У Стефана Ламбьеля никогда не было недостатка в поклонниках. Но, пожалуй, именно с его уходом из любительского спорта стало очевидно, какое место швейцарец занимал в фигурном катании. «Легенда», «звезда», «уникум» — газеты и журналы не скупятся на титулы. И все они соответствуют действительности. Не спорят с этой аксиомой и журналисты «Чемпионат.ру», с которыми тет-а-тет побеседовал швейцарский фигурист.
Стефан Ламбьель
Родился 2 апреля 1985 года в Мартиньи (Швейцария). Гражданство – Швейцария. Вид спорта – фигурное катание. Спортивный клуб – «Патинёр де Женев» (Лозанна, Швейцария).
Титулы: чемпион мира (2005, 2006), победитель финала Гран-при (2006, 2008), чемпион Швейцарии (2001-2008), серебряный призёр Олимпийских игр 2006 года в Турине. Завершил любительскую карьеру в 2008 году.
Физическая боль, ставшая непреодолимой частью восстановления после травмы приводящей мышцы бедра, заставила швейцарца уйти из спорта. Здоровье не позволяло быть первым, а любое другое место двукратного чемпиона мира уже не устраивало. Но, несмотря на уход из большого спорта, Ламбьель по-прежнему на льду. Правда, по другому поводу. Одно ледовое шоу с его участием сменяется другим. Италия, Япония, Франция… Последнее выступление особое. Art on Ice – турне по городам Швейцарии. На родной земле публика приветствует Ламбьеля как своего героя, взрываясь аплодисментами после танго – программы, которая должна была стать его новой произвольной. «Я думаю, то, что составляет эту программу, возможно, трудно понять, но это – боль. Как будто вы ощущаете, что всё может разрушиться, сломаться, всё может случиться. И я действительно хочу показать, что иногда в вашем сердце может быть очень много боли», — поясняет экс-чемпион.
— Стефан, вы продолжаете тренировки на прежнем уровне?
— Я выхожу на лёд каждый день, ведь моему телу нужны нагрузки. Но я не могу много прыгать, потому что через некоторое время начинаются боли. Я могу кататься 40 минут, не больше.
— Вам всё ещё надо прикладывать лёд к повреждённой мышце?
— Мне всё ещё надо делать массаж, упражнения для укрепления мышц, я ношу поддерживающие шорты. Иногда, когда боли становятся слишком сильными, я принимаю лекарства. Фигурное катание – это моя жизнь, и я не хочу останавливаться. Но для соревнований такого уровня недостаточно. Тренироваться надо больше, чем 40 минут в день.
— Но вам уже лучше?
— Да, мне лучше. Осенью шесть недель я вообще не выходил на лёд. И потом, когда снова начал кататься, было тяжело — потому что ещё было больно. Но было здорово снова оказаться на льду, выражать себя… Это то, что мне нравится в фигурном катании. Ведь этот вид спорта — не только одни прыжки. Но, конечно, когда я начинаю тренироваться, я работаю над ними тоже.
— Кстати, ведь вы прыгнули сейчас на тренировке четверной? Четверной в каскаде с тройным тулупом?
— Да (улыбается). Я хотел прыгнуть его в шоу, но с этим освещением это сложно, слишком большое напряжение. К тому же будут съёмки для телевидения, это нервирует. Но на вечернем шоу, если буду чувствовать себя уверенно, я бы хотел попробовать.
А когда-нибудь, когда я буду постарше и наберусь опыта, я бы хотел спродюсировать мюзикл на льду. Что-нибудь необычное.
— Сейчас вы снова тренируетесь в Швейцарии у прежнего тренера Петера Грюттера?
— Когда я в Цюрихе, то я работаю с Саломэ (Саломэ Брюннер, хореограф Ламбьеля. — Прим. «Чемпионат.ру»), когда я в Женеве, то работаю с мистером Питером. Это не столь серьёзные тренировки… Точнее, это не тренировки на постоянной основе. Он мой большой друг, мне нравится тренироваться с ним, это напоминает старые времена. Сейчас мы разучиваем новые шаги, новые движения… Мистер Грюттер как никто умеет настроить меня на то, чтобы учиться чему-то. Без него, возможно, я бы делал только то, что уже умею. В Лозанне же я тренируюсь сам и занимаюсь физподготовкой с Маждой Шарль. Так что команда осталась та же.
