Брайан Орсер проводит параллели между «битвой Брайанов» и «битвой Юны и Мао», рассуждает о том, какой должна быть девушка Бонда, и легко ли быть тренером чемпионки мира.
— Брайан, на Trophee Eric Bompard главное внимание и зрителей, и журналистов приковано к дуэли между Мао Асадой и вашей ученицей Ю-На Ким. Для вас же как для тренера в первую очередь это дополнительный прессинг. Как справляетесь с ним?
— Это олимпийский сезон, и такой интерес был очевиден. Думаю, это хорошо – и для фигурного катания, и в частности, для женского одиночного. У меня самого по этой части есть некий опыт, как вы знаете, «битва Брайанов» (на Олимпиаде 88 года главная борьба за золотую медаль развернулась между американцем Брайаном Бойтано и канадцем Брайаном Орсером. Первым стал Бойтано, Орсеру досталось серебро. – прим. «Чемпионат.ру»). Я всегда говорю Юне: внимание привлечено к вам двоим, но есть и другие фигуристки, для которых такая ситуация – прекрасная возможность попытаться показать себя и выйти вперёд. Можно вспомнить Олимпиаду в Калгари, где среди женщин соперничали Катарина Витт и Дебби Томас. Тогда никто не ждал ничего особенного от Элизабет Мэнли, которая показала чистый прокат и едва не победила. И я, кстати, думаю, что должна была победить именно она. Так что Юна понимает: нельзя забывать и о других конкурентках. А в первую очередь надо работать над своим катанием.
Брайан Орсер
Родился 18 декабря 1961 года.
Канадский фигурист, двукратный серебряный призёр Олимпийских игр (1984, 1988), чемпион мира 1987 года.
В настоящее время является тренером чемпионки мира Ю-Ны Ким. С прошлого сезона тренирует и двукратного чемпиона мира среди юниоров Адама Риппона.
— Словом, обычный рабочий процесс, и сложности он не добавляет?
— Нисколько. Даже наоборот. Внимание к Юне и Мао полностью оправдано. Обе спортсменки очень хороши. Мао – прекрасно катается, она – настоящий боец. У них – очень здоровое, спортивное соперничество. Всё в порядке, именно этим обычно и отличаются Олимпиады: напряжение, внимание. И надо уметь с этим справляться.
— Напряжение связано не только с Олимпийскими играми. Ведь к Юне в Корее совершенно особое отношение.
— Она и есть особенная. На самом деле Юна привыкла к этому вниманию. С каждым годом оно лишь увеличивается, оно не возникло внезапно. Время от времени девочка приезжает домой, в Корею, и то, как её там встречают, просто нечто. Но и с Мао в Японии — та же история. Да и когда в 88-м мы соперничали с Брайаном Бойтано, интерес был повышенным к нам обоим. По-моему, это даже хорошо. Все взгляды направлены на нас, и никто не смотрит на других. Мне нравится внимание, я думаю, что Юне тоже.
— А как вы, тренер, чувствуете себя, когда приезжаете в Корею?
— Традиции этой культуры таковы, что на тренера возлагается очень большая ответственность. Но публика в Корее нас поддерживает. Она понимает, что и я, и Юна, и ее мама стараемся вместе сделать всё, что в наших силах.
— Взять на себя такую ответственность было непростым решением тогда, в 2006 году?
— Я действительно очень долго думал перед этим. Когда Юна в первый раз обратилась ко мне, я только-только начинал работать как тренер, все еще продолжал выступать в шоу. И поэтому ответил отказом. Она пришла ко мне еще раз, но я снова сказал «нет». Я знал, что такой работе надо посвятить себя полностью. Думаю, согласись я тогда, ей и ее маме вряд ли бы понравилось то, что мне нужно продолжать разъезжать с выступлениями. А вот когда предложение повторилось на Skate Canada, я сказал «да». Я к тому времени уже планировал заканчивать с шоу и морально был готов принять этот вызов. Быть тренером такой фигуристки, как Ю-На Ким, постоянная, круглосуточная работа. Порой я просыпаюсь ночью оттого, что в голову пришла какая-то свежая мысль. Я стараюсь снять с Юны часть нагрузки и думать за нее о том, что ей нужно. Это требует постоянной отдачи – полный день, каждый день. Но мне это нравится.
Стратегия такова: сделать то, что мы можем, и сделать это хорошо. В прошлом году Юна исполняла каскад из тройного флипа и тройного тулупа. В этом сезоне мы заменили его каскадом «тройной лутц-тройной тулуп». Он более сложен, да и стоит дороже. Кроме того, когда Юна прыгает тройной флип не в каскаде, ей проще сделать его чисто, с правильного ребра. Мы пошли на эти изменения, поскольку в прошлом году у судей были замечания к этому элементу. Когда не надо думать о втором прыжке в каскаде, можно больше внимания уделить правильной технике.
