«Красота или результат? Можно ли добиваться результата, показывая при этом красивую игру?» – таковы темы беседы между полузащитником мадридского «Реала» и обозревателем газеты Marca. Именно беседы, а не традиционного интервью с зачастую шаблонными ответами на шаблонные же вопросы.
Гути и Анхель Каппа рассуждают об игре, которую всё реже и реже можно увидеть на футбольных полях планеты. Романтичный футбол уступает своё место футболу прагматичному, в котором значимость имеет лишь результат, зачастую достигаемый любой ценой. Красота игры уходит на второй план, принципы fair play существуют лишь на словах, и процесс этот остановить пока не представляется возможным. А огромные деньги, пришедшие в европейский футбол, лишь увеличивают роль результата в игре, отнюдь не делая её более красивой и умной. И ни полузащитнику, ни обозревателю газеты (в прошлом игроку и тренеру) не нравятся такие перемены в футболе.
— Мне кажется, что игрокам твоего плана необходимо как-то бороться против динамики, главенствующей в современном футболе. Той динамики, на защиту которой рьяно встанут игроки, умеющие лишь много бегать и бороться. Мне кажется несправедливым то, что такие игроки как ты, Иньеста, Аймар или Де ла Пенья фактически не имеют права на ошибку.
— Да, меня об этом спрашивают уже достаточно давно и довольно часто. Да и у меня самого этот вопрос постоянно крутится в голове. Почему тем, кто пытается играть умно, ошибки обычно не прощаются? У них ведь тоже должно быть право на ошибку. Мы всегда находимся в центре внимания. Это касается как наших удачных действий так и, особенно, неудачных. Ты можешь 70 минут играть хорошо, потом один раз потерять мяч и сразу же услышишь свист в свой адрес.
Стоит ошибиться – как тебя сразу же начинают освистывать. Мне, впрочем, остаётся лишь принимать такое положение вещей как должное.
— Когда ты теряешь мяч, это обычно происходит как минимум в центре поля, если вообще не у чужой штрафной площади. То есть возможностей исправить ситуацию у команды должно быть с избытком.
— Тем, кто лишь много бегает и борется, почему-то позволяется на поле очень многое. Всего лишь умение бегать, прыгать и бороться воспринимается публикой как достижение. И это само по себе не так уж и плохо. Плохо другое. То, что игрокам, обладающим иными качествами, ошибаться не позволяют. Стоит ошибиться – как тебя сразу же начинают освистывать. Мне, впрочем, остаётся лишь принимать такое положение вещей как должное. Я постоянно прокручиваю эту ситуацию в голове и не могу найти какого-то приемлемого для себя решения.
— Любопытно, что за долгие годы, проведённые в футболе, на поле тебя постоянно ставили на самые разные позиции, но почти никогда – на ту, где тебе самому хотелось бы играть. Таким образом, ты являешься проблемой для тренера своей команды. С другой стороны, и тренеры команды-соперника всегда боятся тебя… Т.е. ты являешься головной болью как для тренера одной команды, так и для тренера другой. Необычная складывается ситуация, не правда ли?
— Иногда получается так, что у меня не хватает свежести на созидание атак просто потому, что мне слишком часто и много приходится возвращаться назад. А именно этого сейчас обычно требуют тренеры от своих игроков. Игра сильно трансформировалась, превратившись из футбола высокого качества с постоянной игрой на публику в футбол гораздо более агрессивный, ориентированный в первую очередь на «физику». Но, к сожалению, такой футбол гораздо более скучен. Сейчас на одну действительно красивую игру приходится семь-восемь откровенно скучных матчей. Наконец, показателен тот факт, что руководящие лица клубов гораздо охотнее приобретают игроков, подходящих под эту новую манеру игры. И мне становится смешно, когда я повсюду слышу слова: «Мы хотим играть красиво!». Это же невозможно! Нельзя играть в футбол высокого уровня, если у тебя нет соответствующих игроков!
— И уже упомянутое ранее право на ошибку. Я разговаривал с Фабрегасом, и он рассказывал мне, что в «Арсенале» Венгер не критикует своих игроков за каждую ошибку. Благодаря чему между ним и игроками устанавливается необходимый уровень доверия.
— Именно этого доверия я и прошу уже очень долгое время. Каждому хочется чувствовать себя в своей тарелке. И если меня будут критиковать за первую же ошибку, я лучше отдам четыре простых поперечных передачи, чем стану рисковать. Ведь выходить на игру, зная, что если сегодня ты отдашь два гениальных паса, а в следующей игре подобные пасы не пройдут, то тебя тотчас же отправят «на банку», не так-то просто. Так как невозможно чувствовать себя на поле комфортно, зная, что кредит доверия у тебя фактически отсутствует.
— Это же случилось и с Савиолой. Когда он играл в Аргентине – это было потрясающее зрелище: он наводил ужас на соперников, играл красиво и изобретательно… Сейчас же перед ним стоит лишь задача забить любой ценой. Это обстоятельство давит на Хавьера, он торопится и, естественно, ошибается.
