Показать ещё Все новости
«Ледниковый период» — это немножко обман». Интервью с тренером и постановщиком ледовых шоу
Яна Левхина
Елена Масленникова
Комментарии
Елена Масленникова подробно рассказала о специфике популярного телешоу, а также откровенно ответила на вопросы о проблемах в танцах на льду.

Даже несмотря на тяжёлую ситуацию в российском спорте, тренерский состав в фигурном катании продолжает расширяться. В прошлом году после долгого перерыва в тренерство вернулась Елена Масленникова. Знаменитый хореограф и соавтор проектов Ильи Авербуха ведёт свою группу танцев на льду в школе Нины Мозер. Начала Елена Станиславовна с юных пар, и уже в этом сезоне её подопечные Александра Шинкаренко и Владислав Михайлов показали блестящее катание. А в следующем сезоне Масленникова выведет на лёд уникальную взрослую пару Софья Шевченко/Андрей Ежлов. Тренер уверена, что ребята привнесут свежее дыхание в наши танцы на льду.

В большом интервью «Чемпионату» Елена Станиславовна подробно рассказала об итогах её первого сезона после возвращения. Также Масленникова откровенно ответила на вопросы о проблемах в танцах на льду и поведала много интересных деталей о шоу «Ледниковый период».

«В Москве получить государственный лёд под свою группу — великое счастье»

— Елена Станиславовна, для начала хочу спросить, как вы решились вернуться в тренерство, что этому поспособствовало?
— Тренерство у меня было раньше очень активное. Сначала в Советском Союзе, уже в конце, а потом с Дробязко и Ванагасом — 15 лет я вела пару. Сама я ученица Натальи Ильиничны Дубовой, в конце 80-х работала с ней вторым тренером. Так что в эту деятельность уже во второй раз вхожу. Все эти годы работала с Ильёй Авербухом во всех его спектаклях, была соавтором, хореографом, постановщиком. «Ледниковые периоды» мы с ним вместе вели. То есть всё, что связано с деятельностью Ильи, было связано и со мной тоже. Спасибо большое ему за это — это огромная и счастливая часть моей жизни, которая до сих пор продолжается. Надеюсь, мы всё равно будем что-то вместе делать, потому что это прекрасно.

Елена Масленникова с Маргаритой Дробязко и Повиласом Ванагасом

Елена Масленникова с Маргаритой Дробязко и Повиласом Ванагасом

Фото: из личного архива Елены Масленниковой

С Ниной Михайловной Мозер был у меня период жизни, когда я лет пять-семь ставила очень много программ для её группы. У нас с ней был творческий контакт уже давно. Я работала с ней очень плотно, ездила на сборы. Потом наши пути разошлись. Но в конце 2021 года она мне предложила стать старшим тренером в группе танцев на льду, которая появилась в её школе. И почему-то это меня так заинтересовало! В Москве где-то получить государственный лёд под свою группу — вообще великое счастье. Я посоветовалась с Ильёй, он сказал: «Если тебе это интересно, если у тебя есть энергетический всплеск, то давай». Вот так всё и началось.

— То есть всё вышло спонтанно?
— Спонтанно, я как-то об этом, честно говоря, не думала. Слава богу, что достаточно долго во времена «Ледниковых периодов» помогала в группах танцев на льду. Например, очень много ездила к Лёше Горшкову в Одинцово, на моих глазах его пары менялись, росли. Я помогала ему ставить программы, обрабатывать те, что есть. Благодаря тому, что ездила в эту группу, не теряла связь с правилами, с ситуацией в танцах на льду. Была в теме. Погружаться в эту историю, полностью потеряв связь с ней, крайне сложно. И то, мне пришлось заново очень многое узнавать, консультироваться с другими тренерами, методистами и так далее, чтобы войти в правильное русло.

Я очень благодарна Горшкову, благодаря ему не выпала полностью из танцев. Обратила внимание: я звала пару танцоров, которые уже давно завершили карьеру и тренируют одиночников, помочь поработать, и у них было полное непонимание того, что сейчас в танцах происходит, и даже какая-то растерянность.

— После вашей работы с Маргаритой и Повиласом танцы очень сильно поменялись, можно сказать, стали другим видом спорта. Не было ли у вас ощущения, что вы вернулись в новый мир?
— Было такое ощущение. Однако благодаря тому, что продолжала работать в танцах, у меня не было шока. Но когда я приходила в чужую группу и там, предположим, Горшков нёс ответственность за то, правильно ли сделана программа, мне было проще, потому что я просто помогала сделать лучше то, что вижу. Другое дело, когда ты несешь ответственность за то, что делают твои пары, с чем они выйдут на старт, как их будут судить, и так далее. Я должна понимать, что не могу подвести ребят, сделать что-то не по правилам. Самое меньшее, что могу сделать для них — хотя бы все правила соблюдать. А за это время появилось столько нюансов… Так что у меня был мозговой штурм очень серьёзный.

