Феноменальные четверные прыжки, изумительное катание, чистые прокаты, от которых дух захватывает. За всем этим стоят тысячи часов титанического труда юных фигуристок и ежедневные маленькие подвиги их родителей.
Мама и папа надежды российского фигурного катания Софьи Самоделкиной полностью подчинили жизнь спортивной карьере дочери. В свои 13 Соня чувствует ответственность перед родителями и не может себе позволить, чтобы все их усилия оказались напрасными.
История семьи Самоделкиных для фигурного катания скорее даже типична, чем уникальна. И всё-таки, зная, какой ценой эта сильная девочка добилась статуса главной надежды России, особенно хочется, чтобы у Сони всё получилось.
Девочка с сильным характером
В фигурное катание Самоделкина попала в пять лет. На каток девочку, как это часто бывает, привела мама, но именно Соня решила, что лёд — это первая и самая сильная её любовь. Спустя полгода тренировок в родной Балашихе девочку пригласили в ЦСКА, где она сначала каталась у Лилии Биктагировой, а затем у Сергея Давыдова.
«Когда мы перешли, мама спросила меня: «Будем дальше заниматься, выигрывать, побеждать?». Я смело ответила «да». У нас начался этот путь. Подкатки, больше тренировок. У прошлого тренера лёд был в пять часов утра. Мы вставали в три, потому что мне надо было проснуться, доехать, размяться. Мы через это всё проходили. Мама у меня как правая рука. Если я вставала в три, то она – ещё раньше. Я спрашивала её: «Ты хочешь это всё закончить?». Она говорила: «Нет, но просто тяжело». Приходилось перебарывать себя», — совсем не по-детски рассказывает Соня.
Фото: ltk-cska.ru
Именно у него спортсменка начала свой трудный путь в большой спорт. Подъёмы в три часа ночи, чтобы попасть на раннюю тренировку, ежедневные поездки из Балашихи в Москву и редкие встречи с отцом и сестрой — ничто из этого не смогло остановить целеустремлённую Самоделкину. Несмотря на все трудности, у неё ни разу не возникало желания бросить спорт. Конечно, были периоды, когда было особенно тяжело — хотелось провести хотя бы один день без фигурного катания. Но тяга ко льду и верность выбранному пути неизменно брали верх.
После обидных поражений или просто неудачных дней вернуть уверенность в себе фигуристке помогает Сергей Давыдов. Он проводит с Соней тонкую психологическую работу — знает, когда нужно быть построже, а когда стоит спокойно поговорить со спортсменкой и объяснить ей ошибки. Тем не менее тренер уверен, что Соне не нужна дополнительная мотивация — у неё есть нетипичное для подростка понимание, что для появления результатов необходима долгая и упорная работа.
«Мы, конечно, формируем характер, но есть такое внутреннее нутро, у каждого оно своё, которое сломать или переделать достаточно проблематично. И ты с этим миришься, работаешь, делаешь спортсмена сильнее. Главное — иметь цель и планомерно к ней идти», — говорил он в интервью Первому каналу.
Секрет успеха: 500 акселей в день
Бойцовский характер Самоделкиной в первую очередь проявляется при разучивании прыжков. На данный момент фигуристка обладает несколькими элементами ультра-си. На пятом Кубке России она исполнила два тройных акселя и четверной сальхов. При этом в короткой программе из-за правил для юниорок ей пришлось прыгнуть каскад с тулупом. До неё это удавалось только двум фигуристкам — Алисе Лью и Софье Акатьевой.
Также в арсенале Сони есть четверной риттбергер. Его она пыталась исполнить на чемпионате Москвы. Элемент не получился, но сам факт того, что она прыгнула риттбергер даже раньше Александры Трусовой, говорит о том, что у спортсменки очень большие амбиции.
Что касается остальных прыжков, то Соня отличается высокой стабильностью. Оно и немудрено — чтобы выучить тройной аксель фигуристка прыгала по 500 прыжков в два с половиной оборота в день. В 2019 году она с группой ездила на сборы, где ей стали поднимать прыжок и делать более резкую крутку. Результат не заставил себя ждать — в октябре этого года Самоделкина впервые удачно прыгнула триксель.
Следующая цель Сони — четверной лутц. Такой набор прыжков нельзя назвать стандартным, ведь обычно юные фигуристки начинают с более простого тулупа, но случай Самоделкиной уникален. По словам её тренера, этот прыжок у Сони некорректный, поэтому спортсменка идёт по другому пути и делает акцент на элементах, которые лучше даются именно ей.
«Метель» для Самоделкиной
Не забывает Соня и об артистизме: пока баллы за компоненты у фигуристки не самые высокие, но она постоянно совершенствуется. В этом сезоне у Самоделкиной непростые программы. Короткая поставлена на довольно избитую тему из «Ромео и Джульетты», но Соне каждый раз удаётся вдохнуть в эту композицию новую жизнь и сделать что-то свежее, оригинальное. Произвольная же вызывает вопросы у специалистов. Соня катает под экспериментальную склейку «Метели» и «Маскарада», что пока смотрится несколько неуверенно.
Дело в том, что изначально тема предназначалась для другой фигуристки из группы Давыдова. Но когда Соня впервые услышала эту композицию, то сразу же захотела номер под неё. Тренер постоянно останавливал фигуристку — мол, слишком сложная тема, не для 13-летней девочки, но Соня настояла на своём. Правда, первая версия программы показалась однотонной, без интересных акцентов.
«Тогда я услышала звон колоколов, и будто оказалась на балу. Перед соревнованиями я смотрела фильм и читала само произведение, поэтому поняла: это — то, что надо», — рассказывала фигуристка о появлении идеи изменить музыкальное сопровождение к произвольной.
К слову, под «Маскарад» каталась ещё одна одиночница — Евгения Медведева. Однако программа была поставлена без оглядки на неё. Соня хочет запомниться, войти в историю, как, например, сделал Алексей Ягудин со своей знаменитой «Зимой». По признанию Самоделкиной, в свободное время она часто пересматривает выступление фигуриста на Олимпиаде в Солт-Лейк-Сити и постоянно чему-то учится.
И похоже, это действительно так: за полгода у спортсменки заметно улучшилось исполнение — заходы на прыжки стали короче, прыжки — мощнее, а эмоции — ярче. Софья уверенно рвётся к большим победам, но, как бы ни сложилась её дальнейшая судьба, уже можно сказать, что все жертвы её семьи не были напрасными.