Хотя мне было хорошо в Америке, у Виктора и Галины (Виктор Петренко и Галина Змеевская. Ламбьель перешёл к этим тренерам летом 2008 года, незадолго до своего ухода из спорта. — Прим. «Чемпионат.ру»). Мы много работали, они относились ко мне как к своему ребенку, я жил в семье у Виктора… Это было хорошее время. Но с моим здоровьем было невозможно работать в полную силу.
— Теперь, когда вы уже не принимаете участия в соревнованиях, вы следите за тем, как идёт спортивный сезон?
— Да, я смотрел некоторые выступления Гран-при на «ю-тьюбе». И чемпионат Европы — почти всё, что показывали по телевизору. Я немного разочарован. Уровень, мне кажется, был невысок, уж не знаю, что вы думаете на этот счёт. И девушки выступили не очень хорошо.
— В Европе с женским одиночным всегда было слабее, чем в Америке и Азии.
— Да, но в этом году (качает головой)…
— Ну а мужчины-одиночники?
— На мой взгляд, канадец Патрик Чан очень интересен. Очень сильный спортсмен японец Такахико Козука, у него отличное скольжение и хорошие прыжки. Но ему нужно поработать над своими руками, над выразительностью жеста. Тогда, я думаю, он будет очень хорошим фигуристом. У него большой потенциал.
Я выхожу на лёд каждый день, ведь моему телу нужны нагрузки. Но я не могу много прыгать, потому что через некоторое время начинаются боли. Я могу кататься 40 минут, не больше.
— А как вам Брайан Жубер?
— Брайан был моим соперником, он тоже очень хороший фигурист с сильным характером. Я должен признать, что это заслуживает уважения: сложно оставаться на вершине так долго. Мы с ним принадлежим к двум разным типам фигуристов, но это и интересно. Я думаю, у него есть масса сильных сторон, у меня — другие выигрышные качества. А вне льда мы очень хорошие друзья.
— Остались танцы и парное катание.
— Вы знаете, сейчас танцы — это мой любимый вид фигурного катания. Я люблю очень многих танцоров. Мои фавориты – Тесса Вирче и Скотт Мойр. Тесса так элегантна, а у Скотта — очень высокий уровень катания. Мне кажется, если показать ему любое новое движение, он повторит его сразу же. Это здорово. Впрочем, мне так же нравятся и Хохлова–Новицкий, и Файелла–Скали, и Керры, и Дэвис–Уайт. И Домнина–Шабалин тоже. Но я не уверен, что партнёр сможет восстановиться после травмы к новым соревнованиям полностью.
Что касается пар — Мухортова–Траньков, конечно, одни из моих любимых, и Алёна Савченко с Робином Шолковы. Ещё мне нравится канадская пара Дюбе–Дэвисон, но им не хватает стабильности. У них не всегда получаются чистые прокаты. Иногда всё прекрасно, иногда не очень.
— Если говорить о планах на будущее, то вы продолжите кататься в таких шоу, как Art on Ice, Dreams on Ice, или сделаете что-то своё?
— Я подумываю о том, чтобы сделать своё собственное шоу. Не знаю, слышали ли вы о «Ламбьель и друзья» — в прошлом году я уже делал два шоу в Базеле и два в Давосе. И я спрошу у своего агента, сможем ли мы повторить. Мне хотелось бы самому подобрать исполнителей, у меня очень хорошие отношения со многими фигуристами. Быть может, я бы даже поставил какие-то номера для шоу, это было бы интересно. А когда-нибудь, когда я буду постарше и наберусь опыта, я бы хотел спродюсировать мюзикл на льду. Что-нибудь необычное.
Но сейчас ещё очень рано об этом говорить. У меня нет времени на то, чтобы сконцентрироваться на организаторских проблемах. Когда занимаешься продюсерством, то выступать уже не получается. А я хотел бы ещё несколько лет кататься на льду сам.