Уложить творческое начало на то, что надо сделать по технике, сейчас очень сложно. Времени для творчества в программе остаётся мало, нужно стараться все эти технические нюансы обрабатывать так, чтобы это вписывалось в контекст программы. Всем сложно это делать, но как-то справляемся.

Материалы по теме
«Консерватизм — реальность фигурного катания». Как создаются шедевры на льду
«Консерватизм — реальность фигурного катания». Как создаются шедевры на льду

— Как вы думаете, танцы идут в правильном направлении? Я недавно разговаривала с Маргаритой и Повиласом, и они считают, что сейчас танцы превратились в «техническую рутину»…
— Они правы, я согласна. До такой степени сейчас выверяется каждый шаг – даже больше, чем нужно. Конечно, мы должны кататься рёберно, правильно, но то, в какую степень сейчас это возведено, как придираются технические специалисты к каждому повороту и так далее, причём иногда по-разному придираются. Получается, что всё время ограничения, ограничения, ограничения. Но в этом, мне кажется, сейчас и состоит талант тренера – суметь в этих сложных условиях всё-таки создавать цельные произведения.

«Я смотрю большие турниры по танцам, и в какой-то момент хочется уже пойти кофе попить, потому что всё одно и то же»

— Стоит ли как-то поменять правила, дать больше свободы? Маргарита говорила, что стоит больше «Ледникового периода» привнести в танцы.
— Хотелось бы, конечно, больше «Ледникового периода», но у нас есть такой пункт в правилах, что мы не должны сильно театрализовывать наши программы. Ни в костюмах, ни в движениях. Поэтому где найти эту грань? Делать программы бессмысленные тоже очень грустно. Хочется всё-таки какую-то историю внутрь занести, даже если она не будет абсолютно чётко исполнена, чтобы это не были просто движения под музыку. В танцах это очень сложный момент.

Причём я понимаю, почему они это всё стараются привести к какому-то общему знаменателю, должен же быть объективный момент сравнения у танцоров. Если нам дать волю, то, конечно, будут опять сравнения по типу «нравится — не нравится». Но так тоже не может быть, нас тогда исключат из Олимпийских игр, если не будет какого-то чёткого технического момента, по которому нас можно будет условно объективно сравнивать. Тут такой баланс сложный: должны быть артистизм, творчество и техника. Это тот вопрос, который, собственно, всех и беспокоит.

Когда катались Рита с Повиласом, тоже были свои правила. Мы должны были делать столько-то поддержек, столько-то подпрыжек, такая-то дорожка должна была быть, твиззлы уже под конец появились. Но всё равно это было в более свободном варианте.

Елена Масленникова и Маргарита Дробязко

Елена Масленникова и Маргарита Дробязко

Фото: из личного архива Елены Масленниковой

— Но есть преимущество в том, что сейчас танцы стали более понятными.
— Да, по крайней мере, для нас внутри. Мы понимаем, на чём можем выиграть, на чём можем проиграть. Но в целом… Я сама смотрю большие турниры по танцам, и в какой-то момент хочется уже пойти кофе попить, потому что всё одно и то же. Перестали бороться за индивидуальность пары, за своё лицо, за свою нишу. И очень часто не приветствуется креативность. Это я поняла даже по этому сезону, где пыталась в программах выстроить абсолютно понятную образность. Но мне говорили: «Убери ты это, что ты со своим театром лезешь?» Говорю: «При чём здесь театр? Тут же всё по уровням выстроено». Я же не только театром занималась, я же всё им сделала. Раздражает. Раздражает, что так можно. А кто-то так не может. И до такой степени, что начали это рубить, потому что это слишком. Даже Илье сказали: «Что ты со своим театром здесь лезешь?» Ну как? Интересно же смотреть! И поддержки все на уровень. Но раздражает, лучше бери танцевальную музыку и катайся.

Вот сейчас на следующий сезон ISU выбрал тему «Хиты 80-х» на ритм-танец. Понятно, что они хотят, чтобы чистая танцевальность не уходила. Образность и драматичность, которые привнесла русская школа, им чужды. Только единицы в это погружаются, и то, это делали наши тренеры-эмигранты. В ISU говорят, что им хочется, чтобы зрители, которые будут смотреть ритм-танец, танцевали вместе с фигуристами. Ну хорошо, отлично. Но получается, что все будут просто дрыгаться под хиты 80-х. Сначала они написали, что нельзя даже каверы брать. Однако сейчас вышло коммюнике, где написано, что разрешены каверы. В этом тоже есть опасность, потому что каверы уводят ту музыку, которая была, в современность. И тогда задача, которую они ставят, не будет выполнена. Поэтому я не знаю, как люди будут интерпретировать эту тему. Пока все в недоумении, но как-то мы всё сделаем. Все талантливые, опытные, в общем, справимся.

