Показать ещё Все новости
Фигурное катание Ванкувера. Мужчины (итоги)
Кристина Королёва
Фигурное катание Ванкувера. Мужчины (итоги)
Комментарии
От мужского одиночного, несомненно, ждали медали. Но явно не той, которую получили. Впрочем, как бы ни хотели иные функционеры выставить серебро за платину, результат был логичен, если разобраться.

Лауреаты:

1. Эван Лайсачек (США) – 257,67

2. Евгений Плющенко (Россия) — 256,36

3. Дайсуке Такахаши (Япония) — 247,23.

Наши:

13. Артём Бородулин (Россия) — 210,16.

Количество побед на Олимпиадах: США — 7, Россия (СССР) — 5, Швеция — 4, Австрия — 3, Великобритания — 2, Германия и Чехословакия — по 1.

Первые призёры на ОИ (1908): 1. Ульрих Сальхов (Швеция), 2. Ричард Йоханссон (Швеция) 3. Пер Торен (Швеция).

Самый титулованный спортсмен: Гиллис Графстрём (Швеция) — 3 золота (1920, 1924, 1928), Карл Шефер (Австрия) и Дик Баттон (США) — по 2 золота (1932, 1936 / 1948, 1952).

Наши достижения: 5 золотых, 4 серебряных, 1 бронзовая медаль.

ИСТОРИЯ ВОПРОСА

Соревнования по фигурному катанию среди мужчин включены в олимпийскую программу с 1908 г. В России принято считать, что первым чемпионом в мужском одиночном был Николай Панин-Коломенкин, который в 1908-м выиграл соревнования в специальных фигурах. Больше этот вид фигурного катания в олимпийской программе не значился. В привычных же соревнованиях впервые медаль нашим соотечественником была завоёвана в 1972 г. в японском Саппоро. Героем стал Сергей Четверухин, получивший серебро. Его обошёл Ондрей Непела из Чехословакии. Четыре года спустя успех соотечественника повторил Владимир Ковалёв. Он тоже стал серебряным призёром Игр, проиграв Джонну Карри из Великобритании. Две следующие Олимпиады наша страна оставалась без наград, зато в 1988 г. в канадском Калгари на пьедестал взошёл Виктор Петренко. Пока что на место бронзового призёра. Зато через 4 года в составе объединённой команды он уже заработал звание чемпиона, став первым российским фигуристом-одиночником, выигравшим Игры. С 1992 по 2006 годы мы не сдавали верхнюю ступень пьедестала. В 1994-м её занял Алексей Урманов, выиграв у канадца Элвиса Стойко и француза Филиппа Канделоро. В 1998-м пьедестал повторился, только на месте Алексея стоял Илья Кулик. К 2002-му в мире фигурного катания вовсю кипела битва Плющенко и Ягудина, о которой не говорил только ленивый. Сражавшиеся во всех возможных ледовых битвах россияне должны были поставить точку в споре именно в Солт-Лейк-Сити. Итог мы знаем. Свои позиции Плющенко с блеском отыграл в Турине в 2006 году. И готовился подтвердить в Ванкувере.

НАШИ ДНИ

Повесив на шею дырявую туринскую медаль, Плющенко объявил, что устал, что выиграл всё, что хотел, и, скорее всего, спорт высших достижений оставит. По крайней мере, до поры. Разговоры о вероятном возвращении Евгения в большой спорт не ослабевали все эти четыре года, но постепенно тех, кто всё ещё хотел возвращения чемпиона, становилось всё меньше — в конце концов, всякую публику можно перекормить обещаниями. Тем сильнее расстраивали эти разговоры, чем пристальнее мы присматривались к тем, кто пришёл на смену Евгению. Ребята, вроде бы, талантливые, но молодые и по сути оставленные федерацией на самообразование. А самое главное, ни один из них не претендовал на роль лидера. В итоге за прошедшие четыре не один фигурист заставил нас надеяться на то, что именно он станет той самой звездой, которая покорит Ванкувер, но что-то происходило, и он попросту исчезал из поля зрения. Илья Климкин был уже не очень молод и совершенно нестабилен; Сергей Добрин менял тренеров, а выучивая новые элементы, терял из арсенала старые; Андрей Лутай умудрялся прокатать одну программу хорошо, но завалить другую, а в олимпийском сезоне и вовсе вылетел из сборной на год (отстранили от соревнований за неспортивное поведение). Более или менее в сборной закрепился разве что Сергей Воронов — фигурист сильный, интересный, боевой, но психологически нестабильный. Он упустил путёвку в Ванкувер, потому что не справился с прокатами на чемпионате Европы в Таллине. Вот и получилось, что, не вернись Евгений Плющенко, шансы на медаль отсутствовали бы полностью. Однако и тут не всё просто. Понятно, что три года перерыва — это не шутка. С одной стороны, отсутствие интенсивных тренировок (не могут же ими считаться подготовки к шоу, в самом деле!) приводит к потере формы. Да, мы видели прыжки, мы видели дорожки, но посмотрите выступление в Турине — не правда ли, пластичнее? А где фирменный бильман? Кажется, его уже просто не согнуть. А с другой стороны, соперники на месте не стояли.

