Зимой 1924 года во Франции (которая должна была принимать в том году очередные летние Олимпийские игры) под патронажем МОК прошла «Международная спортивная неделя по случаю VIII Олимпиады» в Шамони. Эти комплексные соревнования по зимним видам спорта вызвали такой интерес, что МОК принял решение проводить отныне – наряду с летними – и зимние Олимпийские игры, а прошедшей неделе задним числом присвоил официальный статус первых зимних Олимпийских игр.
В Шамони съехались лучшие спортсмены из 16 стран. Германия, как зачинщица мировой войны (тогда ещё никто не знал, что только Первой), приглашена не была, хотя её военные союзники Австрия и Венгрия прислали во Францию свои команды (австрийцы завоевали три медали). Открывавший неделю премьер-министр
Мужское одиночное катание
Золото – Гиллис Графстрем (Gillis Grafström, Швеция, 1893 – 1938).
Серебро — Вилли Бекль (Willy Böckl, Австрия, 1893 – 1975).
Бронза — Джордж Гаустчи (Georges Harold Roger Gautschi, Швейцария, 1904 — 1985).
Женское одиночное катание
Золото – Херма Планк-Сабо (Herma Szabo, Австрия, 1902 – 1986).
Серебро — Беатрис Логран (Loughran Beatrix, США, 1900 – 1975).
Бронза — Этель Мукельт (Ethel M. Muckelt, Великобритания, 1885- 1953).
Парное катание
Золото – Хелен Энегельман (Helena Jaroschka-Engelmann, 1898 – 1985) / Альфред Бергер (Alfred Berger, 1884 – 1966), Швеция.
Серебро – Людовика Якобссон (Ludowika Jakobsson, 1884 – 1968)-Вальтер Якобссон (Walter Andreas Jakobsson, 1882 – 1957), Финляндия.
Бронза – Андре Жоли (Andrée Brunet, 1901 – 1993) – Пьер Брюне (Pierre Brunet, 1902 – 1991), Франция.
Франции Гастон Видаль, будучи хитрым политиком, провозгласил с трибуны, что «соревнования организованы под патронажем Международного олимпийского комитета». Кроме того, олимпийский флаг, хотя и не был поднят на центральном стадионе, присутствовал на соревнованиях по бобслею и прыжкам с трамплина, а также у пьедестала во время церемоний награждения. Именно эти моменты стали через два года, на сессии МОК в Лиссабоне, одним из решающих аргументов в пользу признания Игр в Шамони Зимней Олимпиадой.
Старинный горнолыжный курорт Шамони был выбран столицей первой белой Олимпиады не случайно. Долина Шамони расположена между массивом Монблана и массивом Эгюй Руж. Здесь располагается один из самых протяжённых спусков в Альпах — легендарная Белая долина, мечта любого горнолыжника.
Главной трудностью в проведении этих Игр было противодействие со стороны скандинавских стран, считавших зимние виды спорта своей заповедной вотчиной. Культивировавшие ещё с середины XIX века лыжи и коньки скандинавы проводили свои собственные Северные игры и полагали, что ничего лучшего делать не надо. Президенты Международного конькового союза и Международной атлетической федерации также были не на стороне МОК. Правда, мотивы оппонентов были различны. Шведы, норвежцы и финны считали, что их любимым спортивным дисциплинам вообще нечего делать на олимпиадах. Зачем организовывать зимние Игры, если в Древней Греции никто никогда не состязался ни в коньках, ни в лыжах? Как могут в этом случае зимние виды спорта называться олимпийскими? Руководители спортивных союзов, со своей стороны, считали, что зимние Олимпиады являются не столько спортивными соревнованиями, сколько рекламой горнолыжным курортам, где эти Олимпиады должны проводиться.
А ведь были ещё альпийские страны, где культивировались горные лыжи (не случайно ведь в английском варианте они так и называются alp ski) и бобслей, и которые также не горели желанием делегировать свои «увлечения» на Олимп.