Когда мы все придем на прокаты, то и посмотрим, кто там что наваял. Если брать 80-е и брать непопулярную музыку… Она мало того, что просто ритмичная и ни о чём, так ещё и неизвестная. Поэтому лучше брать действительно хиты 80-х, под которые хочется двигаться.

Материалы по теме
«Beatles или Queen воспринимались со смехом». Почему так важна музыка в фигурном катании
«Beatles или Queen воспринимались со смехом». Почему так важна музыка в фигурном катании

— Тогда есть опасность, что у всех будет одна и та же музыка.
— Есть опасность. Вот мы и думаем, кто чего взял. Угадаем — не угадаем. Может быть, мы все будем под одну музыку кататься, под три мелодии самые известные. Но брать неизвестную… Она и так стрёмная, а ещё и неизвестная.

Ещё из нового: по КМС в паттерн-танце рокер-фокстрот — первая серия катается в обычном положении, а во второй серии партнёр с партнёршей меняются местами: партнёр исполняет шаги партнёрши, а партнёрша шаги партнёра. Понятно, какие веяния в современном фигурном катании: всё в унисекс превращается потихонечку. И я считаю, что это просто конкретный шаг в эту сторону, который навязан нам ISU.

— Вы считаете, это плохо, или в этом тоже есть какое-то развитие?
— Не знаю, как к этому относиться, честно. Я только понимаю, что меня бесит, когда мальчик встаёт в позицию девочки, потому что это неорганично. Тогда нужно включать свою фантазию и создавать какие-то позиции, которые будут органичны и для мальчика, и для девочки, как-то интерпретировать это. Может быть, они хотят расширить наш технический диапазон, но для меня это странно пока.

«Если у нас появятся однополые пары, мне кажется, русские тренеры придумают, как сделать так, чтобы всё было органично и в этом не было сексуального момента»

— Как вы думаете, мы придём к тому, что у нас будет катание пар одного пола? Сейчас же Пападакис с Хаббелл и Сизерон с Ламбьелем развивают эту идею…
— Я знаю эту историю, она всех шокировала. Меня это шокировало даже не потому, что это существует в природе. К этому шли, шли и пришли. А потому, что именно Пападакис и Сизерон… Они же добились всего возможного в современном фигурном катании. Останьтесь парой в нашем сознании, которая сделала огромный скачок в танцах на льду. Они были неповторимыми, они были прекрасными. Зачем вам так всё это перекручивать и показывать себя в таком странном свете?

Габриэла Пападакис и Мэдисон Хаббелл

Габриэла Пападакис и Мэдисон Хаббелл

Фото: из личного архива Габриэлы Пападакис

Хотя, в принципе, мне кажется, что и у нас в какой-то форме это будет, потому что, как бы ни сопротивлялись, мы все живем на одной планете. Взаимное влияние неизбежно. Мы не можем изолироваться. То, что изолировались сейчас от Запада — этого бы не произошло, если бы не обстоятельства, которые абсолютно понятны и неизбежны. Мы должны это принять и быть сильными, продолжать работать, идти вперёд. Смотреть все соревнования высшего ранга, которые проводятся без нас, смотреть, к чему стремятся иностранные фигуристы, как они растут, чтобы двигаться своим путём, но всё равно что-то брать и от них. Там очень много талантливых людей, и в какой-то момент мы всё равно все сольёмся. Если мы все замкнёмся, будет стагнация и потом движение вниз. Всё равно мы подпитываем друг друга во всём мире, даже если заочно это делаем. Поэтому не удивлюсь, если у нас появятся пары мальчик-мальчик, девочка-девочка.

Другое дело, если у нас такие пары появятся, мне кажется, русские тренеры придумают, как сделать так, чтобы это было органично и не было сексуального момента, который пока вызывает у нас такое раздражение и неприятие. Можно обойтись и без этого, найти какую-то органику, хореографию, чтобы это было тоже интересно. Использовать мужские тела как силу, возможности для новых трюков, поддержек. А у девочек найти общую гармонию в хореографии, чтобы это было ещё более сильно, чем когда катается одна.

— Недавно на шоу Ильи Авербуха выступали два мальчика-акробата, и, мне кажется, они показали как раз то, во что может вылиться мужское парное катание.
— Если разрешат акробатику. На самом деле, мальчики-акробаты работают у нас в шоу уже сто лет. И номера на двух мальчиков мы делали, были у нас ребята Беседин и Полищук с Украины — они делали потрясающие номера на двоих, обычно в комическом стиле. В акробатике есть однополые пары, там никого это не удивляет. Нам просто в голову не приходило привносить туда сексуальный подтекст.

