— Мистер Грюттер, как дела у вас и у ваших учеников?
— Спасибо, всё хорошо. И у Стефана Ламбьеля тоже, он в хорошей форме, тренируется у меня – конечно, когда не уезжает на очередное шоу. На тренировках Стефан прокатывает программу каждый день со всеми прыжками. Конечно, два четверных он не делает, только один.
Костюмы Стефана, например, мне очень часто не нравились. Но когда в конце концов оказывалось, что костюм работает, мне ничего оставалось, кроме как согласиться.
У Самуэля Контести большие проблемы с ботинками. Фирма-производитель стала использовать новый материал для ботинок, и они у него постоянно выходят из строя, ему нужна новая пара едва ли не каждый месяц. Поэтому в один момент он решил сменить марку, и поначалу всё было неплохо. Но каблук у этой модели гораздо ниже, и у Самуэля начались боли в пятке. Тогда он вернулся к прежней марке, но к старой модели. Он нашёл пару, которая была у него на чемпионате Европы в Хельсинки(в 2008 году – Прим. «Чемпионат.ру»). Он когда-то отдал эти ботинки другу, а теперь попросил обратно. Так что бьёмся с ними… Меня все эти перемены беспокоят.
У Паоло Баккини всё неплохо, хотя и есть проблемы с тройным акселем из-за изначально неверно поставленной техники. Когда он перешёл ко мне, то переучивать уже было очень сложно. Но ему очень нравится кататься. Мы все втроём скоро едем в Хельсинки на «Финляндия Трофи» (интервью было записано после турнира Nebelhorn Trophy. — Прим. «Чемпионат.ру»), а потом у Паоло старт на этапе Гран-при «Скейт Канада». Это был сюрприз. Весной в Италии на семинаре я сломал бедро: там на катке было очень холодно, и я неудачно упал, понадобилась срочная операция… И вот когда я лежал в больнице, это было поблизости от родного города Паоло, он пришёл навестить меня и сообщил, что получил этот этап. Мы очень этому обрадовались. У него новая короткая программа.
— На музыку «Пиноккио»? Он сказал в интервью, что это вы предложили ему музыку.
— Да, я предложил тему, потому что у меня уже была музыка. Но он смонтировал её по-своему. У меня была другая идея. Но я не могу навязывать другим своё видение, могу только дать тему, а они выберут отрывки. И костюма его я ещё не видел, даже не знаю, что там будет. Костюмы Стефана, например, мне очень часто не нравились. Но когда в конце концов оказывалось, что костюм работает, мне ничего оставалось, кроме как согласиться. Например, его костюм к туринской Олимпиаде я поначалу терпеть не мог! Но должен сказать, что сейчас, оглядываясь назад, понимаю, что костюм с полосками зебры запомнился.
— Стефан даже передал его в Олимпийский музей в Лозанне.
— Да, они просили этот костюм, а ему было жалко с ним расставаться. Да уж, хорошие времена были, мы тогда получили массу удовольствия. Стефан в соревнованиях чаще всего
Стефан так любит кататься на публике, это помогает, зрители заряжают его энергией. Но не у всех так получается. Паоло очень нервничает перед соревнованиями, но опыт помогает ему справляться. Самуэль волнуется больше всех из них.
катался хоть чуть-чуть, но лучше, чем на тренировках. На чемпионате Европы в Лозанне в 2002 году тренировки были просто катастрофой, я думал, нам надо сниматься с этих соревнований вообще, а он просил: нет-нет, дайте мне попробовать. И откатал квалификацию, короткую программу и произвольную без ошибок (смеётся)! (Ламбьель занял тогда четвёртое место. – Прим. «Чемпионат.ру») Он так любит кататься на публике, это помогает, зрители заряжают его энергией. Но не у всех так получается.
Паоло очень нервничает перед соревнованиями, но опыт помогает ему справляться. Самуэль волнуется больше всех из них. Эта нервозность даже отражается на его физическом состоянии, я же вижу его каждый день. И когда он приходит со льда весь в стрессе, говорю ему иногда: отнесись к этому спокойнее, у тебя же такой отрыв! Каждый индивидуален, они такие разные.
— Знаете, мне кажется, у них есть кое-что общее. Вы говорили, что они сами выбирают музыку или сами её монтируют, сами выбирают костюмы… Это вы их себе подобрали таких своенравных или они пришли именно к вам, потому что с вами им комфортно, вы на них не давите?
— У Самуэля, например, совершенно не такие, как у меня, вкусы по части музыки и костюмов. Но мне приходится принимать его выбор. В этом году у него короткая программа на классическую музыку, он думает, что мне должно понравиться. А я знаю, что поначалу не понравится всё равно! Но ему подходит именно это. Мы можем только предлагать, но в конце концов они выходят на лёд и катают программы, поэтому и решать должны они. Если работать с ними с детства, то ещё можно немножко на них повлиять. Я приношу музыку на тренировки, возможно, незнакомую для них. Сейчас же во многих домах музыка вообще не звучит… Они ходят в кино, услышав там музыку, решают: вот под это я буду кататься. Но все ли смогут понять, о чём такая программа?
У меня тренируется девочка 13 лет, а выглядит и вовсе на 10; катается у меня с самого начала. И вот она слушается меня во всём: что касается музыки, костюмов… Когда они вырастут, возможно, захотят делать что-то другое. Можно только надеяться, что удалось немного на них повлиять хотя бы в детстве. К сожалению, родителям многих моих учеников всё равно, как их дети одеваются, какую музыку слушают – откуда же тогда у детей возьмётся вкус?
Продолжение следует.