в Португалии незадолго до Евро-2004. Страна в лице конкретного города Порту напоминала одну сплошную ударную стройку. В Рио-де-Жанейро, столице Кубка мира-2014 и летней Олимпиады-2016, такого ощущения и близко не возникло. Напротив, сложилось полное впечатление, что жизнь бразильского «города контрастов» течёт своим чередом, и никакие потрясения, даже футбольного свойства, не в состоянии его нарушить.

Знаменитые фавелы Рио

Знаменитые фавелы Рио

О грядущих преобразованиях напоминают лишь редкие информационные щиты на столь же нечастых строительных заборах. «Приносим извинения за причинённые неудобства. Мы работаем, чтобы сделать Рио лучше», – с помощью наглядной агитации убеждает местная мэрия. Работать-то они работают, вопрос – в каком темпе и каких масштабах. И то, и другое не очень-то соответствует размаху предстоящих мероприятий.

Коллега Игорь Рабинер, напутствуя меня перед «командировкой мечты», лаконично охарактеризовал пункт конечного назначения: «Архитектура – так себе, ничего выдающегося, зато природа – грандиозная!». Подтверждаю: так и есть. От себя добавлю, что городская инфраструктура в Рио-де-Жанейро тоже оставляет желать лучшего. Как и «социальный климат» в городе – он здесь далеко не повсеместно благоприятен (и просто безопасен) для туристов – читай, болельщиков, нас с вами.

Известно, что перед Олимпиадой-1980 власти Москвы основательно «почистили» город от бездомных, бывших уголовников и прочих «антиобщественных элементов». Лица, своим неопрятным видом или тёмным прошлым порочащие светлый облик советской столицы в глазах иностранных гостей, были просто высланы за пресловутый 101-й километр. Представить себе столь же крупномасштабную операцию в Рио не хватит никакой фантазии – только согласно официальной статистике, почти четверть населения Бразилии проживает за чертой бедности. И величественный Рио-де-Жанейро в этом отношении недалеко ушёл от менее видных провинциальных сородичей.

Один из главных вопросов, беспокоящих организаторов в преддверии мировых спортивных стартов, можно сформулировать так: как не допустить паломничества зевак в местные трущобы? Говорят, по сравнению с ситуацией даже двух- трёхгодичной давности атмосфера в фавелах Рио и других крупных городов значительно оздоровилась. Теперь там не «забивают стрелки» «бандито-гангстерито», а перебранки редко перерастают в перестрелки. Тем не менее гиды серьёзных туристических агентств по-прежнему настоятельно рекомендуют своим клиентам обходить эти районы десятой дорогой. Здесь даже в относительно безопасные места – как то национальный парк Тижука – экскурсантов сопровождает вооружённая охрана. А уж в бедняцких кварталах за сохранность ваших карманов, кошельков и мобильных устройств никто не поручится. Но мы-то знаем: запретный плод – сладок. Желающих приобщиться к «настоящей Бразилии» никакие предостережения не остановят.

Памятник бывшему капитану сборной Бразилии Илдералдо Луису Беллини у входа на «Маракану»

Памятник бывшему капитану сборной Бразилии Илдералдо Луису Беллини у входа на «Маракану»

Я мало где видел такое скопление бездомных, как в Рио. Разве что на московских вокзалах в «лучшие» времена. Во втором по величине городе Бразилии (первый – Сан-Паулу) «бомжам» раздолье. Из местных парков и скверов их никто не гоняет: спи – не хочу. Атерро ду Фламенго, здешний ЦПКИО, буквально перенаселён этой публикой. Компанию бродягам составляют стаи котов – столь высокой концентрации этих животных в одном месте даже Юрий Куклачёв позавидовал бы. Люди и звери мирно уживаются на лавочках, изначально задуманных как мини-трибуны вокруг многочисленных спортивных площадок. Народ, азартно гоняющий мяч на этих площадках, подобное соседство, кажется, нисколько не беспокоит. Обычное дело. Полиция покой граждан без определённого места жительства понапрасну не нарушает, проверкой документов не докучает.

Можно понять беспокойство ФИФА и относительно спортивной инфраструктуры Бразилии. Велик – во всех отношениях – Рио-де-Жанейро, а играть в большой футбол здесь ещё в начале года было практически негде! Я не о пляжах и мини-полях – этого добра как раз навалом. А вот в «стадионном» отношении ситуация в городе ещё недавно мало отличалась от сегодняшней московской. Закрытие на плановую, третью по счёту за 64 года, реконструкцию легендарной «Мараканы» оставило без крыши над головой ровно половину местных клубов бразильской серии A – два из четырёх. В то время как «Васку да Гама» и «Флуминенсе» ютились на стареньком «Сан-Жануариу» 1927 года постройки, «Ботафого» и «Фламенго» пришлось искать пристанище за пределами родного города.

«Ботафого» нашёл его неподалёку, в городе Волта-Редонда. «Фла» повезло меньше. Прославленная команда, где до недавних пор блистали Вагнер Лав и Роналдиньо, принимала соперников вообще в другом штате – Минас-Жерайс, в городе Жуис-ди-Фора, что в 190 километрах от Рио.

Открытие «Мараканы» клубы-скитальцы восприняли с понятным воодушевлением – больше не нужно будет проситься на постой к близким и не очень соседям. Очередная премьера легендарного объекта, главной арены ЧМ-2014 и Олимпиады-2016, состоялась 2 июня и ознаменовалась боевой ничьей Бразилии с Англией (2:2). При этом ещё за неделю до открытия вокруг стадиона кипели строительные работы – стучали отбойные молотки, укладывалась тротуарная плитка, деловито сновали туда-сюда люди в спецовках и касках. Пыль стояла столбом. Попасть внутрь человеку с улицы – обычному туристу – не представлялось возможным. Не удивлюсь, если там и теперь продолжаются отделочные работы. В этом смысле бразильцы мало отличаются от наших людей: если можно отложить на завтра то, что можно сделать сегодня, они отложат, уж будьте покойны. И это не только спортивных объектов касается – любых, будь то дороги, гостиницы или аэропорты. Всё это хозяйство в Рио требует если не капитального, так хотя бы косметического ремонта.

Отдав чемпионат мира Бразилии, ФИФА с одной стороны уважила, возможно, самую футбольную нацию на планете, а с другой – обеспечила себе непреходящую головную боль. Успеют ли? Справятся ли? Эти вопросы и поныне витают в знойном бразильском воздухе. Возможно, Кубок конфедераций хоть немного успокоит цюрихских чиновников. А может быть, и нет – смотря какую сторону Рио им покажут. Рио очень разный.

Рио-де-Жанейро – Москва.

Редакция выражает признательность компании Nike за организацию командировки нашего корреспондента в Бразилию.

Стадион «Маракана»

Стадион «Маракана»

Комментарии