Акробаты Анатолий Сластин и Григорий Забелло в шоу Ильи Авербуха

Акробаты Анатолий Сластин и Григорий Забелло в шоу Ильи Авербуха

Фото: Дмитрий Голубович, «Чемпионат»

— Может быть, проблема в том, что у нас в парах и танцах распространены любовные сюжеты в программах?
— Конечно. Потому что обычные отношения — это отношения между мужчиной и женщиной. Если глобально смотреть на этот вопрос, то только благодаря этому сочетанию рождаются дети. Это то, что позволяет человеческому роду продолжаться и развиваться. Поэтому такие отношения всегда самые интересные — это всегда было в основе. То, что касается девочек с девочками и мальчиков с мальчиками — это всё существует в мире, но лучше это интерпретировать как какую-то совместную игру. В таком виде я это даже принимаю.

— Если завтра введут однополые пары, вы готовы с ними работать?
— Это такая крамола уже идёт. Так получилось, что буквально в последние два дня у меня две девочки остались без партнёров: у одной партнёр заболел, а другая в поиске. В рокер-фокстроте же сейчас меняются девочки и мальчики, и вот эти две девочки говорят: «Елена Станиславовна, можно мы покатаемся в паре? Мы же всё равно в рокер-фокстроте меняемся местами». Я говорю: «Ну давайте, девчонки, катайтесь». Вот они встали в пару и катали мне рокер-фокстрот: сначала одна за мальчика, другая за девочку, потом наоборот. И вот мы учили шаги и те, и другие, что сейчас у нас требуются в ритм-танце по КМС. Я на них смотрела, и как раз у меня эта мысль промелькнула. Причём они настолько усердно погрузились в эту работу вдвоём, прям пропахали больше часа, пытаясь найти это взаимодействие, чтобы у них всё слажено было.

И в силу того, что сейчас эта тема возникла, мы в группе ещё посмеялись, что это уже начало пути. И я про себя подумала: «Вот мы смеёмся, а потом к этому, возможно, придём». Особенно женские варианты, потому что партнёров катастрофически не хватает. И многие девочки, я уверена, захотят. Не в силу своей ориентации, а в силу того, что это даёт им возможность продолжать заниматься любимым делом.

«Именно потому, что в танцах очень большая субъективность, возникает очередь. Такой вот элитарно-странный вид фигурного катания»

— Ощущаете ли вы сейчас застой в танцах на льду? В прошлом сезоне у нас были Пападакис/Сизерон, Синицина/Кацалапов, сейчас их нет, и ощущается этот кризис и в мире, и в России. Не появилось пары, которая вела бы всех за собой…
— Да, кризис, безусловно, есть. Ушла эта элитная верхушка, за которой все следили. А те, кто был за ними, были разочарованы, что первые пары не давали им выйти наверх, и поэтому немножко осели вниз, все чуть-чуть притухли. Но, мне кажется, это нормальное явление, как в любом развитии искусства. Период стагнации всегда ведёт к тому, что будет какой-то взлёт. Постоянного движения наверх не существует, всегда есть это сжимание пружины, чтобы какой-то человек выскочил наверх и удивил мир. Мне кажется, сейчас как раз та ситуация, что никого нет, но в молодом поколении уже существует пара, которая выстрелит.

Материалы по теме
В российских танцах на льду глобальный кризис. Но судьи упрямо тащат их на мировой уровень
В российских танцах на льду глобальный кризис. Но судьи упрямо тащат их на мировой уровень

— Вы видите того, кто может выстрелить?
— Мне кажется, сейчас в юниорском катании есть несколько пар. Но я не хочу говорить.

— В России или в мире?
— В России. Я всё равно верю в наш российский талант. Тренерский, человеческий, творческий. Наши ребята всё равно должны опять показать нечто, я очень верю в это. Эта вера мне даёт силы жить на этом катке и не вылезать из него. Мне кажется, мы всё-таки должны ещё что-то такое показать, куда-то рвануть.

Я знаю, что у очень многих наших тренеров сейчас безысходность, вся работа только внутрь. Мы не можем никуда выехать и получить хотя бы относительно объективную оценку международных судей, мы сами себя оцениваем, решаем вопросы внутри. Мы слепились в один клубок, и некуда нам вырваться. У многих просто облом: ну сколько можно нам бороться? Я понимаю этих тренеров. Они везде ездили с разными спортсменами, многое прошли, а сейчас вынуждены бороться с тремя судьями, которые у нас правят бал. И хочется сказать: да пошли вы все, хватит, я устал, я наработался. Я-то только второй раз вошла, у меня, может быть, больше поэтому энтузиазма. А кто-то уже устал и чувствует, что выхода нет. Но он будет. Я в этом смысле оптимист, иначе невозможно.