— Футболисты сейчас постоянно находятся под прессом ответственности. Сейчас, если ты не забиваешь, ты – никто. Именно в такой ситуации и оказался Савиола. Этому пареньку дают 15 минут, за которые ему обязательно нужно забить три гола. Потому что для него это – единственный способ получить ещё 15 минут…
Тебе лишь остаётся дожидаться травм игроков, спадов в их игре, чтобы получить возможность побороться за место в составе…
— Подобным образом дела обстояли у Иньесты. Завоевать место в основе стоило ему огромных усилий, да и то получилось лишь благодаря тому, что ему удалось забить несколько важных мячей. А если бы не получилось, и на него могли бы не обратить внимания. От понимания этого факта становится очень грустно.
— В клубах-грандах очень сложно пробиться в состав. Будь ты даже трижды великим игроком, в команде полно людей с именем, которые априори имеют гораздо больше шансов выйти на поле, нежели ты. И тебе лишь остаётся дожидаться травм этих игроков, спадов в их игре, чтобы получить возможность побороться за место в составе.
— Мне больно слышать, когда великие игроки говорят: «Этот матч мы должны выиграть любым способом». Что происходит? Игрок просто говорит то, что хочет слышать публика.
— Мы все играем ради того, чтобы побеждать. Это очевидно и неоспоримо. У кого-то больше развиты одни качества, у кого-то другие. И это тоже очевидно. Я не могу понять лишь одного: почему от тех, кто лишь отнимает мячи, только этого и требуют, в то время как от тех, кто занимается созиданием, требуют и созидать, и отнимать мячи, и отрабатывать в обороне, и бороться… Проще говоря, от них требуют делать на поле всё!
— Как-то раз мне сказали, что Аймар сейчас – гораздо более цельный игрок, чем был раньше. Аргументация этой позиции была проста: раньше Аймар участвовал только в атакующих действиях своей команды, а теперь «отрабатывает» и в обороне. Но это же форменная глупость! Роль Пабло на поле совсем иная, и для команды было бы гораздо лучше, если бы он полностью сосредоточился на созидании.
— От игроков вроде меня, Аймара, Хави или Де ла Пеньи всегда требуют гораздо большего, чем мы способны делать. Так, например, в «Реале» Ван Нистелрой забивает голы, Серхио Рамос обороняется, Диарра перехватывает мячи… И благодаря всему этому в комплексе мы и побеждаем. Но никто не требует от них действий, которых они не умеют исполнять! И в таком футболе игроки моего стиля являются самыми непонятыми.
— Я всегда говорил, что в Испании игроки твоего стиля игры будут испытывать серьёзные трудности. Так было с Веласкесом, Мартином Васкесом, Лопесом Уфарте, Галлехо…
— Именно. И мы на самом деле их испытываем. Я – сейчас, другой игрок моего стиля – через пять лет… Так будет всегда.
— Нужно иметь очень сильный характер, чтобы ставить себя выше этих трудностей.
— И не только относительно публики, но также и относительно тренера. Понимаете, вы можете три месяца приносить команде пользу, играть только на команду, затем провести пару неудачных игр и… вы будете первым, кого отправят «полировать банку».
— Тренеры обычно встают на сторону тех, кто бегает и борется…
— Ни один президент не будет нанимать тренера, чтобы тот три года выстраивал игру команды по своему усмотрению. Требовать будут результат, причём требовать будут сразу же. Не будет результата – тебя уволят. Именно поэтому тренеры, в свою очередь, идут по пути наименьшего сопротивления, полагаясь лишь на испытанные и надёжные – по их мнению – методы.
— Однако почему-то все забывают, что касание мяча в футболе – это отнюдь не потеря времени, а необходимость, продиктованная самой сущностью игры в футбол.
— Вот и я об этом говорю. Футбол в последнее время стал каким-то поспешным, лихорадочно быстрым. Пять-шесть лед назад «Реал» играл совсем в иной футбол. Мы порой владели мячом по три минуты, и в этом не было ничего зазорного. Сейчас же мы стараемся забить гол как можно быстрее, и именно это желание зачастую мешает нам контролировать ход игры. Но индивидуальные качества игроков нашей команды, напротив, располагают к тому, чтобы подольше контролировать мяч, а не стремиться как можно быстрее отправить его к штрафной площади соперника. Но ведь это нравится публике! Знаете, как трудно продолжать придерживаться своего стиля игры, когда ты перепасовываешь мяч без продвижения вперёд, так как просто не видишь возможности сделать хороший «вертикальный» пас, а в это время на трибунах нарастает нетерпеливый ропот?!
