Показать ещё Все новости
Как в лаборатории. Почему лучшая фигуристка Тутберидзе стала заложницей одного образа
Яна Левхина
Почему программы Щербаковой выглядят одинаково
Комментарии
Трёхкратная чемпионка России Анна Щербакова может на льду всё. Но её программы подозрительно похожи друг на друга.

Работа тренерского штаба Тутберидзе и впрямь напоминает конвейер, но только в хорошем смысле. Этери Георгиевна и её команда нацелены исключительно на результат и ради его достижения выстроили идеально отлаженный механизм подготовки юных фигуристок. Его главное особенность – отсутствие мелочей. Каждая секунда программы, любой нюанс используются для повышения итоговой оценки.

Благодаря такому подходу для каждой спортсменки находят образ, в котором она выжимает максимум из своих возможностей. Однако вырваться из привычного формата и пуститься в эксперименты в «Хрустальном» практически невозможно.

Не потому ли все программы лучшей фигуристки России Анны Щербаковой так сильно похожи друг на друга?

Талантливая, но одинаковая

Трёхкратная чемпионка России с детства выделялась музыкальностью и артистизмом. Фигуристка так чётко следует музыкальным акцентам и передаёт заложенные в композиции эмоции с помощью мимики, будто пропускает через себя каждую ноту. Благодаря этому свойству Аня привлекала внимание специалистов ещё до того, как освоила четверные. Кажется, природный талант к интерпретации музыки делает Щербакову универсальной фигуристкой, способной раскрывать на льду любой образ. Но вместо этого она уже несколько лет неотступно следует чёткой артистической линии, выбранной для неё в «Хрустальном».

В первом юниорском сезоне фигуристка представила лиричную короткую программу под нарезку из ноктюрнов Шопена. Аня здорово воплощала на льду проникновенный чувственный образ, и тренеры активном этим пользовались. В произвольной она тоже выступала под грустную нежную композицию — «Dreamcatcher», которая по энергетике и теме почти не отличалась на от короткой. Разве что в произвольной музыка постепенно набирала темп, и Аня ускорялась вместе с ней, выдавая под конец более сильные эмоции.

И если для первого юниорского сезона такая ситуация не казалась из ряда вон выходящей, то со временем к постановкам для Щербаковой появлялось всё больше вопросов. Из года в год тренерский штаб продолжал вести Аню по проторенной дорожке, избегая резких перемен и экспериментов.

Материалы по теме
Щербакова так и не станет главной звездой Тутберидзе. И поэтому выиграет Олимпиаду?
Щербакова так и не станет главной звездой Тутберидзе. И поэтому выиграет Олимпиаду?

Фигуристка без визитной карточки

Во втором юниорском сезоне Щербакова предстала перед зрителями и судьями с лирикой в короткой программе и минорной классической Rondo Capriccioso в произвольной. Примерить на Аню другой образ тренеры решились только в показательном номере, где юная фигуристка в розовом кимоно лихо зажигала под энергичную мелодию. Классное драйвовое катание давалось ей ничуть не хуже, чем медленное и лиричное, но на соревнованиях Аню такой мы до сих пор не видели.

Пока у главных конкуренток Щербаковой появлялись визитные карточки (у Трусовой — «Пятый элемент» и «Убить Билла», у Косторной — «Ангел» и «Ромео и Джульетта»), благодаря которым их запоминал зритель, Аня показывала трогательные, но однообразные программы. И во взрослых ситуация практически не поменялась.

Материалы по теме
«Неужели я это вижу?» Щербакова выиграла чемпионат России с лучшим прокатом в истории
«Неужели я это вижу?» Щербакова выиграла чемпионат России с лучшим прокатом в истории

Трюк с платьем запомнился, Щербакова – нет

В сезоне-2019/20 Щербаковой поставили яркие сильные программы, но, опять же, в прежнем стиле. Проникновенный «Парфюмер» полюбился болельщикам и произвёл впечатление на судей, но не показал новые стороны фигуристки. Не сильно отличалась от прежних постановок и произвольная «Жар-птица». Программа начиналась медленно, с лирической музыки, а во второй части переходила в энергичный балет Стравинского, позволяя Ане набирать темп и демонстрировать яркие эмоции. Однако запомнилась «Жар-птица» прежде всего эффектной сменой цвета платья, а не хореографическим связками или необычным образом.

При этом назвать программы Щербаковой в первом взрослом сезоне нельзя – с точки зрения результата и влияния на судей они своё дело сделали. Вот только не покидает ощущение, что в «Хрустальном» намеренно не дают Щербаковой раскрыть весь диапазон своего таланта, втискивая её в привычные и проверенные границы.

Материалы по теме
Щербакова после тяжёлой болезни выдала лучший прокат в истории! Боже, вы это видели?!
Щербакова после тяжёлой болезни выдала лучший прокат в истории! Боже, вы это видели?!

Критика после открытых прокатов

На открытых прокатах этого сезона постановки Ани стали, пожалуй, главным разочарованием. Короткая программа под музыку из «Эриний» напоминала слабую версию прошлогоднего «Парфюмера». И произвольная не сильно от неё отличалась. Обе программы были поставлены под грустную заунывную музыку без развития, и Щербакова в них выглядела одинаково. После открытых прокатов Аня и её тренеры получили массу критики не только от зрителей, но и от специалистов.

«Анечка Щербакова предстает в новом сезоне в привычном для нас стиле», — говорила Инна Гончаренко в интервью «Р-Спорт».

Тренерский штаб проявил гибкость, и уже на первом турнире сезона Щербакова катала изменённую произвольную программу. Добавление яркой и энергичной музыки во второй половине сделало номер более живым и самобытным. Как минимум, теперь короткая и произвольная не копируют друг друга.

«В той музыке был логичный образ, страдание, и от этого в программе не было напора. Я уже к концу была не так бодра, как в начале. Здесь же музыка тянет меня за собой и заставляет вкладываться на двести процентов», — признавалась Щербакова.

Материалы по теме
Щербакову до последнего уговаривали сняться. А она довела Тутберидзе до слёз
Щербакову до последнего уговаривали сняться. А она довела Тутберидзе до слёз

Эксперименты в «инстаграме»

Аня поразила всех на чемпионате России чувственным и самоотверженным исполнением своих программ. Но даже тут постановки заиграли скорее благодаря трогательной личной истории Щербаковой, нежели хореографическим находкам.

Эксперименты Аня продолжила оставлять только в показательных номерах и на тренировках. Щербакова шикарно смотрелась в эпичной постановке на гала чемпионата России, где она выступала в образе девушки, мечтающей править миром. А недавно фигуристка в «инстаграме» поразила всех энергичным заводным танцем.

Консерватизм тренерского штаба оправдан с точки зрения результатов, но одновременно сдерживает потенциал Щербаковой. А как бы хотелось увидеть Аню в экспрессивном и задорном номере на крупном турнире, а не в показательных или тренировках.

Комментарии