КОНКУРЕНТЫ НЕ ДРЕМЛЮТ

Издавна сложилось, что в мужском фигурном катании на пьедестал, как правило, претендует первая десятка — настолько сильна конкуренция. А спортсмены ещё и продолжали наращивать класс, доводить до блеска своё мастерство, разучивать четверные, вникать в тонкости новой системы судейства, искать лазейки, чтобы свои недостатки скрыть, а достоинства представить в лучшем свете. Их нельзя упрекать — все играли по тем правилам, которые были предложены. Играть по ним стоило бы и Евгению, раз уж он решил вернуться. В то же время парни занимались не только подсчётами цифр, они ещё и упорно ломали себя, чтобы быть всё лучше и лучше. Будущий чемпион Эван Лайсачек, которого всегда упрекали в отсутствии хореографии и так называемой лирической составляющей, прилетал на обучение в Москву к Татьяне Анатольевне Тарасовой, брал уроки балета, подолгу убивался у станка в Большом театре, работал с хореографами и учился чувствовать то, что катает, вкладывать в прокат самого себя. Двукратный чемпион США не только тренировал, но и вставлял в программы тот самый четверной прыжок, в неумении прыгать который его теперь обвиняют. И, между прочим, успешно его делал, но получил накануне Олимпиады травму и не стал рисковать. Надо сказать, он всё решил правильно — Игры слишком важный старт, чтобы ставить сомнительный элемент на карту. Это теперь всем и Такахаши скажет, который на этот злосчастный четверной решился. Храбрости японца надо поаплодировать, но ошибка стоила ему не серебряной, а золотой медали. Что касается Дайсуке, то уже через два года он набрал больше баллов по сумме двух программ, чем Евгений Плющенко в Турине, где у него были самые высокие результаты в карьере. Не стоит забывать и о тех спортсменах, кто не попал на пьедестал Ванкувера. Швейцарец Стефан Ламбьель, француз Брайан Жубер, японец Нобунари Ода, американец Джонни Вейр и даже канадец Патрик Чан не ограничивались только лишь шоу, а продолжали выяснять отношения на льду и прогрессировать, прогрессировать, прогрессировать.

ЧЕТВЕРНОЙ, ДОРОЖКИ ШАГОВ, ВРАЩЕНИЯ

Откровенно говоря, от Евгения многого не требовалось. Он должен был просто выйти и без излишеств показать всё, на что способен. Нечего душой кривить — он всё ещё очень силён. Не стоило, пожалуй, вставлять в прокат странные движения, покачивание бедрами, томные взгляды поверх голов судей — всё это, безусловно, как-то сочеталось с идеей программы, но задумка оказалась слишком глубока. А надо было лишь показать мощную и уверенную технику и не шататься на выездах с прыжков. Всё же, положа руку на сердце, скромности Лайсачека и артистизма Такахаши Жене явно не хватило. Возмущённая общественность обрушилась на американского обидчика, готовая закидать его камнями и распять за несчастный четверной прыжок, начисто игнорируя все остальные элементы его проката. Несомненно, чемпионского проката. К чести Жени надо сказать, что он, бесспорно, очень хотел. Он показывал свои фирменные вращения, он летел в дорожках шагов (всё же не таких сумасшедших как за 4 года до этого) и таки прыгнул этот прыжок, который теперь знают все вокруг. Но этого оказалось недостаточно. Программа фигуриста не состоит только из этих трёх элементов. Она должна нести идею, быть цельной единицей спортивного искусства, движения должны раскрывать выбранную музыку. Прокат Жени кроме силы и уверенности (на грани с самоуверенностью) другого почти и не нёс. Итог? Серебро за желание и остатки былого мастерства.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Евгений Плющенко, ставший серебряным призёром Игр, с результатами соревнований не согласился и заявил, что на них повлияли совершенно неспортивные факторы.

«После короткой программы мне сказали: ты катался первым, поэтому тебя немножко засудили, не дали оценочку правильную. Но сейчас-то я катался последним! И откатался чисто! Это же тоже должно как-то учитываться. Наверное, им не нужен ещё Плющенко, опять Плющенко… Но я хочу спросить: а где люди, которые стоят за моей спиной, которые должны бороться, обыгрывать меня? Я их не увидел. Поэтому мне обидно», — цитирует фигуриста «Весь спорт».

Ответом стали слова президента Международного союза конькобежцев Оттавио Чинкванты:

«Конечно, Плющенко вправе считать, что золотая медаль присуждается только за прыжки, но мы также ценим и такие качества фигуристов, которые демонстрировал, например, Джонни Вейр. Мы просим исполнять пианиста не только Шопена, но и других композиторов. И мы просим фигуриста не только прыгать, но также выполнять вращения и дорожку. Фигурное катание – это не только акробатический спорт».

Президент Федерации фигурного катания России Валентин Писеев заявил, что в ходе произвольной программы у российского фигуриста Евгения Плющенко всё-таки были помарки и недочёты, которые сказались на решении судей поставить на первое место американца Эвана Лайсачека:

«Здесь судьи зацепились именно за качество. Ведь есть не только прыжки, есть и вращения, и шаги, и каждый этот элемент оценивался. Есть четыре уровня оценки: по дорожкам у него третий уровень, по одному из вращений — тоже третий. И вот по этим элементам Плющенко не повезло в короткой программе.

Надо кататься безошибочно. А здесь было к чему придраться в отдельных элементах, и судьи этим воспользовались. Исполни Плющенко комбинацию из трёх прыжков, третьим прыжком он бы отыграл эти недостающие 1,31 балла».

ФАКТИЧЕСКИ

Дайсуке Такахаши стал первым японским фигуристом, вошедшим в тройку призёров Белой олимпиады;

Эван Лайсачек принёс США 7-ю золотую и 15-ю в целом медаль в мужском одиночном катании;

Евгений Плющенко начал кататься в 4 года. В 2002-м он стал первым фигуристом, исполнившим каскад четверной тулуп-тройной тулуп-тройной ритбергер.

Комментарии