Величайшую энергию в пробивании идеи Белых олимпиад проявил Пьер де Кубертен. В течение 1921 и 1922 годов великий француз проявил свой блестящий дипломатический талант. Сначала он добился создания комиссии по организации зимних Игр, в которую были включены представители Швеции, Франции, Норвегии, Швейцарии и Канады, а затем (несмотря на полное отсутствие единодушия в упомянутой комиссии) настоял на организации в 1924-м Недели зимнего спорта как средства пропаганды предстоящей летней Олимпиады. По утверждению Кубертена, должен был получиться показательный турнир по неолимпийским видам спорта. Ради того чтобы программа его была достаточно полной, из олимпийской программы парижской Олимпиады были удалены хоккей и фигурное катание.
В итоге в программу Игр вошли бобслей, лыжный спорт, скоростной бег на кониках, фигурное катание на коньках, хоккей. Женщины соревновались только в фигурном катании на коньках.
Единственным видом спорта, отличавшимся острым соперничеством спортсменов из различных стран (Австрии, Великобритании, США, Финляндии, Франции, Швейцарии и Швеции), было фигурное катание.
Знаменитый шведский фигурист Гиллис Графстрем, о котором мы рассказывали, когда речь шла о летней Олимпиаде 1920 года, повторил свой успех четырехлетней давности, вновь став лучшим в соревнованиях мужчин-одиночников.
В соревновании среди женщин участвовало 8 спортсменок, с большим преимуществом выиграла австрийка, двукратная чемпионка мира Xерма Планк-Сабо. Она не только стала чемпионкой этой Олимпиады, но и выиграла пять раз подряд чемпионат мира с 1922 по 1926 годы. В 1927 году она была побеждена норвежской фигуристкой Соней Хени, но тот результат вызвал много споров, так как трое из пяти судей были норвежцы. Х. Сабо выступала также в парном катании с Людвигом Редом (Ludwig Wrede, 1894 – 1965) . Они выиграли Чемпионат мира дважды, в 1925 и 1927 году, а в 1926 году становились третьими. В 1982 году имя Хермы Сабо было внесено в Зал мировой славы фигурного катания.
В парном катании первенство также одержали австрийские спортсмены — Xелен Энгельман и Альфред Бергер. Интересно, что Энгельман, правда с другим партнером, Карлом Мейстрихом, была чемпионкой мира еще в 1913 году в возрасте 15 лет и до сих пор остается самой молодой чемпионкой мира в парном катании. Не менее интересно, что на этой же Олимпиаде золото в женском одиночном катании выиграла двоюродная сестра Хелен – Херма Сабо.
Однако наиболее яркий пример спортивного долголетия продемонстрировали занявшие второе место Людовика и Вальтер Якобссон из Финляндии: они впервые выиграли чемпионат мира в 1911 году, были чемпионами Олимпиады 1920 года.
В Шамони почти никто не обратил внимания на маленькую девочку из Норвегии, которая заняла в женских состязаниях по фигурному катанию последнее 8-е место. Ничего не говорило и её имя — Соня Хени. А через 6 лет не было в спортивном мире человека, не знавшего этого имени.
Для организаторов Игр итоги их оказались плачевными. Несмотря на уверения Кубертена в том, что состязания лыжников и конькобежцев соберут свыше 30 тыс. зрителей, деньги за билеты (единственный в то время источник дохода для организаторов) заплатили всего 10 044 человека – катастрофа для финансистов. И тем не менее в Шамони Международному Олимпийскому комитету удалось сделать главное: общественное мнение позитивно восприняло идею зимних Игр. В мае 1926 года в Лиссабоне было решено провести в Сент-Морице II зимние Игры, а Неделю зимнего спорта переименовали в I зимнюю Олимпиаду – таков был итог трудной дипломатической миссии барона Пьера де Кубертена, чей гений подарил человечеству еще один праздник спорта.