Елена Масленникова и её группа

Елена Масленникова и её группа

Фото: из личного архива Елены Масленниковой

— Из-за того, что в России судят иначе, нежели на международном уровне, есть непонимание, на каком уровне находятся ваши пары?
— Судейство — это такие дебри. Есть, конечно, такое дело, что из-за того, что мы направлены внутрь и что количество технических специалистов, которые судят танцы, ограничено, мы зависим от интерпретации правил несколькими людьми. Сейчас ещё прописан кодекс нашего правильного поведения, так что ещё и оспорить особо ничего нельзя. Если ты будешь без конца писать протесты, спорить, ругаться и так далее, то тебе просто создадут репутацию склочного тренера, с которым вообще не надо разговаривать. И ты ничего не добьёшься, кроме того, что твои пары будут ещё строже судить.

Я с уважением отношусь к техническим специалистам, которые тоже берут на себя бесконечные удары по головам. Они вырабатывают свой собственный алгоритм оценивания, потому что даже в переводе можно найти разные варианты понимания правил. И от этого понимания зависит иногда, проиграл ты или выиграл. Человеческий фактор никто не отменял, он был, есть и будет. Но для того, чтобы хотя бы интерпретация одних и тех же правил была в одном русле, у нас существуют прокаты в Новогорске. Ребят, мы взрослые умные люди, давайте договоримся, поднятая рука в этот момент — это черта или нет? Или надо в этот момент ещё пальчиком, предположим, крутить, как скажет другой? Этот шаг является сложным выходом из вращения? Один скажет: «Да, конечно, это сложный выход». А второй: «Для меня это не сложный». Как это не сложный? И он потом на соревнованиях не поставит тебе сложный выход, а это значит, что у тебя упадёт уровень элемента. Ко мне приходил консультировать один специалист, сказал, что это сложный выход, а другой специалист опустит меня потом, и скажет, что это не сложный выход, и найдёт аргументы. Это самый простой пример. И невозможно всё время между ними искать истину.

— В танцах на льду особенно ощущается существование очереди в фигурном катании. У вас есть объяснение, для чего она вообще нужна?
— Не знаю, это какая-то традиция историческая. Я думаю, глобально это связано с тем, что мы не можем какими-то элементами обойти соперников, как в одиночном катании: напрыгал четверных, оторвался, и ты ничего не можешь сделать. Там тоже есть своя очередь, но всё-таки не до такой степени, потому что у тебя есть возможность просто технически вырваться. А у нас нечем. То, что ты классно катаешься, ещё не повод, что тебя поставят на три ступени вперёд. Именно потому, что здесь очень большая субъективность, возникает очередь. Такой вот элитарно-странный вид фигурного катания.

И я не вижу здесь предпосылок к каким-то изменениям. Мне кажется, должен встать какой-то очень креативный человек над нашими танцами, который разрешит ставить танцоров сразу выше, если они действительно чем-то поразили. Но тут же восстанут другие тренеры и скажут: «Какого черта вообще? Я шёл к этому со своей парой пять лет, а тут какой-то Пупкин взорвал. Чем?» Исключением из правил были Пападакис и Сизерон, которые удивительным образом вырвались. И слава богу, что так произошло в истории танцев на льду.

Материалы по теме
«Абсолютно неважно, что он русский». Взгляд французских фигуристов на громкий конфликт
«Абсолютно неважно, что он русский». Взгляд французских фигуристов на громкий конфликт

«С фигуристами, которые прошли школу «Ледникового периода», в спектаклях вообще прекрасно работать. Это просто клад»

— Вас как творческого человека фигурное катание не сковывает? Всё-таки творчество — это свобода, а в фигурном катании всё строго регламентировано.
— Когда мы с Ильёй делаем спектакли, особенно такие как «Ромео и Джульетта», «Кармен», «Анна Каренина», то вкладываем в них высокий уровень фигурного катания, творчества, актерского мастерства. Всё это вместе — потрясающе. Но если у нас в руках не будет фигуристов высокого уровня, то никаких прекрасных спектаклей мы не создадим. А выращиваются они в спорте. Это то, что в силу ограничений заставляет их двигаться к определённому уровню. Спорт дисциплинирует, правила заставляют тренеров работать в одном направлении, развивать различные навыки. В итоге создаются фигуристы высокого уровня, и именно их мы потом используем в нашем более высоком творчестве. Без одного не будет другого. Спорт важен именно тем, что здесь куются кадры.