— В Мадриде у меня был такой игрок – Фредди Ринкон – очень умный и техничный футболист. Его часто освистывали. И вот однажды я сказал ему: «Как только увидишь длинную передачу в исполнении соперника, беги в защиту и выбивай мяч куда-нибудь в небеса. Тогда ты услышишь овации в свой адрес».
— такие ситуации – следствие того, что к футболу сейчас перестали относиться спокойно в аспекте достижения результата. Раньше всем болельщикам «Реала» был известен стиль игры команды: подолгу контролировать мяч, разыгрывая его до верного, вести игру… А сейчас это ощущение утеряно. Болельщику нравится, когда мы за 15 минут забиваем два гола, и, поведя 2:0, фактически забываем об игре.
— Подобным образом часто происходит в Италии. Команда ведёт со счётом 2:0, до конца игры остаётся ещё час, но возникает стойкое ощущение, что матч уже фактически завершен. Результат достигнут, и футболисты просто не знают, чем заняться в оставшееся время: одни не видят шансов на то, чтобы в сложившейся ситуации хотя бы попробовать отыграться, других вполне устраивает и такая победа «малой кровью».
— Раньше всегда хотелось играть до конца, вне зависимости от счёта и оставшегося до конца игры времени. Существовала какая-то дополнительная мотивация, которая сейчас, увы, теряется.
Матч заканчивается, ты заходишь в раздевалку, садишься около своего шкафчика и чувствуешь лишь усталость. Вне зависимости от результата игры.
— В детстве все мы играли в футбол, который не преследовал своей целью много бегать и бороться, добиваться результата любой ценой. И мы получали ни с чем не сравнимое удовольствие от самого процесса игры. Похоже, что в профессиональном футболе игроку испытывать подобные ощущения сейчас становится просто невозможно.
— Сейчас, к сожалению, каждый раз всё сложнее и сложнее получать удовольствие от игры. Матч заканчивается, ты заходишь в раздевалку, садишься около своего шкафчика и чувствуешь лишь усталость. Вне зависимости от результата игры. Удовольствие от игры – это уже история. Увы, это ощущение отражается и непосредственно на игре.
— На мой взгляд, проблема заключается в том, что происходит подмена понятий: получение удовольствия от игры отождествляется с отсутствием ответственности за результат. Хотя на самом-то деле, чтобы получать удовольствие от игры, нужно быть серьёзным и играть хорошо, а вовсе не катать мячик «спустя рукава».
— Людям сейчас стало нравиться, когда победы добываются игроками в тяжёлой борьбе. Как, например, было с нами в прошлом году. Складывается ощущение, что для людей особенно приятен стал вкус побед, добытых «на зубах», когда весь год ты находишься в роли догоняющего. Раньше было совсем по-другому. Но теперь в футболе всё поменялось.
— Существует определённая концепция, согласно которой перевод мяча с одного фланга на другой является весьма умным и красивым развитием атакующих действий. Ведь благодаря этому получается резко менять фронт атаки, используя свободные зоны на поле. Тебе близка такая модель игры?
— Концепция-то близка, но необходимо признать, что мы практически забыли о таком понятии, как крайний полузащитник. Лишь малая часть команд играют с полноценными крайними хавами, в то время как большинство использует на этих позициях переквалифицировавшихся центральных полузащитников. И зачастую получается так, что я просто не вижу никого на противоположном фланге. В центре поля находятся четыре игрока, но при этом на фланге никого нет. А ведь наличие крайних полузащитников открывает огромные возможности для построения и развития атак.
— «Арсенал» играет без крайних полузащитников, но с этой ролью прекрасно справляются крайние защитники.
— Схема игры зависит лишь от тренеров. Не только на уровне подобных деталей, но и применительно ко всей тактике в целом. Если у тебя есть определённая концепция построения игры, необходимо придерживаться её до конца. Если ты будешь последователен, то и игроки тебя всегда поддержат. Поменять же стиль игры за пару месяцев невозможно. В качестве примера могу привести Фабио Капелло. Контракт с ним был подписан ради одной единственной цели. Требовать от его команд красивой игры – абсурд. Они же никогда так не играли. Но результата он всегда добивался. Добился и на этот раз. Поэтому очень важно, чтобы у всех в команде было чёткое представление о том, как она должна играть. И только тогда команда будет добиваться успехов.
— На мой взгляд, абсолютно ошибочным является утверждение о том, что тренеры, в бытность свою футболистами делавшие акцент на технику, красивый и умный футбол, после прихода на тренерский мостик стараются и своим командам привить такой же стиль игры. То есть я хочу сказать, что после того, как они становятся тренерами, они перестают быть похожими на самих себя.
— Я, честно говоря, также не могу этого понять. И считаю, что свои взгляды необходимо отстаивать до конца в любой ситуации.
— Что ж, надеюсь, что когда ты сам станешь тренером, то соберёшь в своей команде футболистов, придерживающихся тех же самых принципов, которые сейчас защищаешь ты сам.
— (Смеётся) Надеюсь, что так и будет.