— Вы не привлекали других специалистов к подготовке перед нынешним сезоном? В прошлом году Юна брала уроки у знаменитой балерины…
— Да, это так. Но сейчас мы ни к кому не обращались. После соревнований в мае Юна уезжала домой отдохнуть. В начале июня она вернулась в Торонто полностью готовой к работе, хотела разучивать новые элементы, была сконцентрирована на катании. И я очень горжусь тем, что это была не моя, а ее идея – работать больше и двигаться дальше. Одна из ошибок, которую я допустил в 1988 году, – позволил себе расслабиться. В 1987-м я стал чемпионом мира – как раз перед Олимпиадой, которая тоже, как и сейчас, проходила в Канаде. И тогда я старался сохранить уровень, которого уже достиг, вместо того чтобы подумать: даже чемпиону надо работать над собой и стараться стать еще лучше. Я уже был готов к тому, чтобы подталкивать Юну, но обнаружил, что она сама хочет двигаться вперед, ей не надо говорить об этом. Она хочет лучше кататься, быть более выразительной, она работает над своими жестами. Мы лишь задаем ей направление. И немножечко руководим.
— Движение вперёд означает и более сложную технику. Оружие Мао – тройной аксель. Чем собираетесь ответить вы?
— Стратегия такова: сделать то, что мы можем, и сделать это хорошо. В прошлом году Юна исполняла каскад из тройного флипа и тройного тулупа. В этом сезоне мы заменили его каскадом «тройной лутц-тройной тулуп». Он более сложен, да и стоит дороже. Кроме того, когда Юна прыгает тройной флип не в каскаде, ей проще сделать его чисто, с правильного ребра. Мы пошли на эти изменения, поскольку в прошлом году у судей были замечания к этому элементу. Когда не надо думать о втором прыжке в каскаде, можно больше внимания уделить правильной технике. Так что, надеюсь, и здесь заработаем дополнительные очки.
— Судя по заявленным элементам, в этот раз она не будет прыгать ритбергер в произвольной.
— На этих соревнованиях – нет. У нас заявлен каскад из трёх двойных прыжков – акселя, тулупа и ритбергера. По баллам – это примерно та же стоимость. Юна каждый день делает этот прыжок на тренировках, и сейчас он у нее получается лучше, чем когда-либо, так что посмотрим. Я буду следить за тем, чтобы она продолжала его тренировать, потому что ритбергер – основа для всех остальных прыжков. Думаю, что на этих соревнованиях у нас задача – показать программу, посмотреть какие компоненты нам поставят за нее, а над техническим содержанием поработаем после.
Мы не просто взяли музыку из фильмов. У нас – девушка Бонда на льду. Вы же знаете, что это такое. Девушка Бонда всегда очень сексуальна, уверена в себе, держит ситуацию под контролем – и это все про неё, про Юну. И, кроме того, загадка. Вы никогда не знаете, кем девушка Бонда окажется на самом деле. Такой была идея. Думаю, программа станет приятным сюрпризом для всех.
— В олимпийский сезон как никогда важны сами постановки. Расскажите о программах Юны. Для короткой вы выбрали музыку из фильмов про Бонда, тогда как обычно беспроигрышным вариантом считается классика.
— Классика у нас была в прошлом сезоне. Dance Macabre – на мой взгляд, это была программа словно из другого мира. Мы решили, что хорошо будет сменить жанр. Иначе все сравнивали бы новую и старую программы, как яблоко с яблоком. А раз мы идем в другом направлении – яблоко с апельсином сравнивать уже не получится. Кроме того, Юна раскрывается здесь с той стороны, которую в ней мало кто видел раньше. Она может быть очень привлекательной и уверенной в показательных выступлениях. Мы хотим показать это и в соревновательных программах. Мы не просто взяли музыку из фильмов. У нас – девушка Бонда на льду. Вы же знаете, что это такое. Девушка Бонда всегда очень сексуальна, уверена в себе, держит ситуацию под контролем – и это все про неё, про Юну. И, кроме того, загадка. Вы никогда не знаете, кем девушка Бонда окажется на самом деле. Такой была идея. Думаю, программа станет приятным сюрпризом для всех.
— Произвольная?
— Это совсем иная история. Нельзя, чтобы короткая и произвольная были похожи, тем более в олимпийский сезон. Так что мы выбрали Гершвина. Это чарующая, сильная музыка. Музыка не для прыжков. Под нее нужно кататься, танцевать и время от времени прыгать. К тому же в ней есть разнообразие, мелодия не звучит монотонно в течение всей программы. Юна влюблена в обе свои программы, и я с нетерпением жду, когда мы представим их публике и судьям, сможем показать всю энергию, которая в них есть. Это будет потрясающе.
Продолжение следует...