А что касается «Ледникового периода», то это немножко обман. В том смысле, что наши прекрасные артисты так быстро начинают кататься. Многие думают: значит, это не так уж и сложно. Вот он три месяца назад встал на коньки, а сейчас верхнюю поддержку делает. Что ж тогда фигуристы столько лет делают? Так, товарищи, эти прекрасные артисты находятся в руках олимпийских чемпионов, которые тренируют их. Поставить их с такими же артистами в пару — слёзы, смотреть невозможно. Только благодаря этим сильным фигуристам и отчаянной смелости артистов получается такое. Отдельно — это никак. В этом и интерес, что используются выразительность артистов, которая передаётся и нашим фигуристам, и мастерство фигуристов, которые помогают артистам что-то сделать. Поэтому у них вместе и получаются такие классные номера, учитывая наш с Ильёй Авербухом, Александром Жулиным большой талант, а также всех, кто работает на этом проекте. Там неталантливых людей нет. Вот такой интересный симбиоз получается.

«Ледниковый период»

«Ледниковый период»

Фото: Дмитрий Голубович, «Чемпионат»

— Некоторые фигуристы говорят, что школу «Ледникового периода» надо пройти каждому, потому что этот проект открывает в них новые грани. За счёт чего?
— Во-первых, за счёт того, что фигуристы должны выйти из зоны комфорта и понять, что рядом с тобой находится человек, который не умеет кататься, и тебе нужно приложить большие усилия, чтобы этот человек делал с тобой одну и ту же работу. Это очень развивает фигуристов, потому что они становятся тренерами. Они анализируют движения, которые делают, чтобы научить партнёра, ищут приёмы, при помощи которых можно научить неумеющего человека.

А во-вторых, у нас каждый номер — это история, где нужно всё актерски воплотить. Они многие этого изначально не могут либо могут в очень маленькой степени. И вдруг им начинают это объяснять актёры. Они тоже какие-то вещи им показывают, объясняют, и открываются эти новые миры. Мы с Ильёй всегда стараемся, чтобы была история, в которой нужно раскрыть какую-то эмоцию, какое-то поведение. И очень часто такое, не принятое в фигурном катании, что-то ближе к жизни. Конечно, с фигуристами, которые прошли эту школу, в спектаклях вообще прекрасно работать, потому что они уже набрали в себя эту органику актёрскую, понимание, степень эмоциональной выразительности. Это, конечно, просто клад. И они обычно потом не возвращаются в спорт.

— А почему? Неинтересно уже?
— Нет, просто действующих спортсменов мы не можем из сезона забирать. У них идёт своя работа, соревнования, как мы их заберём? Это должны быть люди, которые могут нам посвятить четыре месяца своей жизни. И Синицина/Кацалапов, и Ваня Букин к нам присоединились, потому что у них, так или иначе, закончились выступления. Временно или не временно, но их не было. А действующих мы не можем брать, у них нет времени.

Материалы по теме
Сюрприз для Медведевой и баночка пива на льду. Что происходило за кулисами финала «ЛП»
Сюрприз для Медведевой и баночка пива на льду. Что происходило за кулисами финала «ЛП»

— Всегда было интересно узнать, как вы в «Ледниковом периоде» ставите десяток постановок за неделю, где вы берёте идеи? В спорте иногда смотришь, и один хореограф на сезон ставит примерно одно и то же…
— В спорте, хочешь ты этого или нет, всё равно первоочерëдны технические задачи. Воплотить в спорте абсолютное творчество невозможно, потому что техника для фигуристов важнее всего остального, за счёт неё они будут выигрывать. Элементы должны быть удобны, я должна их обсудить с тренером, и это абсолютно ограничивает твоё безумное творчество. Всё равно у фигуристов задачи спортивные. Творчество есть в начале, в финале, и что-то в середине. А дальше задача хореографа, когда фигурист делает все свои связки, заходы на прыжки, — сохранить стилистику музыки и идею программы. Я должна помочь спортсмену и не помешать ему. Я не могу самовыражаться на спортсмене, который потом из-за меня проиграет, потому что я хотела сделать там вот такой поворот и вот такую руку, а он после этого прыгнуть не смог. Поэтому творчество в спортивных программах очень ограничено. Здесь нужно филигранно вплетать в удобное катание что-то своё, как Даня Глейхенгауз, допустим, делает. Тоже говорят, что какие-то штампы у него, но, ёлки-палки, девочки впереди всех.

Даже если просто нашёл какую-то прекрасную музыку, нашёл образ — это уже полдела в спорте. А в «Ледниковом периоде» мы ничем не ограничены. Мы вставляем те элементы, которые подчеркнут музыку, которые может сделать наш чемпион с актером. Здесь никто не будет смотреть, есть у нас ребро на лутце или нет, поэтому мы не ограничены техникой. В этом смысле колоссальная разница.

— Но где берётся столько идей?
— Они берутся в моей голове, Илюши, Саши Жулина, Игоря Аршуляка. У меня есть режиссерские сценарные мозги, они мне даны от природы. Я пишу тексты, рассказы, участвовала в написании сценариев для кино, которые не связаны с фигурным катанием, есть сценарии и о фигурном катании, которые пока лежат невостребованные. Но надеюсь, что придёт для них время. Придумывание историй — этот талант мне дан от природы, и я его развиваю всю жизнь. Такой же талант есть у Ильи, и он его использует в своих прекрасных проектах.

Другое дело, что безумно тяжело, во-первых, не повторяться. Всё равно есть набор историй, который заканчивается. Мы очень долго пытались не повторяться, но в какой-то момент поняли, что это невозможно — всё равно история в какой-то момент повторится. Другое дело, в какие обстоятельства мы её погрузим, с какой музыкой, как это преподнесем. И у нас появились повторения, но в другом аспекте.

Что безумно сложно, так это то, что мы в «Ледниковом периоде» ограничены по времени. Допустим, у тебя есть актёр, у него сейчас гастроли, съёмки и так далее… И вот он приехал к тебе, у тебя три часа времени с ним, и ты должен именно сейчас родить эту историю, найти какую-то оригинальную музыку, предложить участникам. А может, им она и не понравится, поэтому нужно иметь в запасе ещё что-то и сделать это здесь и сейчас и никогда больше. И желательно не подставить их под плохие оценки, потому что они нам доверяют.

«Ледниковый период»

«Ледниковый период»

Фото: Дмитрий Голубович, «Чемпионат»

Это очень сложно, иногда ты заходишь в абсолютный тупик и бьёшься головой об стенку. И выбор музыки тоже сложный, потому что всё приличное мы уже использовали, дальше осталось либо безобразие какое-то, либо каверы. Между собой у нас тоже бывают конфликты, потому что мы бываем не согласны друг с другом. Но мы стараемся свести их к минимуму, иначе не сделаем дело. Поэтому надо напрягаться, заставлять свой мозг работать очень активно. И я начинаю ходить где-то по периметру, у меня звучит музыка, я пытаюсь вызвать какие-то ассоциации, от чего-то оттолкнуться, что-то сделать. Иногда это просто полный тупик. А иногда — из ничего рождается идея.

Очень часто мы с Ильёй ходим, как по клетке в зоопарке, как какой-нибудь зверь, потом пересекаемся между собой, смотрим друг на друга: «У тебя есть что-нибудь?» — «Нет». — «И у меня нет». Опять ходим-ходим, сошлись. Я ему: «Илья, есть что-нибудь?» — «Нет, а у тебя?» — «Есть. Только давай без ржачки, без оскорблений». — «Ну, бросай». Я начинаю ему накидывать, иногда даже какой-то бред. Он говорит: «Вот это берём». Я ему: «А мне кажется, что это можно сделать так-то и так-то, и у нас получится вот такая история». Мы друг друга дополняем, и у нас образуется какая-нибудь история, предлагаем её ребятам. Очень часто актёры нам помогают раскрутить это. Мы всё это играем, и что-то рождается. А иногда бывает, что просто услышал музыку и у тебя сразу пошла какая-то хорошая ассоциация.

«Не думаю, что нас с Шевченко и Ежловым в первый год сразу примут, но в том, что мы внесём что-то интересное в наше танцевальное сообщество, я уверена»

— Также хочу вам задать несколько вопросов про вашу группу. У вас сейчас большие изменения, Соня Шевченко и Игорь Ерёменко ушли из тренерства обратно в спорт. Как изменилась ваша работа?
— Соня и Игорь ушли из тренерства, я очень об этом жалела, потому что они оба очень талантливые люди. В прошлом году они помогали мне с постановками. Соня в младшей группе ставила совершенно чудесные программы, абсолютно цельные. Недаром она в ГИТИСе учится у Елены Анатольевны [Чайковской] на курсе хореографов фигурного катания. И Игорь очень креативный человек. Он прекрасно танцует на полу разными стилями, он просто танцор от бога. У нас отлично сложилась работа, но в силу обстоятельств и предложений Игорь катается теперь с Аннабель [Морозов], и я его как тренера потеряла. Но я не ссорилась с ним ни в коем случае. Он сказал: «Я не могу не использовать шанс, потому что у меня есть ощущение недокатанности». Я ему сказала: «Игорь, вперёд!»

Ну и тут с Соней тоже что-то случилось. У них с Игорем было сложное завершение карьеры, но здесь она у меня как-то реанимировалась. Собралась, у неё появилась мотивация. У нас с ней прекрасный человеческий контакт. Она поняла, что я работаю в стиле сотрудничества, а не подавления спортсмена, потому что иначе не могу. Я, конечно, могу и прикрикнуть, и выгнать. Но стараюсь доставать хорошее из человека и что-то с этим хорошим вместе творить. Соня такой же человек, поэтому мы с ней нашли очень хороший общий язык и понимание движения, которое мы хотим сделать вперёд.

И у меня есть очень талантливый мальчик в группе — Андрей Ежлов, поздно начавший в танцах на льду. Я даже не думала, что мы за один сезон поднимемся с ним из ничего до очень высокого уровня. Он, во-первых, прекрасно выглядит, очень спортивный, развит многогранно, его физические данные просто нереальные для фигуриста. При этом есть темперамент, есть желание. Есть отсутствие выкатанности танцевальной, которая у танцоров с детства — будем над этим работать. И вот она как-то его выбрала сама и предложила работать вместе. Ему надо было ещё КМС выполнить, чтобы кататься с Соней, мы с ним этот путь прошли целенаправленно. А сейчас пашем-пашем-пашем.

Софья Шевченко и Андрей Ежлов

Софья Шевченко и Андрей Ежлов

Фото: из личного архива Елены Масленниковой

Все заряжены очень. Я не думаю, что в первый год нас сразу примут, но в том, что внесём что-то интересное в наше танцевальное сообщество, уверена. Соня совершенно обворожительная, очень танцевальная, и Андрей… У них как раз мужское и женское начала очень сильно развито в хорошем смысле. Мне очень интересно с ними, очень. Мы с Соней проговорили, что в этом сезоне просто себя презентуем и покажем наш стиль. А дальше надеемся, что пойдём наверх. У нас нет цели кого-то закидать шапками сразу, потому что реально понимаем, как всё устроено.

— Вы будете искать какую-то тренерскую замену Соне и Игорю?
— Ко мне сейчас приходит Руслан Жиганшин. Мне он очень нравится. Руслан сам не ожидал, что так получится, я его потихонечку начала привлекать. Он был сейчас не в танцах, а в основном с одиночниками и парниками, работал как «скользист». У него очень сильно расписано лето по старым обязательствам, но с начала сезона, надеюсь, он будет со мной более плотно. И я очень рада, что у меня появляется такой тренер. Потом со мной работает Александр Балыков — молодой парень, он ещё и технический специалист. Очень ответственный и чёткий человек, мне нравится с ним работать.

И в этом сезоне мне очень хорошо помог с постановками Максим Ставиский. Он ко мне приходил, помогал, маленькие революции каждый день устраивал, все были взбудоражены. И в этом есть своя фишка, потому что, когда всё ровно и хорошо, прогресс немножечко замедляется. Когда появляется личность, которая может всех заставить мыслить и двигаться по-другому, это хорошо. Естественно, мы друг друга очень давно знаем, ездили на одни и те же соревнования, когда у меня ещё Рита и Повилас были, потом сколько лет уже у Авербуха вместе работаем. Очень ценю Албену, Макса и их помощь.

— У вас только одна пара будет во взрослых?
— Во взрослых — да. Но у меня ещё есть юниоры, в которых я очень верю — Саша Шинкаренко и Влад Михайлов. Они очень красивые, очень перспективные. Во многом благодаря их стараниям наша группа в этом сезоне получила более высокий статус. Очень горжусь их успехом к концу сезона и очень надеюсь, что мы с ними пойдём дальше к намеченным вершинам.

Елена Масленникова с Александрой Шинкаренко, Владиславом Михайловым и Ильёй Авербухом

Елена Масленникова с Александрой Шинкаренко, Владиславом Михайловым и Ильёй Авербухом

Фото: из личного архива Елены Масленниковой

— Они пока остаются в юниорах?
— Да, им 16-17 лет только исполнилось, они ещё только по старшему возрасту сейчас вкатались. Поэтому зачем нам лезть, если мы ещё два-три года можем прекрасно в юниорах себя развивать, амбиции там хорошие. Они как раз за этот год прошли первый этап пубертата, когда Саша Шинкаренко из ребёночка превратилась в красивую девушку. Это было опасно по весу, по соотношению роста, но, мне кажется, они сейчас очень гармонично смотрятся. Уже на другом уровне заходим в этот сезон, очень надеюсь на их успех. Кроме них, у меня ещё есть три юниорские пары вновь составленные, тоже очень интересные. Мне прям хочется их показать.

— Какие у вас цели на следующий сезон?
— Во-первых, чтобы мою группу приняли всерьёз. В этом сезоне был очень сложный прорыв, не хотели нас видеть. Но неизбежно мы есть. Сейчас уже с пониманием того, что мы есть, пойдём в нашем общем котле дальше. Я хочу, чтобы мы больше призовых мест получали во всех разрядах. По крайней мере, очень много работаем для этого.

Комментарии